Обезглавили… или так и было?
1381 0 23:12 / 24.01.2008
“Наш Гомель в последние годы преобразился. Стал еще более уютным и чистым, красивые и ухоженные улицы, парки, скверы, повсюду клумбы. Но только почему-то остался незамеченным и заброшенным уголок в центре города, где уже два года сиротливо стоит обезглавленная статуя! Когда-то она украшала небольшой скверик, но грязные руки вандалов искалечили и опрокинули ее. Вот и стоит она с тех пор: без рук, без ног, без головы, и никому невдомек убрать ее оттуда, дабы не позорить наш город”.
Пока работала над этим материалом, снова письмо пришло, на эту же тему, про эту же даму каменную. Свои соображения высказала пенсионерка, бывший учитель Н. А. Буйневич, а предварила их следующим названием: “Уберите из скверов и улиц нашего города расчлененные трупы”. Вот так — ни больше ни меньше.
“В Гомеле появились скульптуры, имитирующие, думается мне, шедевры старины, найденные во время археологических раскопок. Например, Венеру Милосскую. Только эти скульптуры, на создание которых авторов вдохновили скорее всего фильмы ужасов, напоминают фрагменты расчлененных трупов. У гомельской Венеры ни рук, ни головы, ни ног, даже бедра безжалостно отсечены. Ладно, хоть одна деталь — грудь — осталась неповрежденной. Не осмелился, видимо, создатель изуродовать то, чем его мать выкормила. Раньше хоть белыми эти скульптуры стояли, теперь грязно-серые, унылые, навевающие тоску”.
За что же гомельчане так не полюбили статую на площади Восстания, и о месте в городе малых архитектурных форм, мы беседуем с председателем областной организации Белорусского союза художников Анатолием Отчиком. Ведь это именно он был инициатором пленэра скуль-пторов, прошедшего в 2002 году, плоды которого и появились в парках, скверах и на площадях Гомеля.
На Западе, в Прибалтике такие пленэры проводились еще 20 — 30 лет назад. На них приглашались известные мастера, а созданные ими произведения украшали улицы и скверы. В Праге, Клайпеде, в городах Германии, Италии скульптуры участников пленэра устанавливают вместе. Тогда ясна задумка, все цельно смотрится, как небольшая выставка. И наш пленэр задумывался для того, чтобы улучшить эстетическое оформление архитектурной среды Гомеля. На него пригласили десять признанных скульпторов из Минска, Гомеля, Витебска, Могилева, и даже из России и Украины. Но у нас в городе вместо того, чтобы собрать все, созданное на пленэре, вместе, скульптуры разбросали по Гомелю. То ли так авторы пожелали, боясь конкуренции, то ли городские власти решили насытить архитектурную среду в разных местах сразу. Так и получилось, что работа белорусского скульптора Эдуарда Астафьева оказалась словно брошенной под елкой возле танка. А была она из двух частей. Вторую вообще разрушили, саму статую перевернули. По словам Анатолия Отчика, с бывшим главным архитектором была договоренность о переносе этих скульптур. Но руки до этого ни у кого до сих пор не дошли. Ей надо другое место найти, и она будет нормально смотреться. Например, в скверике имени Громыко, по мнению председателя областной организации Белорусского союза художников, она бы не вызывала негативных эмоций.
— Анатолий Владимирович, из какого материала сделаны эти скульптуры? И почему он так почернел за несколько лет?
— Это камень доломит. Его привезли специально для пленэра из города Коврова Владимирской области. Камень этот со временем должен под дождями и ветрами не только почернеть, но и мхом порасти, и это даст свою красоту. Думаю, лет через десять это будет просто чудо. А через 50 они станут похожи на древние языческие камни. У них своя жизнь, и это уже не зависит от воли автора.
— Не кажется ли вам, что Гомель довольно беден архитектурными формами, по крайней мере высокохудожественного уровня? Например, старой части города так была бы “к лицу” классическая скульптура.
— Гомель — второй по величине город в республике. Хотелось бы больше разнообразия. Чтоб был и китч, и классическая скульптура, и современная, без явного преобладания чего-то одного. Обращали ли вы внимание в парке имени Луначарского на скульптуру, напоминающую лицо с острова Пасхи? Это подарок городу от шведа белорусского происхождения Яна Кузьмицкого. Она в глубине, но я ее считаю одной из лучших в городе.
— Наш парк ведь можно было бы наполнить копиями античных скульптур. Они бы смотрелись там очень органично…
— Можно было бы воссоздать те скульптуры и вазы, которые в парке стояли раньше. И копии можно сделать. Я думаю, что и музей был бы заинтересован, чтобы парк стал похож на тот, каким задумывал его архитектор Идзковский. Но стоит это недешево. Хотя при соответствующем спросе эту работу было бы кому выполнить.
— В Минске, в Киеве есть прекрасные бронзовые скульптуры, возле которых охотно фотографируются горожане и туристы. Вы не предлагали что-то подобное сделать для Гомеля?
— Это еще дороже. Одна скульптура будет стоить 100 — 120 миллионов. Ведь это и лепка, и литье.
И все-таки хочется помечтать о том, как сделать наш любимый город краше. И что в нашем прекрасном парке тоже появятся интересные скульптуры. А Венеру неприкаянную просто жалко. Хотелось бы обратиться ко всем, кто в силах защитить честь бедной женщины, пусть и каменной. Ну найдите же ей место, где она будет смотреться гармонично, а не так, как жертва танковой атаки! Ведь есть же в нашем большом и зеленом городе такой уголок.
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать