Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Социальный педагог — не волшебник и не Бог...

2617 0 23:12 / 24.01.2008
Несколько лет назад в наших школах появилась новая должность — социальный педагог. Люди, избравшие для себя это непростое поприще, призваны защищать права детей, быть связующим звеном между учителями, учениками и родителями.
На Жлобинщине трудится около 30 представителей этой профессии, которые работают в тесном контакте с социально-педагогическим центром и сектором по охране прав детства райотдела образования, центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Руководит методическим объединением социальных педагогов района Раиса Федоровна Пешевич, социальный педагог СШ № 2 г. Жлобина. Недавно она окончила в Мин-ске Академию последипломного образования по избранной специальности, а в настоящее время работает над кандидатской диссертацией на тему воспитания.
— Раиса Федоровна, у каждого свой путь в профессию. Как вы стали социальным педагогом?
— В школе я не новичок. Системе образования отдала более 20 лет. Преподавала русский язык и литературу сначала в сельских школах нашего района, а затем — в СШ № 2. А пять лет назад, когда услышала о работе социального педагога, сразу же поняла: это мое. Хотя справедливости ради надо сказать, что работа наша неблагодарная. К примеру, так называемые неблагополучные семьи, даже если от души стремишься им помочь, не очень любят, когда кто-то посторонний вторгается в их мир. В квартиру одного большого семейства вообще удалось попасть только с пятой попытки, хозяйка долго не решалась открывать дверь. Но я и не жду ни от кого благодарности. Просто мне нравится то, чем я занимаюсь, нравится помогать людям, возиться с чужими проблемами. Особенно, когда видишь результат.
— Вы посчитали, что высшего педагогического образования и многолетнего опыта работы с детьми для новой деятельности недостаточно?
— Постигать что-то новое никогда не поздно, а учиться можно в любом возрасте. Полтора года учебы в Академии последипломного образования очень много дали в профессиональном плане и в плане общения с коллегами. Наш курс социальных педагогов республики провел в стенах учебного заведения более девяти месяцев. Параллельно поступила в аспирантуру при этой же Академии.
— В одном из своих стихотворений вы написали: “Социальный педагог — не волшебник и не Бог. Он — товарищ, он — друг. Для тебя, для всех вокруг...” Насколько удается следовать этому в жизни?
— По крайней мере, стараюсь следовать. Я ведь не прокурор, а скорее адвокат. Поэтому не стремлюсь кого-то наказывать, читать морали или учить жизни. Моя цель — помочь.
— А какими качествами, по вашему мнению, должен обладать социальный педагог? И какими не должен?
— Прежде всего он должен иметь совесть. Уметь хранить детские секреты. Пожалуй, нельзя браться за эту работу, если не обладаешь и таким качеством, как справедливость. Детей обмануть нельзя, иначе нельзя рассчитывать ни на их доверие, ни на откровенность. Невозможно строить отношения с детьми и без высокой нравственности, ибо только нравственная личность создает себе подобную.
— Но ведь о работе социального педагога зачастую судят по статистике правонарушений, совершенных школьниками: если в школе все тихо — ты на своем месте, а если “ЧП” — недорабатываешь...
— Да, к сожалению, это так. И в нашей школе с этим не все благополучно. Можно, конечно, оправдаться, что, к примеру, если подростки в новогоднюю ночь залезли в продуктовый ларек, то ответственность за это должна нести не школа, а родители. Но нужно думать не о том, как снять с себя ответственность, а о том, как помочь этой семье. А это самое сложное.
— Что может сделать для семьи скромный социальный педагог, не обладающий никакими полномочиями, никакими материальными ресурсами?
— Как-то я зашла навестить одну из многодетных семей нашего микрорайона. От увиденного в квартире больно сжалось сердце. Бедность и нищета выглядывали из всех углов. Старые, обшарпанные обои, закопченные потолки, давно не знавшие малярной кисти двери. Стало не по себе, что дети растут без домашнего уюта. Обратилась за помощью в жилищно-эксплуатационный участок. Нашла там понимание и поддержку. Нашлись и спонсоры. Сделали в квартире ремонт. Можно, конечно, упрекнуть, что, мол, плодим иждивенчество. Но каково же было мое удивление, когда спустя два года я снова оказалась в этой семье и увидела на стенах... совсем другие обои, красивее и дороже. Оказывается, те, благотворительные, им просто разонравились и они решили их поменять. Они сделали это сами, своими руками и, что самое главное, все вместе.
Таких примеров можно привести немало. Просто взять и забрать детей у родителей, поместив в интернат или приют — это не всегда самый лучший выход. Иногда даже очень проблемной семье важно сделать хотя бы один шаг навстречу. Ведь в таких семьях дети любят своих родителей порой ничуть не меньше, чем в самых благополучных.
— Вам ничего не хотелось бы изменить в отечественной системе воспитания?
— Я провожу занятия с небольшими группами детей. Это не психологические тренинги, не тесты, просто беседы о жизни. На них открыла для себя много интересного. Когда попросила назвать отрицательных “героев” окружающей действительности, они наперебой называли и пьяниц, и дебоширов, и наркоманов, и ВИЧ-инфицированных, и преступников, и бомжей, и женщин легкого поведения, и многих других. А вот когда дело дошло до образцов для подражания, как писал поэт, “делать жизнь с кого?”, воцарилось красноречивое молчание. Дети не знают, на кого они хотели бы быть похожими. Потому что это мы, взрослые, не показываем им таких примеров, мы зациклились на мероприятиях на тему “что такое плохо?”, забыв о том, “что такое хорошо”. СПИД, наркотики, сигареты — плохо. А что предлагаем взамен?
Наверное, стоит уменьшить поток негативной информации на детские головы. Больше ориентировать на успешных людей.
— Воспитывать собственных детей педагогу проще или сложнее?
— Воспитать достойного человека всегда непросто. У меня 25-летний сын. В два с небольшим года он уже знал все буквы, а в пять мы застали его читающим роман Горького “Мать”. Поэтому на некоторое время спрятали все взрослые книжки. Несколько лет назад он окончил Белорусский государственный экономический университет, по специальности — финансист. Кстати, свое второе образование я получила с ним в одно время, между нами даже витал дух соревновательности. Если родители не хотят безнадежно отстать от своих детей, должны постоянно совершенствоваться, чтобы на каком-то этапе просто не перестать быть для них интересными.
— Как бы вы сформулировали свое жизненное кредо?
— Любить жизнь, своих близких, себя и профессию.
Образование
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg