Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Гомельские школьники разрабатывают прототипы технических устройств для тушения пожаров и разбора завалов

964 0 16:52 / 18.05.2023
Ученики гомельской средней школы № 30 вместе с преподавателем разрабатывают технику будущего. В их активе уже несколько прототипов и еще больше креативных замыслов. Подробности журналисты «Знаменки» узнали, пообщавшись с юными конструкторами.

1.jpg
Недостатка в идеях у школьных изобретателей нет

Рука помощи

Вдохновитель небольшого творческого коллектива – учитель физики и информатики Александр Гузовец. В свободное от преподавания время он на чистом энтузиазме занимается с ребятами, увлекающимися электроникой и программированием.

Идея первого совместного проекта пришла десятикласснику Александру Лёгкому. Внешне рука-помощник с дистанционным управлением напоминает кисть киношного терминатора. Составные части напечатаны на 3D-принтере, с помощью сервоприводов ее научили сгибать пальцы. По замыслу это – часть будущего манипулятора для роботизированного комплекса. Он должен стать надежным помощником спасателей МЧС и сделать их работу чуть менее опасной.

Автор делится отдаленными, но очень смелыми планами:

– Если все получится, хотим сконструировать робота для разбора завалов и обезвреживания взрывных устройств. Управлять им оператор сможет с помощью специальной перчатки и VR-очков. Шасси, скорее всего, будет на гусеничном ходу. Сейчас моделируем корпус.

Ребята демонстрировали дистанционную руку на международных и республиканских конкурсах, стали победителями молодежного проекта «100 идей для Беларуси».

2.jpg
Ближайшая цель – превратить прототип в экспериментальную модель

Новинка на коленке

Идея второй разработки возникла из желания продолжить участие в конкурсах, удивить жюри и публику чем-нибудь новым. Ответ на вопрос, чем именно, нашли в ходе совместного мозгового штурма. Под руководством наставника 11-классник Вя­чеслав Ветошкин решил сконструировать акустичес­кий огнетушитель, спо­соб­ный побеждать пламя с помо­щью низкочастотного звука.

Кое-что на эту тему по­черп­нули из интернета. Ниче­го предосудительного в такой «подсказке» нет, ведь непосредственно прототип создавали своими руками.

Выглядит изделие действительно скромно, но судить его строго не стоит. Во-первых, это лишь прототип, задача которого – продемонстрировать принцип работы. Во-вторых, изготовлен он при почти нулевом бюджете из подручных материалов.

В основе устройства динамик от аудиоколонки с идущими к нему проводами. В конструкцию также входят несколько транзисторов, конденсаторов, резисторов и аккумуляторы. Пожалуй, самый сложный элемент – плата-усилитель. Корпус огнетушителя изготовлен из картона в форме цилиндра и предназначен для концентрации звука, запускаемого с телефона через мобильное приложение «Генератор частот». Затем он усиливается и воспроизводится динамиком. Слава детально объясняет принцип работы:

– Как мы знаем, звук – это колебания воздуха. Воздействие низкочастотной волны ускоряет движение молекул, тем самым пламя рассеивается на большую площадь, температура снижается. Ее становится недостаточно для горения, и оно прекращается.

Мечтать не вредно

Оптимальную частоту в 46 герц подобрали методом тестирования. Для человеческого уха она безопасна, а по силе воздействия сопоставима со звуком работающего пылесоса.

Первыми источниками огня, которые удалось потушить, стали свеча и пламя газовых конфорок кухонной плиты. Во время испытаний также случился забавный эпизод. Сторонний наблюдатель заявил, мол, такая игрушка даже бензиновую зажигалку не погасит. И предложил пари. Вызов был принят, а спор с легкостью выигран. Не поверивший глазам «эксперт» заявил, что это случайность, и потребовал реванша. Пришлось повторить. Все последующие раунды закончились с тем же результатом.

Удавалось гасить пламя и на горящем масле, спирту. Но говорить о готовности к полноценному тушению пожаров пока рано. Александр Гузовец обозначает главную проблему:

– Не удается понизить температуру горящего объекта, например древесины. Потому нет гарантии, что огонь не возобновится. Справимся с этой задачей – решим и остальные.

В том, что продолжать научный поиск имеет смысл, школьные конструкторы не сомневаются. В обоснование говорят о преимуществах перед порошковыми огнетушителями. При использовании последних тушащее вещество заканчивается за считаные секунды, после чего нужно снова заправлять прибор, а еще необходимо следить за соблюдением условий хранения и сроков годности. Для акустического аппарата потребуется лишь зарядка аккумуляторов.

Ближайшая цель – доработать прототип до состояния экспериментального образца. Ну и, конечно же, есть смелая мечта о масштабировании и кооперации двух проектов. Представьте: гусеничный робот с манипуляторами, оснащенный датчиками, системами обнаружения дыма и огня. При их срабатывании машина получает координаты, едет к месту возгорания и приступает к ликвидации, используя акустический огнетушитель. Идеальный пожарный будущего.

Пока все выглядит фантастикой. Но, как известно, мечтать не вредно. В основе прогресса всегда лежит чья-то фантазия, воплощенная в реальность.
Образование
3_НПЗ.jpg

Белпродукт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg