Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Как я ездил к Дали и Пикассо

3803 0 22:53 / 22.10.2015
В субботу 27 июня был предпоследний день работы выставки скульптуры, графики, керамики Дали и Пикассо из частной коллекции А. И. Шадрина в Национальном историческом музее. У меня избирательный скептицизм. Например, российский миллиардер, покупающий «десяток яиц» Фаберже, — может быть, а то, что за миллион долларов можно купить значимую коллекцию произведений Дали — едва ли. А тут позиционируются сюрреалист Дали и керамист, но все-таки Пикассо, в «одном флаконе». Интересно. К тому же Минск — не такие уж дальние дали. Решено! Едем к Дали!

Освежим представление о термине «сюрреализм», укоротив цитату из «Манифеста сюрреализма» Андре Бретона: «Я верю в будущее слияние сновидения и реальности в некоторой абсолютной реальности, в сюрреальности...»
Не ездил в Минск за свой счет со «времен» королевы Виктории и принца Альберта (выставка шедевров из одноименного лондонского музея в 2013 году в Национальном художественном музее). Памятуя о кризисе, решил выбрать вариант поэкономнее. Спасибо «ГП», в руках новенькое расписание движения поездов, где с радостью нахожу: поезда Гомель — Минск № 707, отправлением в 7.59, в пути 3 часа 36 минут и Минск — Гомель № 708, отправлением в 18.08, в пути 3 часа 38 минут. Свершилось. Многолетние сладкие сны о безостановочном поезде в столицу материализовались.
Билет в Минск (сидячий вагон № 11) стоил 44 тысячи рублей, а из Минска в тот же вагон — 48,5 тысячи рублей. Географически маршрут туда и обратно повторен абсолютно точно. Откуда разница в стоимости? Встречный ветер? Из объяснений железнодорожников: «Из Минска в Гомель поезд может ехать с разным километражом, но берут всегда за больший, а разницу не выплачивают».
До музея можно дойти и пешком. Небольшая очередь за билетами. Билет стоит 120 тысяч рублей.
Спрашиваю: есть ли камера хранения и туалет? «Да, в подвале». Спускаюсь. За стойкой гардероба свалены демонтированные унитазы. На дверном косяке бумажка со знакомыми буквами. Ломанулся сдуру. Внутри две кабинки. Одна широкая (видимо для колясочников), другая обычная, куда пыталась протиснуться очень тучная дама. Как-то и расхотелось сразу.
В небольшом зальчике и двух комнатенках экспонатам выставки было тесновато, а тут еще «неожиданно» нахлынули посетители.
Двумя днями позже я разговаривал по телефону с заместителем директора музея Ниной Владимировной Колымаго. Спросил и про туалетный «сюрреализм», и про тесноту, и про мизерный набор сувениров. Она извинилась, сказала, что музей ремонтируется, что владельцы выставки три года не могли пробиться в Минск и лучшей площадки не нашли. Заверила, что сувениры будут.
Общался по телефону и с Ярославом Александровичем Шадриным. Сын владельца коллекции, организатор выставки и автор весьма интересной книги-каталога сказал, что работники музея были для них добрыми друзьями, что были небольшие накладки (при этом комментарии очень сдержанные). Добавил, что его книга продавалась чуть дороже себестоимости.
Что до самой выставки. Мне понравилось. Я не искусствовед. Тут надо не рассказывать, а смотреть и слушать (хоть и с экрана телевизора) Шадрина, трогать втихаря то, что не закрыто стеклами, купить его книгу и DVD.
Авторы в изобразительном искусстве делятся, по моему мнению, на две группы: гении и ремесленники. Внутри первых горит огонь от искры божией или, в случае с Дали и, например, Врубелем, огонь какого-то другого происхождения. Этот огонь питает их творчество и сжигает их самих. Гении могут в силу различных обстоятельств опускаться до уровня ремесленника, тогда в их работах не будет «огонька». Ремесленник до уровня гения не сможет подняться никогда. На нашей выставке, по моему мнению, керамист Пикассо был подавлен гением Дали.
Без повышения нашего культурного и образовательного уровня не будет существенных достижений ни в экономике, ни в науке, ни в литературе, ни в искусстве. Надо дать шанс талантам, чтобы не прощелкать появление тех, кто продолжит список: Шагал, Сутин, Исачев... Надо иметь в Минске хорошую выставочную площадку, где можно было бы продавать лучшие работы. А в тех счастливых случаях, когда привозят работы гениев, делать так, чтобы не было тесно ни шедеврам, ни посетителям. Наши музеи бедноваты.
В Москве и Санкт-Петербурге есть всемирно известные музеи и архитектурные памятники. Летом 2014 года, будучи в Пушкинском музее в столице России, видел целую группу китайских детей, которые сидели на полу и рисовали в альбомах. Я подсмотрел, графика у них была недетская. Хочется, чтобы наши талантливые дети (а они все талантливые) приобщались к мировой культуре вместе со взрослыми. Но реальность нынче такова.
Проезд на микроавтобусе из Гомеля до Минска (300 километров) — 100 тысяч рублей, до Москвы (680 километров) — 250 тысяч рублей. Вполне логично. Но не все микроавтобус хорошо переносят, особенно дети. Поезд лучше. Но если от Гомеля до Минска сидячее место в поезде стоит 44 тысячи рублей, то плацкарта до Москвы — 750 тысяч рублей, а купе — 1 миллион 509 тысяч рублей (это на 55-й поезд). До Питера — 838 тысяч и 1 миллион 599 тысяч соответственно.
Может быть, в рамках союзного государства железнодорожникам пересмотреть тарифную политику?
...Хватило времени, чтобы погулять по полупустому субботнему Минску. Просто красавец! Венесуэльские офицеры в белоснежных или черных мундирах придавали городу какой-то сюрреалистический шарм. Поездка удалась!







Культура


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Мікалай 01/01/1970 03:00
А навошта было ехаць у Менск, кали гэтая выстава хутка прыедзе ў Гомель?)) У галерэі Вашчанка ўжо з 5 лістапада!
Цитировать