Миклашевич: идет активная работа по ревизии законодательства во всех сферах жизни государства
Миклашевич: идет активная работа по ревизии законодательства во всех сферах жизни государства
329015:48 / 19.09.2024 / БелТА
Поделиться:
В Беларуси ведется активная работа по ревизии законодательства во всех сферах жизнедеятельности государства. Таким мнением с журналистами поделился председатель Конституционного Суда Петр Миклашевич во время рабочей поездки в Могилев, передает корреспондент БелТА.
"18 июля 2024 года состоялась встреча Президента Республики Беларусь с судьями Конституционного Суда, на которой Президентом была поставлена задача провести ревизию законодательства, то есть всех нормативных правовых актов, принятых на подзаконном уровне: постановление правительства, министерств, других государственных органов. По выполнению этого поручения в Конституционном Суде в настоящее время ведется активная работа: проводится анализ законодательства, принятого на подзаконном уровне во всех сферах жизнедеятельности общества и государства. Выявились некоторые концептуальные вопросы, которые требуют разрешения на государственном уровне, - отметил Петр Миклашевич. - Что касается самого принятия законов, то этот процесс у нас упорядочен. Ежегодно составляется план проекта принятия законов, который утверждается главой государства. Принимаются внеплановые законы. В среднем около 50 законов принимается ежегодно. Это не такой большой объем. И законотворческий процесс по принятию закона у нас упорядочен и проводится на достаточно качественном уровне".
Как подчеркнул Петр Миклашевич, законодателю при принятии закона предоставлено право делегировать полномочия Совету Министров и другим уполномоченным органам принимать подзаконные акты для установления определенного порядка реализации тех или иных норм закона. "К сожалению, при анализе мы видим, что в ряде случаев не совсем обоснованно законодатель делегирует урегулирование тех или иных вопросов, которые должны быть урегулированы на уровне закона, - сказал он. - Еще один момент связан с переделегированием полномочий на уровне правительства. Когда законодатель делегировал непосредственно Совмину принятие нормативного правового акта, Совет Министров переделегирует это право тому или иному министерству или республиканскому органу. Это как раз порождает множественность нормативных правовых актов и понижает уровень правового регулирования, где предполагается в ряде случаев ведомственный интерес".
Председатель Конституционного Суда также обратил внимание на необходимость оптимального соблюдения разрешительного и запретительного принципов на уровне законодательного регулирования. "Принцип разрешительный означает, что все можно делать, кроме того, что запрещено законом. А разрешительный означает, что все можно делать, что разрешено законом. Поэтому необходимо при законодательном регулировании соблюдать разумный баланс применения этих принципов. Потому что на уровне подзаконных актов, как показывает анализ, мы встречаем излишнее установление запретов, что не дает возможность в полной мере реализовать права, которые установлены на уровне Конституции и на уровне закона", - сказал он.
Еще один важный аспект, на который обратил внимание Петр Миклашевич, связан с избыточным регулированием на подзаконном уровне. "На совещании Президент называл цифру - более 175 тыс. нормативных правовых актов. И ставится задача как раз сократить этот объем регулирования, - отметил он. - Мы видим, что есть множество нормативных правовых актов по тем или иным отношениям, которые необходимо сократить, объединить, чтобы была возможность ориентироваться в этом массиве. Поэтому на государственном уровне поставлена задача главы государства жить по закону и не допустить той ситуации, чтобы сущность законодательного регулирования искажалась на подзаконном уровне".
Петр Миклашевич также обозначил, что в ряде подзаконных нормативных актов устанавливается правовая неопределенность, которая на практике порождает различные коллизии и делает затруднительным реализацию прав гражданина, а также со стороны правоприменителя возникают вопросы, как разрешить такие ситуации. "В этом направлении мы работу продолжаем, к этому процессу активно подключаются судьи Конституционного Суда. Для этого мы также используем наш опыт проверки законов в порядке предварительного конституционного контроля, - рассказал он. - Мы проверили уже более тысячи законов, где у нас были такие полномочия. Естественно, сейчас будем информировать, что необходимо сделать для того, чтобы упорядочить законодательное регулирование на подзаконном уровне".