Ждем, когда забор поставят. Обещали!
В полумиллионном городе важно нащупать свой ритм: кому-то по душе спальные районы, а кто-то целится в самый центр, чтобы в полной мере прочувствовать на себе весь этот «индастриал». Но есть категория людей, которая ведет размеренную деревенскую жизнь, и при этом в самом сердце шумного «полумегаполиса».
Дверь частного дома по улице Рогового нам открыла Надежда Пастухова. Несмотря на весьма почтенный возраст, женщина прекрасно выглядит, хоть и передвигается с трудом. Ее избушка располагается метрах в пятидесяти от раздавшейся вширь проезжей части по улице Интернациональной.
— У меня сын здесь живет более 20 лет, — рассказала она. — В свое время поменяли квартиру в многоэтажке на этот дом, обустроились, и сейчас все отлично. Раньше я жила в деревне, но с возрастом стало неудобно добираться в магазин. Пришлось переехать сюда.
— Не жалеете? — поинтересовался у Надежды Луковны.
— Первое время было непривычно слышать шум, все-таки в деревне спокойнее. Зато лучше, чем в кирпичном скворечнике: соседи не стучат, не заливают. Вообще, я родилась и всю жизнь прожила в Гомеле, в деревню уехала только после выхода на пенсию.
Город строится, меняется, и порой эти перемены вносят порцию дискомфорта в «сельскую жизнь» Надежды Пастуховой: «В прошлом месяце возле нашего дома снесли два гаража, и получился проходной двор. Ждем, когда поставят на этом месте забор. Обещали!»
Действительно, лицевая сторона территории не огорожена, поэтому с Интернациональной нам даже показалось, что в доме никто не живет.
— И огорода как такового нет, только тепличка небольшая стоит, — сказала хозяйка. — Почему решетки на окна не ставим? А зачем? Кому мы тут нужны?
Домик пенсионера Николая Сивакова находится в еще более оживленном месте, на улице Полесской. Напротив — здание «Белоруснефти», а в нескольких шагах — разворотное кольцо. Пешеходные переходы здесь отменили, поэтому народ стремится сократить дистанцию до ближайшего светофора. И в результате дом Николая Ивановича тоже стал центром своеобразного разворотного кольца для пешеходов, с внушительным трафиком.
— Нормально мы живем, тихо и мирно. А прохожие не мешают: им же нужно где-то ходить! — рассказал он. — Сам живу здесь уже 40 лет, а дом старенький совсем: войну пережил. Магазинов хватает, этим сейчас никого не удивишь. Может, только в селах такая проблема осталась. Я всю свою жизнь прожил в одной из деревень Рогачевского района. Раньше там было около 200 дворов, а сейчас осталось три. А в деревне, откуда жена родом, только четыре двора.
Николаю Сивакову прохожие не мешают, но «романтику» здешних мест он успел прочувствовать на себе: «Пьют все! Рядом же винзавод находится. Если калитку не закрыл, обязательно кто-нибудь придет и попросит пустой стакан. Поэтому у меня на столе стоят два дежурных стакана. На всякий случай. А что, мне не жалко!»
По словам мужчины, его дом, как и соседский, планируют снести уже весной. Квартиру пока не предлагали, но никаких эмоций хозяин по поводу переселения не испытывает, повторяя в разговоре одну и ту же фразу «Да мне все равно!»
Туристов много приезжает: им в диковинку, а нам привычно!
Вопреки расхожему мнению, частные дома в центре Гомеля населяют не только пенсионеры, но и молодые семьи. Одно из зданий по улице Докутович привлекло своей настенной живописью.
Его хозяин Денис Руденков вкратце поведал историю создания рисунка: «Сначала дом был зеленого цвета, потом синего, а затем решили покрасить в красный. Когда я со стороны посмотрел на то, что получилось в итоге, сказал: «Ну прям как божья коровка, только черных точек не хватает!» Мама тогда и смекнула: «Ну а почему бы в таком случае не нарисовать божьих коровок?»
Этот дом тоже расположен в оживленном месте, и шум от проезжающих мимо машин создает помехи для нашей беседы. Тем не менее Денис не считает это большой проблемой.
— В центре города хорошо живется, — резюмировал он. — А то, что рядом с высотками, и не замечаю вовсе. Дорога только мешает: много машин ездит, особенно после ремонта этой улицы. Поэтому и детей на улицу боимся выпускать. Какие плюсы от частного дома в центре города? Ну, свой дом — это уже плюс. Нет соседей, можно сделать шашлык, и никуда выезжать не надо.
С обычной квартирой в многоэтажке даже сравнивать не приходится: «Здесь вышел с утра во двор, нарвал малины в огороде — и сразу настроение хорошее! Конечно, частный дом требует большего ухода, но, поверьте, плюсы значительно перекрывают минусы», — отмечает Денис.
Частный дом Татьяны Гариной располагается аккурат между зданием КГК и жилой пятиэтажкой.
— Это дом моего мужа, был построен в далеком 1923 году, — рассказала хозяйка. — Не архитектурный памятник. Раньше рядом с нами располагалось еще больше частных домов. Такого движения по улице Пролетарской не было. Муж говорил, что мог час стоять возле дороги, но так и не увидеть ни одной проезжающей машины.
Несмотря на то, что двор Татьяны Ивановны отлично просматривается с верхних этажей многоквартирного дома, никакого стеснения от подобного соседства она не испытывает.
— Я со многими местными жителями общаюсь, — отметила она. — В основном, со старожилами, которых с каждым годом становится все меньше. Жаль только, что фейерверки на площади уже не запускают: отсюда был очень хороший обзор.
На придомовой территории раньше росла груша, которой, по словам хозяйки, было около 150 лет. Но дерево пришлось вырубить: оно сгнило и могло завалиться на дом. Часть участка занята газоном, но есть и место под небольшой огородик.
— А не боитесь употреблять овощи в пищу? Все-таки самый центр города!
— Дорога ведь далеко, а я никакой химии не использую.
Если дом Татьяны Гариной официально не является архитектурной ценностью, то с деревянной постройкой возле центрального парка все с точностью до наоборот — и табличка соответствующая имеется. Дверь нам открыла пенсионерка Татьяна Горбатовская. Рассказала, что живет здесь с большим удовольствием: дом хороший, потолки высокие, а если в общем, то тепло и уютно.
— Правда, дом старый, и ремонт не помешал бы. Если это памятник архитектуры, то и выглядеть должен соответственно, — посетовала она.
Татьяна Борисовна живет здесь уже около полувека. Поменяли однокомнатную квартиру по проспекту Ленина и заселились поближе к парку. По ее словам, сейчас в этом деревянном доме проживают шесть семей.
— Многоэтажка напротив нам не мешает, и мы, надеюсь, им тоже проблем не доставляем, — сказала женщина с улыбкой. — Жить рядом с парком — это просто прекрасно! Гуляю здесь часто, а летом купаюсь в Соже. Место просто санаторное! Туристов много приезжает из разных стран посмотреть на наш парк: им в диковинку, а нам привычно!
При этом хозяйка заметила, дом-музей из своей квартиры делать не стала бы, хотя туристам всегда готова что-либо подсказать или помочь сориентироваться на местности. Жильцам этого дома уже предлагали квартиры в 94-м микрорайоне, но никто не согласился туда переехать.
— Для пенсионеров большая проблема, что закрывают близлежащие магазины по улицам Советской и Пушкина, — пожаловалась женщина. — Нам ведь больше и не надо. Главное, чтобы здесь магазины работали как раньше.
Татьяна Горбатовская основательно прикипела к центру города и этому старенькому деревянному дому: «Бывает, едешь в другой район к кому-нибудь в гости, а потом возвращаешься домой и думаешь: «Вот, всё свое, родное!»