Третий год подряд наш регион лидирует среди областей страны по результатам предметных олимпиад. Очень достойно выступают ребята и на международном уровне. Так, на олимпиаде школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» за всю историю проведения интеллектуального состязания команда Гомельщины не выходила из тройки лидеров. В копилке только гимназии № 14 четырнадцать дипломов, причем Дмитрий Лавицкий, Валерия Нешитая, Ольга Ненашева не просто выигрывали — они были абсолютными победителями. Скажу откровенно: нам есть чем гордиться. Вместе с тем столь яркие результаты белорусских школьников — очень большая ответственность. Сегодня наши российские коллеги признают высокий уровень подготовки белорусских учащихся. А ведь в школах Российской Федерации количество часов на изучение русского языка и литературы значительно больше.
Несомненно, победы на олимпиадах и конкурсах — это показатель качества образования в Беларуси. И здесь ни в коем случае нельзя разграничивать учреждения образования и сравнивать педагогов из сельских и городских школ. Убеждена: важен человек, профессионал, результаты которого совсем не зависят от статуса учреждения образования. Приведу конкретные примеры. Учительница русского языка и литературы Ирина Владимировна Новицкая работает в Заширской средней школе Ельского района — в школе с белорусским языком обучения. Тем не менее ее ученики стабильно показывают высокие результаты на олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе. И это свидетельствует о мастерстве, профессионализме и особом почерке учителя. Такие педагоги есть в каждом районе области: Наталья Ивановна Кравченко (Калинковичи), Лариса Ильинична Лупсякова (Жлобин), Элла Валерьевна Кучер и Ирина Витальевна Мироненко (Речица), Марина Александровна Печерская (Ветка) и многие-многие другие.
Таким образом, высоких результатов можно достичь в любой школе. Для этого должна быть мотивация и у ребенка, и у учителя, роль которого особенно велика. При грамотном подходе педагога ребенок, который, может быть, от природы и не одарен какими-то сверхспособностями, но очень желает работать со словом, постигать учебный предмет, трудиться над собой, несомненно, может достичь большего, чем тот, кто талантлив от природы, но, к сожалению, ленив.
Хочется сказать, что Гомельщина держит первенство по предметным олимпиадам в том числе и благодаря поддержке и признанию успехов ребят и педагогов представителями городской и областной власти. В нынешнем году каждый участник заключительного этапа республиканской олимпиады получил памятную медаль от управления образования Гомельского облисполкома. А внимание, как известно, не только стимулирует, но и обязывает.
В Гомельской области 93,9% учителей имеют высшее образование. Уровень педагогических работников учреждений дошкольного образования с высшей квалификационной категорией самый высокий в республике.
Наметился рост количества свидетельств с отличием. В 2015 году их получили 487 выпускников девятых классов (в 2013 — 2014-м — 432). Аттестаты особого образца с награждением золотой или серебряной медалью получили 285 выпускников (2013 — 2014-м — 254).
Подтвердили выпускники области лидирующие позиции и на централизованном тестировании 2015 года — второе место среди областей.
Успешно выступили в этом году учащиеся на международных олимпиадах. Выпускник гомельской гимназии № 14 Антон Толкачев завоевал золотую медаль на международной олимпиаде по физике, а учащийся 9-го класса гомельской гимназии № 51 Егор Дубовик взял бронзовую медаль на международной олимпиаде по математике. Первое место среди областей заняли учащиеся области и в III республиканском смотре-конкурсе детского творчества «Здравствуй, мир!».