Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Лига мозырских чемпионов. Как растут юные программисты в городе над Припятью

3066 0 15:45 / 09.10.2020
За несколько десятков лет воспитанники кружка спортивного программирования учреждения образования «Клуб юных пожарных г. Мозыря» завоевали на республиканской олимпиаде и международных соревнованиях десятки медалей и дипломов. Журналист «Гомельскай праўды» пообщалась с Алексеем Боруновым, педагогом из города над Припятью, ученики которого прославились на весь мир и работают в крупнейших IT-компаниях.

2_5431871437335955153.jpg
Клубовец средней группы Иван Гончар на открытой олимпиаде по программированию «CYF Junior 2020». Фото из архива клуба

– В этом году практически каждый месяц приносит радостные новости о победах вашего клуба. Расскажите, чем знаменателен для вас 2020 год. 

– Достижений действительно немало. Особенно запомнилась международная олимпиада школьников по информатике в Сингапуре, где наши ребята стали обладателями серебряной медали. Не менее яркими оказались меж­дународная Жаутыковская олимпиада школьников по информатике и международная олимпиада юниоров в Тбилиси. Результатом стали весомые награды: два золота, два се­ребра и одна бронза. Отлично выступили и на заключительном этапе республиканской олимпиады школьников. Еще как минимум пять успешных участий во всевозможных соревнованиях. Мы продуктивно поработали. 

– Как бы вы объяснили победы такого высокого уровня? Ваши ребята – гении?

– Мальчишки и девчонки, которые добились успеха в нашем клубе, – это, в первую очередь, трудолюбивые, увлеченные и настойчивые ребята. Нельзя достичь высоких результатов и поддерживать планку победителя, если ты талантлив, но при этом ленив. Им интересно занятие, которому они отдают все свободное время, – изу­чать новую теорию об алгоритмах и структурах данных, применять ее на практике в тренировочных и официальных соревнованиях, выполнять работу над ошибками, фиксируя проблемы прошедшего соревнования и устраняя их в будущем. Думаю, олимпиаднику важно воспитать в себе качество бойца – упорство, чтобы, однажды упав, подняться и добраться до цели. 

– На занятия фигурным катанием будущих чемпионов записывают с 3 до 5 лет. Потом, говорят, уже поздно. Есть ли такие сроки в программировании? Когда лучше начинать?

– Есть как те, кто предлагает начинать с детского сада, так и сторонники первого знакомства с серьезной наукой в старших классах школы. Во многом стартовый возраст будет зависеть от методики преподавания. Программа обучения у нас в клубе едина для всех возрастов и рассчитана на школьников 6–11 классов. При этом требуются некоторые базовые знания математики, которые в основном закрепляются к возрасту шестиклассника. Также к этому времени школьник еще больше вливается в социум, теперь он готов общаться с большим количеством сверстников и ребят постарше, не стесняясь обращаться за помощью к преподавателю. Конечно, бывают и исключения из правил – с нашей программой обучения иногда успешно стартуют и четвероклассники. 

– Ваша программа чем-то отличается от других? Как проходят занятия?

– Каждый из наших ребят изучает материал с удобной для него скоростью. Индивидуально для него тренер читает очередную лекцию, далее – время самостоятельно решать задачи текущей темы, после – сдать написанные программы на проверку тренеру. Если во время самостоятельной работы над программами младшему клубовцу что-то непонятно, ему выделяют помощника из числа старших ребят, уже имеющих опыт выступления на олимпиадах.

Важно вести подготовку ребят каждый день, давать им возможность непрерывно получать ответы на вопросы, рекомендовать внешние соревнования для регулярного участия, проводить внутренние тренировки и разбирать допущенные ошибки.

– Ребенок с гуманитарным складом ума может стать успешным программистом?

– Определенная база арифметики и логики, конечно, должна быть у каждого, кто хочет стать программистом. Далее развитие возможно по одному из двух путей. Ребенок может изучить современный язык программирования, особенности разработки кода на актуальных платформах. В итоге стать успешным промышленным программистом, не нуждающимся в сложных математических вычислениях при создании своих программ, готовым писать типовой программный код, соответствующий требованиям заказчика и стандартам промышленной разработки. Такие специалисты составляют большинство всех разработчиков программного кода. 

Идя по второму пути, школьник может развить в себе умения, необходимые для работы с эффективными алгоритмами и структурами данных. Программист будет занят работой с Big Data, нейронными сетями, искусственным интеллектом, машинным обучением – всем тем, где требуется умение не только программировать по шаблону, но и проектировать новые способы сверх­быстрой обработки данных, использовать математику для создания эффективной модели хранения промежуточных и конечных результатов. Такие программисты востребованы в компаниях, связанных с разработкой социальных сетей, поисковых машин, в корпорациях-гигантах, предлагающих продукты для управления базами данных. К их знаниям и подготовке предъявляют очень высокие требования. Наш же клуб готовит алгоритмистов – ребят, которые будут побеждать на соревнованиях по скоростному проектированию эффективных по времени и ресурсам программ. Поэтому хорошие познания в математике крайне важны.

– Девчонкам к вам можно?

– Да, сейчас у нас занимаются около десяти школьниц 6–9 классов. Особо хочу отметить успехи нашей воспитанницы Марии Шевченко. Она пришла к нам в начале восьмого класса и стала выпускницей в конце 11-го. По итогам учебы в клубе Мария смогла уже в этом году взять диплом на индивидуальной олимпиаде по информатике и программированию, которую проводит Университет ИТМО из  Санкт-Петербурга. Этот диплом дал ей возможность поступления в ряд российских вузов без вступительных испытаний. Маша выбрала Высшую школу экономики в Москве.

– Что вдохновляет лично вас на сложные занятия с ребятами? Наверняка ведь к концу дня эмоционально опусто­шаетесь. 
 
– В клубе я с 1991 года: сначала сам был учеником-школьником, потом студентом-преподавателем. Я очень привязан к клубу и прилагаю много сил для его развития, в том числе повышения качества преподавания, выхода на новые международные соревнования. Получаю большой заряд оптимизма именно во время занятий в клубе. Вижу, что каждое из них – очередной шаг к превращению рядового воспитанника в победителя. Занятия у нас проводятся семь дней в неделю, и мне очень сложно пропустить хотя бы один день в клубе, потому что он будет казаться пустым.

– Среди ваших воспитанников много подростков. Как найти общий язык с людьми этой возрастной категории? Ведь даже родителям порой сделать это непросто.

– Для того чтобы вам доверяли и прислушивались к вашему мнению, нужно быть искренним в своих поступках, готовым выслушать чужое мнение, просьбу, прийти на помощь. Дети всегда очень остро чувствуют такое отношение.

– Что вам больше всего по душе в воспитанниках?

– Я рад, что они умеют быть настойчивыми, когда ставят перед собой цель. Каждый из них готов помогать начинающим ребятам проходить сложный путь роста от новичка до победителя. Мне нравится, что у них есть чувство локтя – воспи­тана взаимовыручка, поддержка ближнего в сложной си­туации. Уже 27 лет я работаю с талантливыми ребятами в кружке спортивного програм­мирования, и ни в коем случае не хотел бы бросать этот проект длиною в жизнь.  

– Поддерживаете связь с выросшими чемпионами?

– Наши выпускники заняли посты в больших компаниях или организовали свои фирмы. Они встречаются с нами, когда мы приезжаем в их город на соревнования или они к нам. Был случай, когда на соревнованиях школьников в Санкт-Петербурге собрались вместе выпускники из Москвы, Петербурга и Минска. Многие из них помогают клубу не только своими знаниями и опытом, но и материально: финансируют поездки на зарубежные олимпиады, помогают с ремонтом кабинетов. И, разумеется, виртуальное общение не имеет границ. Когда в нашем чате обсуждается вопрос, актуальный для разных поколений клуба, к его обсуждению подключаются все: от школьников до университетских выпускников. 

– С чего начать человеку, который решил попробовать себя в программировании? Посоветуйте книгу, блог для начинающих.

– Замечательный ресурс с обучающими курсами по программированию – stepik.org. Стоит обратить внимание и на cppstudio.com, а именно на учебник «Основы программирования на языках Си и C++ для начинающих». Это набор самоучителей, где простым языком на примерах рассказывается о конструкциях языка программирования C++. Каким бы учебником ни пользовался начинающий программист, более эффективной его работа станет в коллективе единомышленников. Соревновательное обучение в среде школьников дает большой прирост в качестве и скорости изучения материала.

– Что пожелаете тем, кто не может найти себя, кому неинтересно жить, учиться? 

– Найдите людей в этом мире, для которых вы будете жить. Заботьтесь о них, дайте им возможность расти в каком-нибудь деле. Дарите добро, ведь рано или поздно оно обязательно вернется к вам.
Образование


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать