Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Гомельский университет имени Ф. Скорины в Болонском процессе

4162 0 17:30 / 15.05.2018
Три года назад Беларусь стала частью Европейского образовательного пространства. Ректор ГГУ имени Ф. Скорины Сергей Хахомов — о том, можно ли полностью реформировать белорусскую систему образования, признаются ли белорусские дипломы за границей и будут ли молодые специалисты массово уезжать за рубеж.
хахомов.JPG
— Сергей Анатольевич, какие плюсы получила Беларусь от вступления в Болонский процесс?

— Прежде всего, укрепление авторитета через качественное высшее образование, расширение границ сотрудничества. Болонский процесс позволяет рассматривать Беларусь как надежного и стабильного партнера. И у наших сограждан формируется новый тип мышления — понимание общеевропейских ценностей, уважение к этническим традициям. Несомненные плюсы — возможность обмена опытом, пропаганда национальной культуры, повышение престижа белорусского образования.
— Болонский процесс называют внешним стимулом для внутренних реформ. Какие структурные изменения произошли за эти годы?
— На примере ГГУ имени Ф. Скорины видим переход с классической пятилетней 1-й ступени высшего образования на четырехлетнюю, а вообще на трехступенчатую систему высшего образования, принятую в Европе: бакалавр—магистр—доктор. Отучившись в вузе четыре года, выпускники могут выбрать два пути: устроиться на работу и начать карьеру либо поступить в магистратуру и еще два года получать углубленную подготовку по одной из 22 специальностей. Степень магистра дает определенные преимущества при трудоустройстве, кроме того, она предназначена для тех, кто в дальнейшем планирует учиться в аспирантуре. Каждая из трех ступеней высшего образования завершается вручением выпускникам дипломов.
— Признаются ли белорусские дипломы за границей?
— Полного признания дипломов в Европе нет и даже, например, в различных федеральных землях Германии разные требования к обладателям дипломов преподавателя. Поэтому приходится сдавать дополнительные экзамены и проходить через бюрократические процедуры. Для признания необходимо приложение к диплому единого европейского образца (Diploma Supplement). Университет уже начал выдавать выпускникам национальное приложение к диплому, где помимо информации о степени, квалификации и изученных дисциплинах, применяется общепринятая в Европе система учета кредитов. Она отражает объем работы студента на каждом курсе (лекции, семинары, экзамены).
— Означает ли это, что наши специалисты начнут массово уезжать в Европу?
— Думаю, о массовости говорить не придется. Белорусская система образования все еще отличается от европейской, к тому же каждая страна блюдет свои интересы. Другое дело, если наши выпускники будут заимствовать опыт европейских специалистов и успешно адаптировать его у себя на родине, в Беларуси. Среди преподавателей и аспирантов ГГУ есть те, кто стали обладателями двойных дипломов или защитили диссертации за рубежом, а сегодня передают свои знания гомельским студентам и коллегам. К примеру, Роман Бекаревич, Алексей Балмаков, Игорь Фаняев получили ученую степень по физике в японском университете Шизуока, этим летом там же будет защищаться Сергей Барсуков.
Есть хороший опыт такого сотрудничества и с европейскими вузами, например, Анна Крутолевич получила ученую степень по клинической психологии в Вестфальском университете в Германии, диссертации по физике защитили Виктор Асадчий — в финском университете Аалто, Светлана Вербицкая и Ксения Шиляева — в Стокгольмском университете, Павел Курдесов — в Лозаннском университете.
Обмену опытом способствуют международные программы. В университете реализуется более 10 европейских проектов по программам ТЕМПУС, Erasmus+, «Горизонт 2020», MOST. Наши ученые ведут совместные исследования с коллегами из Германии, Польши, Португалии, Литвы, Италии, Испании и других стран. Выросла и мобильность преподавателей. Сто из них в прошлом году читали лекции более чем в 20 европейских университетах. В свою очередь, зарубежные коллеги несколько раз за учебный год приезжают в ГГУ и работают со студентами. Как правило, это общение на английском языке.
— Как студенты относятся к лекциям на английском?
— Понимают, что это требование времени. Молодежь заинтересована в успешной карьере, а без знания иностранного языка построить ее очень сложно. Да и участие в международных программах невозможно. Углубленному изучению английского сейчас уделяется много внимания: это не только курсы и факультативы, но и практика защиты курсовых и дипломных работ, проведения профильных предметов на английском.
Знание иностранных языков благоприятно сказывается на студенческой мобильности. В прошлом году наши студенты обучались в летних школах Германии, Китая, Швеции, Испании, проходили стажировки на Кипре, в Латвии, Словакии, Франции, а некоторые проводили на учебе в европейских вузах по целому семестру. Вот и этим летом несколько ребят готовятся к поездкам в летние школы Германии и Испании. Болонский процесс предполагает свободное перемещение студентов между вузами, и мы поддерживаем это.
Есть и другая сторона медали. Три года назад в ГГУ обучались 560 иностранных граждан, сейчас их 800. Это представители 16 стран, в основном, Туркменистана, Азербайджана, Китая. Есть студенты из Польши, Йемена, Ирака, Турции, Ливана. Набирают популярность летние школы для иностранной молодежи, и наш университет не остался в стороне: в прошлом году успешно провели такую школу для немецких слушателей-экологов, а в нынешнем планируем сразу две летние школы — по психологии и филологии.
— Болонский процесс предполагает развитое студенческое самоуправление. Иными словами, голос студентов должен быть слышен при принятии важных для вуза решений. Что вы можете сказать об этом?
— Считаю, что без осознанного участия студенчества никакие реформы не могут быть эффективными. Высший орган самоуправления ГГУ — совет университета — на 25% состоит из студентов. Наравне с преподавателями они участвуют в принятии решений на уровне вуза, высказывают свое мнение об учебном процессе, научной и общественной жизни. Это партнерство выгодно не только ребятам, но и преподавателям, руководству: мы слышим все стороны учебного процесса и повышаем качество образования.
— Удалось ли Беларуси выполнить все требования «дорожной карты» Болонского процесса?
— Скорее мы можем говорить об успехах в отдельных областях. Те тенденции, о которых я говорил, вместе со вступлением ГГУ имени Ф. Скорины в Великую хартию европейских университетов, изменениями в правилах приема и системе государственного распределения — уже существенный прогресс. Однако полностью реформировать белорусскую систему образования невозможно. Да и нужно ли? Национальное образование имеет свою специфику и свои плюсы. По сути создаем новое, сохраняем лучшее.
Фото Владимира Чистика
Образование


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать