Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени

3675 0 12:00 / 07.08.2008
Эти слова не из нашего века, но и сегодня они актуальны. Мы многим обязаны учителям, которые помогают нам познавать мир и себя в нем. И как много людей, спешащих сказать добрые слова своим педагогам и воспитателям! В этом убедил и конкурс “Любимый педагог”, который управление образования облисполкома проводило совместно с редакцией “Гомельскай праўды”.

В номинации “Самый юный автор” лучшей признана учащаяся 1-го класса Бацунской средней обще-образовательной школы Буда-Кошелевского района Аня Чуянкова, которая рассказала о своей маме — учительнице Елене Валерьевне.
Самым активным автором названа учащаяся гомельской СОШ № 44 Ангелина Аксенчикова, приславшая на конкурс две работы. Одна из них посвящена первой учительнице Людмиле Витальевне Добрянской.
Победителем в номинации “Самый оригинальный сюжет” стала работа девятиклассника Сергея Гаркуши (д. Великие Автюки Калинковичского района) о педагоге Наталье Михайловне Селивончик.
Победитель в номинации “Педагог о педагоге” — преподаватель Гомельского ГПТУ № 67 строителей Татьяна Викторовна Бирюкова, рассказавшая о воспитателе Анне Павловне Круподеровой.
В номинации “Самое активное учреждение образования” лучшей стала гимназия № 71 г. Гомеля с углубленным изучением английского языка (директор Галина Евгеньевна Буй). Учащиеся этой гимназии прислали на конкурс 11 творческих работ!
А абсолютным победителем конкурса вышла учитель-пенсионер Солтановской СОШ Речицкого района Тамара Николаевна Атаманчук, проникновенно рассказавшая о коллеге Фоме Афанасьевиче Стукаче.
На августовском педсовете победителям будут вручены специальные дипломы и призы от “Гомельскай праўды”.

Самый юный автор
Моя учительница
Анна Чуянкова, ученица 1-го класса
ГУО “Бацунская базовая общеобразовательная школа” д. Бацунь Буда-Кошелевского района
У нее глаза лучистые,
У нее душа искристая.
Голос очень строгий,
Если я шалю…
Впрочем, я ее люблю!
С ней я буквы изучала,
В математику играла,
Рисовала точки,
Кубики, цветочки.
С ней познала целый свет.
Никого дороже нет!

Самый оригинальный сюжет
Побач з цудоўным чалавекам
Сергей Гаркуша, учащийся ГУО “Великоавтюковский учебно-педагогический комплекс “Детский сад — базовая общеобразовательная школа” д. Великие Автюки Калинковичского района
Дзень першы. “Не праспаць”.
Толькі б не забыцца, не праспаць. Яшчэ да ўрокаў — інфармацыйная гадзіна. Як заўсёды Наталля Міхайлаўна разлічвае на нашы цікавыя паведамленні аб падзеях у свеце, у нашай дзяржаве. Не ведае яна, што для нас, пятнаццацігадовых, няма нічога цікавейшага за чалавечыя стасункі, а самая цікавая інфармацыя бягучага часу — чыя футбольная каманда перамагла на спартыўнай пляцоўцы. Але класная змагла зацікавіць нас палітычным становішчам i пераканаць у праваце слоў, што грамадзянінам кожны быць павінен.
Уважліва слухаем, абагульняем, робім высновы. І cyxi выклад фактаў i падзей становіцца музыкай, а дамінуе ў гэтым аркестры першая скрыпка — наша Наталля Міхайлаўна.

Дзень другі. “Я ганаруся вамі, дзеці”.
Шостым урокам — беларуская літаратура. Разважаем па-філасофску пра ўзаемаадносіны герояў Алеся Гаруна. Стаміліся. Не так лёгка зразумець матывацыю паводзін закаханых, тым больш што не кожны яшчэ мае свой уласны вопыт, разумеем, што каханне — гэта складана. Калі ўжо адчуваем, што канчаткова заблыталіся, як выратаванне, чуецца стук у дзверы.
— Заходзьце! — амаль хорам запрашаем да сябе.
— Я на хвілінку. Дзеці! Заўтра трэба папрацаваць на нашай клумбе, дагледзець кветкі. Вазьміце рабочую вопратку. Згодны? — пераступіўшы парог, коратка паведамляе-просіць Наталля Міхайлаўна.
Усцешаная тым, што прыціхлыя дзеці не паказалі сваёй незадаволенасці ці нязгоды, дадае:
— Я ганаруся вамі, дзеці!
А назаўтра з такім жа настроем будзе працаваць, хоць побач з ёй будзе палова яе хлопчыкаў i дзяўчынак. Цi зможам год праз трыццаць быць яе гонарам, а не
ганьбай?

Самый активный автор
Моя первая учительница
Ангелина Аксенчикова,
учащаяся средней общеобразовательной школы № 44 г. Гомеля
О моей первой учительнице
Добрянской Людмиле Витальевне
можно говорить только стихами.
Люблю ее за то, что всех она добрее.
За то, что в школу каждый день бегу скорее.

Как правильно писать слова,
И что такое дроби,
И почему растет трава,
И где пустыня Гоби.
За то, что в каждом из ребят
Она смогла раскрыть талант.
За то, что учит нас творить,
Мечтать и фантазировать.
И школьной дружбой дорожить,
Быть честными и сильными.

За то, что не знаем, что значит скучать,
За наши походы, экскурсии, конкурсы.
За то, что хочу я учительницей стать.
Такой как она, когда стану я взрослая.

Абсолютный победитель
А этот был ярче! Интереснее!
Тамара Николаевна Атаманчук,
учитель-пенсионер ГУО “Солтановская средняя
общеобразовательная школа” Речицкого района
“Найди-ка остров Кон-Тики... “
Ничто так не вредит уроку, как двойка. Это Учитель понимал. Поэтому ни единой двойки, кола ни за четверть, ни итоговой, ни даже текущей не ставил. Подать материал он умел так, что даже самый слабачок мог потом хорошо ответить. Как?
С помощью одного из мощнейших учебных средств — артистизма. Игрой слов, жестов, интонации, мимики, позы... Он умел входить в образ. Например, статьи Ленина читал “ленинским” голосом, с картавинкой. Этим же голосом комментировал, спрашивал. И мы в общем-то сухой материал понимали и запоминали.
Очень высоко ценил умение задавать вопросы. Специально формировал такие качества, как любознательность, вдумчивость.
Помню, вызвал меня к карте и попросил найти остров Кон-Тики. Интуитивно я пошла по Тихому океану. Вот архипелаг Огненная Земля, остров Пасхи ... Учитель сразу: “Почему так называется? Кто открыл?” Ну и любил же он эти вопросы: “почему?”, “как?”, “кто?”
Урок подходил к концу. А Кон-Тики мы так и не нашли. Выбегали даже с лупой, но... Класс был взбудоражен. Прозвенел звонок. Учитель с хитрой улыбкой попрощался с нами и ушел. А у меня в журнале появилась очередная точка вместо оценки. А после школы идем мимо клуба и — о, чудо! — на афише надпись: “Фильм “Путешествие на Кон-Тики”. Мы гурьбой в зал. Наконец-то узнаем, где этот чудо-остров...
На следующем уроке я рассказала о “Кон-Тики”. Так назывался плот, на котором норвежский ученый, этнограф Тур Хейердал в 1947 году с пятью спутниками плавал в южной части Тихого океана, чтобы обосновать гипотезу заселения островов Полинезии.
Учитель был доволен. Он сиял. И мои все три точки в журнале превратились в три пятерки. Многие тогда получили отлично, так как наперебой вносили в мой рассказ существенные дополнения...
Благодаря Учителю Тур Хейердал стал моим кумиром. Я с огромным интересом следила за его путешествиями на папирусных лодках “Ра-1”, “Ра-2”, “Ра-3”. Ученый бороздил Тихий океан, терпел неудачи, но от своего не отступал.
Так и мы тогда с упорством Хейердала начали на своих “папирусных лодчонках” покорять Океан Знаний. Цель амбициозная: пришвартоваться в порт с названием “Вуз”. Я на “Раз-1”, “Раз-2” и только на “Раз-3” сумела покорить филологический. Заочно. Иные и по шесть раз пытались...
Выпуск наш пришелся на 1966 год. Как раз началась реформа системы образования: хрущевская “одиннадцатилетка” уступила место “десятилетке”. Только наша сельская школа выпустила 75 человек (сравните: сегодня всего 14). Но ничего. За три — четыре года рассосались. Тогда же была “широка страна моя родная” — СССР. Ностальгия!
Да и подготовка была основательная. По совету Учителя купили пособия для поступающих. Штудировали учебники. Свое школьное образование изрядно подкрепляли самообразованием. До сих пор память моя сохранила наставления Учителя:
— Помните, ребята: врача, инженера, экономиста не школа создает, а вы сами. Школа дает лишь ключи к образованию... Но всякое настоящее образование добывается только самообразованием. Всю жизнь человек должен себя образовывать.
Я бы хотела, чтобы и сегодняшние родители, да и ученики эту истину поняли и приняли. С горечью воспринимаю такие вот откровения:
— Мой Колька добился всего сам... А школа ему ничегусеньки не дала...
— Мне трудно учиться в вузе, — признается недавняя выпускница. — Как нас учителя учили? Никак...
Что на это сказать? Ответ есть!
“Оправдывают свое невежество неискусством учителя только те, которые сами из себя ничего не умеют сделать и все ждут, чтобы их тащили за уши туда, куда они сами должны идти”. Это сказал Николай Добролюбов. Сто пятьдесят лет тому назад! А как будто сегодня. И бьет не в бровь, а в глаз...
Я же от имени всех наших выпускников низко кланяюсь школе родной, любимым учителям!

Педагог о педагоге
Энергия Доброты
Татьяна Викторовна Бирюкова,
преподаватель Гомельского ГПТУ № 67 строителей
За короткий промежуток Анна Павловна Круподерова сумела сплотить ребят в большую дружную семью, где “мы” — это много “я”, таких разных, но родных и близких друг другу...

Она все про всех знает. Знает, кто чем дышит, кто за что переживает. Она с первых дней скрупулезно изучает их личные дела. Читает — и плачет... Сироты. В скоросшиватели аккуратно подшита их судьба, протокол исковерканного начала жизни человека... Как же хочется всем им помочь!.. Ну хоть чем-то! Чтобы ветер добрых перемен коснулся каждого!

Несмотря на свой возраст, она полна оптимизма, творчества, неиссякаемой энергии. В ней сполна милосердия и сострадания к своим воспитанникам. Она убеждена, что проблемы их жизни она не может игнорировать и что эти дети, сироты и учащиеся Центра профессиональной и социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, нужны в нашей жизни, чтобы не зачерстветь, не заледенеть окончательно, чтобы взгляд натыкался, чтобы сердце саднило, чтобы было кому принести корзинку яблок с садового участка, по-соседски открыть вечером или в выходной двери собственной квартиры.
“А помните, Анна Павловна, я был у вас в гостях, и на обед у вас были блины?..” Это строки из письма Юры К., несколько лет назад окончившего ПТУ. У него хорошая работа, есть жилье. Женат. Жена прекрасно готовит. По праздникам хватает на пироги и торты. Но вкус блинов Анны Павловны, я думаю, был особенный. Незабываемый. Потому что человек она особенный. Легкий в общении, а главное — наидобрейший...
Как это важно — унести с собой во взрослую жизнь свет Доброго Лица, чтобы спасительным маяком он светил в пути в любую житейскую бурю! И как здорово, что есть кому зажечь такой маяк! Поделиться не только ароматными блинами, но и теплотой своей души. Не каждому педагогу это по силам.


Образование
3_НПЗ.jpg

морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg