Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Преподаватель МГПУ им. И.П. Шамякина Людмила Исмайлова поделилась секретами мастерства

906 0 14:15 / 02.03.2024
В этом уверена доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат педагогических наук Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина Людмила Исмайлова. Недавно богатая творческая копилка талантливого педагога пополнилась высокой государственной наградой – медалью «За трудовые заслуги».

Людмила Васильевна рассказала журналисту «Гомельскай праўды» о том, почему учитель должен опережать время, что влияет на развитие клипового мышления и какой будет педагогика будущего.

Исмайлова.JPG
Людмила Исмайлова считает, что становлению студентов помогают доверительные отношения с преподавателем

Профессиональный эксперимент длиною в жизнь

– Принято считать, что школьные годы – счастливая, беззаботная пора, когда формируются основополагающие жизненные принципы, черты характера. Чем вам запомнилось это время?

– В средней школе № 8 Мозыря, где я училась, работали замечательные учителя, настоящие мастера своего дела, мудрые, доброжелательные и в то же время требовательные. Уроки были интересными, поэтому учеба не воспринималась как скучный и тяжелый труд. Мы активно участвовали в работе общественных организаций, были вожатыми в младших классах, помогали учителям в летних школьных лагерях. Тогда у меня и возникло желание стать педагогом. Много лет, начиная работать со студентами первого курса, прошу их ответить на несколько вопросов, касающихся профессионального выбора. Один из вопросов – о том, кто повлиял на него. Большинство называют школьного учителя.

– Получается, еще в школе вас вдохновили на педагогическую работу. Но вы пришли в науку, при этом выбрав относительно новое направление научных интересов – социальную педагогику. Чем привлекла эта сфера?

– Действительно, это новое направление заинтересовало меня, тем более что был опыт организации педагогических отрядов для работы в комнатах школьника по месту жительства. Повезло участвовать в первых научных конференциях и семинарах по социальной педагогике, проходить переподготовку на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета под руководством профессоров Виталия Сластенина и Валерии Мухиной. К слову, наш университет одним из первых в Беларуси начал подготовку социальных педагогов в качестве дополнительной специальности. Одновременно с этим разрабатывались подходы к организации такой подготовки, учебно-методические пособия. И это стало для меня своего рода экспериментальной площадкой.

– Можно ли сказать, что теперь педагогика ваша главная страсть?

– Я люблю свою работу, мне интересно то, чем занимаюсь уже много лет. Это, прежде всего, общение со студентами и коллегами в учебной, учебно-методической, научной, общественной деятельности, новые знания, их реализация на практике.

– Мы представляем открытия в точных науках, например в математике и физике. Интересно, а как выглядят открытия в педагогике?

– Приоритетные направления научных исследований в педагогике связаны с совершенствованием системы образования и воспитания, педагогического процесса в целом, подготовки педагогических кадров. При этом обеспечивается взаимосвязь традиций и инноваций. Вот, например, Ян Коменский стал основоположником педагогики как науки, создателем научной теории обучения, а Антон Макаренко – создателем теории детского воспитательного коллектива. Это и есть открытия.

К студентам с интересом и доверием

– В чем для вас прелесть работы со студентами?

– С ними точно не соскучишься, порой их творчество не знает границ. Приятно видеть, как в университете начинается профессиональное становление, как от курса к курсу студенты меняются. Радует, что наши выпускники достойно представляют наш университет и профессию педагога в системе образования страны.

– Интересно было бы узнать хотя бы примерное количество ваших выпускников.

– На воспитание и обучение школьника, студента влияют все работающие с ним преподаватели. Думаю, что в подготовке 3,5–4 тысяч будущих учителей есть и мой вклад. Более точно можно назвать количество дипломников и магистрантов, выполнявших исследования под моим научным руководством: 80 и 65 соответственно. К слову, десять магистрантов – из Китайской Народной Республики.

– Почему порой так получается: студент учится отлично, а в школе работать не может?

– На такую ситуацию влияет целый комплекс причин: осознанность выбора профессии, профессиональная мотивация, личностные качества и способности. У части студентов преобладает интерес к определенному предмету, а не к педагогической деятельности в целом. Для привлечения на педагогические специальности наиболее мотивированных выпускников школ в нашей стране созданы и работают профильные классы педагогической направленности. Надо признать, что профессиональные функции педагога со временем усложняются, формулируются новые требования к его личности и деятельности. Одна из современных тенденций высшего педагогического образования – его опережающий характер, нацеленность на формирование готовности к работе в условиях изменяющейся школы.

– Что, по вашему мнению, в учебных заведениях не способствует взрослению студентов?

– Большинство достаточно быстро адаптируются к условиям обучения, жизни в общежитии, участвуют в работе студенческих органов самоуправления, в волонтерских проектах и акциях, занимаются в научных кружках и секциях. Многолетний опыт показывает, что взрослению студентов способствует насыщенная событиями жизнь университета, развитие их личной позиции, что, в свою очередь, формирует ответственность и самостоятельность.

К школьникам с оптимизмом и чувством юмора

– Многие уверены, что необходимо снижать объем информации, которую дают ученикам в школе. Что скажете по этому поводу?

– Действительно, объем информации постоянно возрастает. Очевидно, что школа, выполняя социальный заказ, не может отставать от жизни. В то же время увеличение потока информации, ее разнообразие и необходимость быстрого получения способствуют развитию клипового мышления. У ребят возникают трудности с восприятием больших текстов, неспособность к анализу, низкая концентрация внимания, снижение успеваемости. Однако допустимая учебная нагрузка определяется нормативными документами с учетом возрастных особенностей учащихся.

– Но все-таки, возможно, школьники перегружены?

– Учебные программы и школьные учебники в нашей стране постоянно обновляются, причем не только с целью актуализации содержания, но и с точки зрения снижения нагрузки на учащихся. Думаю, что учебные перегрузки школьников порой связаны не только с объемом знаний, но и с недостаточно сформированными умениями учиться, работать с информацией, положением в системе межличностных отношений в классе. Поэтому простым уменьшением объема информации проблема не решается. Необходимо не только совершенствовать работу по подготовке школьных учебников с учетом психолого-педагогических требований, но и формировать у школьников навыки работы с информацией, развивать познавательные мотивы и потребности.

– Дискуссия о том, каким должен быть настоящий учитель, не прекращается. Что же главное в профессии педагога?

– Важных составляющих много. Это профессионализм, гражданская позиция, активность, гуманность, высокая работоспособность, умение вести диалог. Мне импонируют сформулированные известным педагогом Шалвой Амонашвили законы учителя: любить и понимать ребенка, восполняться оптимизмом к нему. Я бы добавила еще такие качества, как честность и справедливость, современность, желание и умение постоянно учиться, чувство юмора.

– Какой видите педагогику будущего?

– Педагогика будущего вырастает из педагогики прошлого и настоящего. Думаю, что со временем ценность человека, его развитие и успешная самореализация останутся в центре внимания педагогики, а ученик и учитель будут главными людьми в школе и в системе образования в целом.
Фото Фото из архива Людмилы Исмайловой
Образование
3_НПЗ.jpg

Белпродукт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg