Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Как школьник из Рогачева заставил говорить о себе научное сообщество Беларуси

10604 0 11:18 / 19.03.2023
Одиннадцатиклассник средней школы № 4 имени В. С. Величко в Рогачеве Андрей Мамаев в свои 16 лет уже личность известная. Его разработки в области химии удивляют простотой решений и эффективностью результатов. Познакомиться с вундеркиндом и его проектами смогли посетители выставки «Беларусь интеллектуальная» в Минске. А еще Андрей стал победителем 12‑го сезона конкурса «100 идей для Беларуси» в номинации «Рациональное природопользование и глубокая переработка природных ресурсов».


Трудности выбора

Директор школы Александр Лейкин признается: на его памяти это первый выпускник со всеми десятками в аттестате. Рогачев, раньше славившийся сильной школой химии, с годами утратил высокие позиции. Сейчас Андрей вновь задает высокую планку, хотя сам к выбору любимого предмета пришел не сразу. Мама и дедушка — математики. По этой же дороге изначально пошел и младший Мамаев.

— Уже в третьем классе начал участвовать в олимпиадах по математике. Диплом второй степени на районном этапе стал не тем успехом, на который рассчитывал. После пробовал силы в русском языке — опять без серьезных достижений. Мама же всегда говорила, что вырасту я именно химиком. Еще в детстве умудрился покрасить раковину в ванной в синий цвет, вылив туда краситель из набора юного химика, — улыбается парень.

Все началось с эксперимента местного педагога Татьяны Лашаковой. Ее давно знали как талантливого химика и пытались сманить в четвертую школу. Директор предложил кресло завуча — та согласилась. Химию в школе учат с седьмого класса, но Татьяна Михайловна решила заниматься с Андреем по два часа в неделю уже в шестом.

— Я тогда с опережением осваивал программу седьмого класса и готовился состязаться на олимпиаде с соперниками на год старше, — вспоминает парень. — За пару дней до испытаний сообщили, что участие начинается с восьмого класса. Посовещавшись, решили не отступать. На результат особо не надеялся, но занял первое место на районном этапе и вошел в тройку на областном.


Награды придали сил заниматься дальше. В восьмом классе юный вундеркинд уже завершил изучение школьной программы и приступил к университетской. Андрей убежден:

— Химия повсюду, применить ее на практике можно в любой сфере. И если на олимпиадах приходилось искать ответы на уже поставленные задачи, то в научной деятельности и задача, и решение — полностью мои.

От теории к практике

Еще Ломоносов предпочитал один опыт тысяче теоретических суждений. Так же думает и Андрей Мамаев, направляя свои знания на получение результата, способного принести пользу стране. Летом минувшего года на финальном этапе конкурса стартап-проектов Belarus ICT Startup Award 2022 он с успехом представил проект «Получение высокоактивного микро- и мезопористого угля из отходов деревообрабатывающей промышленности», разработанный под руководством доктора химических наук, профессора Дмитрия Давидовича Гриншпана. Идея оказалась настолько перспективной, что обеспечила и победу в конкурсе «100 идей для Беларуси». Там же с проектом смогли ознакомиться представители министерств Беларуси и Глава Администрации ­­Президента Игорь Сергеенко.


— С корой, которая остается после санитарной рубки деревьев, нужно что-то делать, — рассуждает школьник. — Почему бы и не активированный уголь? Сфер его применения масса — и в медицине, и в промышленности. Одно из столичных предприятий, к примеру, закупает в Германии достаточно дорогой уголь для очистки спирта. Наша альтернатива лучше и дешевле. В Минске на белорусско-британском предприятии выпущена опытно-промышленная партия угля. Сейчас нужно получить патент, разработать технические условия, бизнес-план. Вскоре состоится встреча с делегацией из Узбекистана — будем предлагать разработку и им.

Главное — упорство

Упорства в достижении результата Андрею не занимать. Не так давно он отправил письма в 118 райисполкомов, облисполкомы и Минлесхоз с вопросом: сколько у кого имеется навоза? Получил восемь ответов. Даже звонили в школу, чтобы спросить у директора о причинах такого интереса со стороны учащегося. Данные нужны были для реализации новой идеи, поясняет Андрей:

— Технологии переработки навоза в Беларуси малоэффективны. Мы же предлагаем смешивать его с сорбентом Бобруйского завода биотехнологий и получать порошок, себестоимость которого — не более 200 долларов за тонну. Ближайшие аналоги дороже в пять раз. Его удобно упаковывать, он имеет пролонгированное действие и куда эффективнее гранулированного, который делают в той же Польше. Уже получено предложение о сотрудничестве с Академией наук. Надеюсь, вскоре начнем внедрять нашу технологию.


Андрей планирует поступать на химический факультет БГУ. Объясняет свой выбор тем, что соотношение теоретической и практической базы там одно из самых высоких. Сейчас готовится к заключительному этапу республиканской предметной олимпиады. Если войдет в тройку, сможет не сдавать экзамены в вуз.

— Мне как выпускнику направления «Зеленая химия» Национального детского технопарка обновленные правила вступительной кампании дают возможность поступить в вуз упрощенным путем — по рекомендации наблюдательного совета. Радует, что новации в системе образования направлены на поддержку школьников, которые делают серьезные успехи в научной деятельности. А значит, путей для реализации своих талантов и идей в родной стране у них открывается еще больше.

КСТАТИ

Первый учитель юного гения Татьяна Лашакова вновь экспериментирует — начала вести химию с третьего класса. Детям нравится. На областную олимпиаду школа снова заявляет участника, с опережением осваивающего программу.



Фото Ивана ЯРИВАНОВИЧА
Образование
3_НПЗ.jpg

Белпродукт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg