«Предотвратить проще, чем лечить» — таким принципом руководствовались ученые Института леса Национальной академии наук Беларуси, когда разрабатывали уникальный состав для регулирования численности короеда. Стволовой вредитель порядком натворил бед в белорусских лесах, воспользовавшись излишне засушливыми сезонами. Новый препарат позволит ограничить размах популяции. Сейчас ученые проводят последние испытания и готовятся к производству состава в опытно-промышленных масштабах, sb.by.
Был санитаром — стал врагом
Короеды не возникают ниоткуда и не исчезают в никуда. В наших лесах они живут столетиями и в обычных климатических условиях выполняют вполне себе полезную функцию. Видят старое больное дерево — и уничтожают его побыстрее, дабы не мешало расти новым. Самые настоящие порядочные санитары леса. А в каком количестве им плодиться, решают сами хвойные деревья, выделяя при достаточной влажности хорошее количество смолы.
Но вот климат пошалил, осадков выпало мало, белорусские леса, особенно в южных районах, изнывали от жары. И начали жучки, привычно грызя все на своем пути и добивая не блещущие здоровьем деревья, размножаться. Короед мгновенно пользуется случаем: прогрызает кору, обживается в стволе, организуя многочисленные ходы. И та же сосна потихоньку погибает изнутри — сил на борьбу в засушливое время у нее нет. В 1990‑х короед-типограф так прошелся по ели. А совсем недавно шестизубчатый и вершинный короеды повоевали с соснами. Кстати, последняя такая вспышка была в 1930‑х.
Лес желтел — короед пировал. Срубить пораженное дерево и сжечь порубочные остатки — единственный надежный способ борьбы с короедом во время вспышки. Заведующая лабораторией проблем восстановления, защиты и охраны лесов Института леса Наталья Севницкая приводит невеселые цифры:
— По данным «Беллесозащиты», на протяжении 2016 — 2022 годов, когда наблюдалось массовое усыхание сосновых насаждений, площадь сплошных санитарных рубок составила 115 тысяч гектаров.
Конечно, принятые ударные меры позволили улучшить ситуацию: сейчас видимое проявление короедских аппетитов — дело эпизодичное, вырубленные площади засадили новыми деревьями.
Но вопросом, как побороть короеда, задались и теоретики, и практики. Ядреную химию не возьмешь — пострадают растения. Да и попробуйте обработать сосны полностью, распределив составы по всей коре и хвое. Тут и авиация не поможет.
Младший научный сотрудник Жанетта Пименова.
Биологическое оружие
И ученые поняли, что искать нужно не химическое оружие, поясняет Наталья Леонидовна:
— В природе есть у короеда естественный враг — грибная инфекция. Энтомопатогенные грибы боверия бассиана — естественный регулятор численности насекомых.
Подтверждений эффективности этой инфекции против короедов более чем достаточно, осталось только взять гриб в большом количестве и «накормить» вредителя. Ученые для начала выделили чистую культуру, провели исследования и убедились, что штамм, опасный для короеда, безвреден для человека и растений. Следующая задача — увеличить количество короедоубийцы. Для этого штамм помещают на питательную среду, затем высеивают на пшено и растят в лабораторных условиях при строгой температуре 26 градусов, после чего сушат и измельчают. Наталья Севницкая показывает небольшие гранулы:
— В этом порошке 5 миллиардов спор на один грамм препарата. Чтобы закрыть потребности в масштабах страны, нам нужно производить около 140 килограммов состава в год — вполне подъемные цифры.
Кушанье приготовили, а как накормить им короеда? Но здесь изобретать ничего не пришлось: гомельские ученые из Института леса уже давно запатентовали специальную ловушку, которую используют для самых разных задач лесного хозяйства. В центр нее помещают привлекающий короеда феромон, а в расположенную снизу емкость, куда попадает насекомое, — препарат. Короед цепляет споры грибка и летит «домой» передавать инфекцию потомству.
Полевые испытания идут с апреля. Одна ловушка защитит один гектар леса, хватит 30 граммов препарата. После подтверждения лабораторных успехов полевыми останется пройти регистрационные испытания — и можно приступать к опытно-промышленному производству. В лесхозы Беларуси препарат может поступить в 2026 году. Но Наталья Севницкая подчеркивает, что это не панацея и не волшебное средство, которое сможет остановить эпидемию:
— Это вспомогательный механизм, превентивная мера наподобие прививки, которую человек делает перед началом сезона гриппа. Препарат поможет лесу бороться с засильем короеда, но важно, чтобы погода нам не мешала. Для хорошего распространения инфекции нужна нормальная влажность. И тут остается надеяться на удачу.