Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Мозырщина принимала участников областного августовского совещания педагогов (фото)

3884 1 22:28 / 27.08.2013

Плоды просвещения

Педагоги обсудили проблемы и определили важнейшие задачи на грядущий учебный год. Минувший же для Гомельщины оказался во многом плодотворным. По результатам централизованного тестирования у нас лучший средний балл — 42. В целом же по ЦТ Гомельщина на третьем месте в республике после Минска и Гродненской области. В тройку лидеров выпускники области входят по восьми из четырнадцати предметов. По итогам республиканской предметной олимпиады в 2013 году команда региона поднялась с четвертого на второе место, завоевав 100 дипломов. Значительны и успехи на международном уровне. В 2012 году школьниками региона на международных олимпиадах завоевано четыре медали, в 2013-м — две. Критический тон совещанию задал председатель обл­исполкома Владимир Дворник. — Работа с детьми — это работа на перспективу. Именно поэтому велико внимание государства к сфере образования, — отметил он. — В сферу образования в 2013 году направлено почти 23% бюджетных ассигнований, или 4 триллиона 249 миллионов рублей. Кроме того, из областного бюджета выделяются немалые средства на подготовку учебных заведений к новому учебному году. Очень важно разумно распределить их, — подчеркнул губернатор. Тенденция последних лет — сокращение сельского населения, и оптимизация сети учреждений образования — необходимость времени. В нынешнем году их закрыто 44, в том числе — 27 школ. Это болезненный, но неизбежный процесс для педколлективов, школьников и их родителей. Зато появляется возможность направить сэкономленные средства на другие нужды. Есть резон и в том, чтобы укреплять материальную базу ремонтных бригад райотделов образования, развивая тем самым внебюджетную деятельность, как это делается в Добрушском, Ельском, Жлобинском, Рогачевском районах, Центральном районе областного центра. Существенная статья экономии — проектирование школьных и детсадовских новостроек с оптимальным набором помещений. Важно, чтобы объект был компактным, с реальными затратами на его возведение. Понятия экономика и энергосбережение взаимосвязаны. Однако не научились рачительно распоряжаться деньгами в Буда-Кошелевском районе. Пример — волокита с подключением тепла к зданию социально-педагогического центра, и уже очевидно, что в преддверии зимы не избежать аврала. Участвовавший в работе совещания замминистра образования Василий Будкевич важными направлениями оптимизации сети учреждений образования назвал закрытие всех вечерних школ, обеспечение наполняемости в 1-х, 5-х, 10-х классах городских школ до 24 учеников, перспективное прогнозирование (до 2020 года), потребностей в педкадрах в каждом учебном учреждении.

Детсады — детям

Одна из проблем сегодняшнего дня — доступность дошкольного образования для всех малышей. В новых микрорайонах областного центра и некоторых крупных городах наибольший дефицит детсадовских мест. Василий Будкевич обратил внимание на то, что возведение детсадов отстает от потребности в них. В республике прекратилось запланированное на 2013 год финансирование строитель­ства 14 детсадов. При всем том, что на Гомельщине процент охвата дошкольным образованием один из самых высоких в стране, очереди в детсад по месту жительства дожидаются 1392 малыша. Наиболее остро проблема стоит в Гомельском, Мозырском, Речицком, Петриковском районах, Центральном и Новобелицком — Гомеля. Облисполком поддер­жал инициативу управления образования — использовать первые этажи жилых домов под дошкольные учреждения. Мест в них остро не хватает в микрорайоне Волотова. Но до внедрения инициативы дело еще не дошло. Не получил распространения и, безусловно, заслуживающий внимания опыт Гомельского и Буда-Кошелевского районов — открытие детских садиков на дому. Пришло время сделать решительные шаги и для открытия частных дошкольных учреждений.

Знания — сила

Сегодня традиционная школа должна отвечать современным требованиям, а качество образования — важнейшая составляющая, определяющая его конкурентоспособность. Третья позиция в стране по централизованному тестированию — хороший результат. Достойные показатели у выпускников Речицкой, Кормянской, Светлогорской, Добрушской гимназий, № 14, 51, 56 гимназий Гомеля, Мозырского областного, Гомельского городского и областного, Речицкого районного лицеев. Но логично и обращение начальника управления образования Сергея Порошина к руководителям Брагинского, Ветковского, Наровлянского, Чечерского, Хойникского, Кормянского райотделов образования: когда же имена их ребят появятся среди участников и победителей областного и республиканского этапов предметных олимпиад? На фоне успехов по некоторым предметам школьники Гомельщины — явные аутсайдеры в немецком, французском и английском языках.

Кто в рабочие пойдет?

Стремление любой ценой получить высшее образование — не всегда и не для всех хорошо. Половина сегодняшних выпускников поступает в вузы, и лишь пятая часть — в учреждения профтехобразования. Парадокс: по их количеству Гомельщина — лидер в стране, а квалифицированных рабочих кадров не хватает. Не потому ли, что нет объективного и полного анализа, насколько те или иные специалисты будут востребованы. Губернатор поставил архиважную задачу: райисполкомам, сельсоветам совместно с работниками образования изучить в каждом населенном пункте потребность в специалистах и еще в школе ориентировать молодых людей на то, чтобы получить профессию, нужную для местного хозяйства или предприятия. Пример такого опыта привела начальник Мозырского райотдела образования Любовь Клепчукова. На базе городской школы № 9 в сотрудничестве с нефтеперерабатывающим заводом стартовал инновационный проект, цель которого — подготовка учащихся к поступлению в профильные вузы и сузы. Отдельная тема — ориентация на педагогические специальности, недобор на некоторые из них в этом году, как никогда, значителен. Это упрек и педагогам, задача которых подготовить себе замену. Но в области есть школы, где половина учителей — их же выпускники: Уваровичская — Буда-Кошелевского, Бабуничская и Новоселковская — Петриковского, Комаринская — Брагинского районов, СШ № 2 — Мозыря, № 3, 42 Гомеля и другие. В какой-то степени проблему поможет решить и возрождение педагогических классов. Дело за Минобразованием, от которого ждут разработки положения о педклассах. Работники сферы образования обоснованно недовольны в целом невысокой оплатой своего нелегкого труда, но при всем том имеются и резервы повышения зарплаты. Это, считает Сергей Порошин, освоение преподавания смежных предметов учителями физики, математики, химии, биологии, а филологи через различные формы переподготовки могут овладеть иностранными языками.

Воспитание чувств. Родительских

Неоднозначной была и оценка работы с детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей. 87% этой категории детей воспитываются в замещающих семьях. По количеству приемных семей Гомельщина — лидер в республике, но это тот случай, когда количество порой в ущерб качеству. Большой резонанс в обществе, СМИ получили неприглядные ситуации в приемных семьях в Светлогорском и Калинковичском районах. Когда детей вынуждены забирать из таких семей — это следствие непрофессиональной работы органов опеки на местах. Губернатор потребовал от руководства управления образования дать принципиальную оценку своим работникам и сделать соответствующие выводы, в том числе и кадровые.

Награды

Ряд райотделов образования, школ, лучшие педагоги, шефы и спонсоры были отмечены почетными Грамотами облисполкома и облсовета депутатов, премиями, благодарностями за высокие достижения в учебе, выполнение ремонтных работ хозспособом, помощь образованию. Солидные премии из областного бюджета получили Речицкий, Рогачевский и Хойникский райотделы образования: соответственно 1,5, 1,2 и 1 миллиард рублей. Василий Будкевич вручил нагрудные знаки Министерства образования Республики Беларусь “Отличник образования” Наталье Егоровой — учителю белорусского языка и литературы СШ № 2 горпоселка Октябрьский и Светлане Бадюля — начальнику отдела образования, спорта и туризма Речицкого райисполкома.
Образование
АктивАвто.jpg

морозовичи-агро9.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Ольга 01/01/1970 03:00
Приятно, что учреждения образования Мозыря достойно приняли областной форум, имеют немало позитивных наработок.
Но совершенно непонятно, как быть с дефицитом многих учебно-наглядных пособий, приборов и т.д., всего того, что должно быть в каждой школе, но слишком часто отсутствует; что делать с недостроенными школами, как в тех же Калинковичах, и т.д. и т.п.
И как повлияет освоение смежных специальностей на рост зарплаты учителей?
Цитировать
АктивАвто.jpg