Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Не зови ты мишку папой

1236 0 23:12 / 24.01.2008
— Давненько мы с тобой не виделись! Вон уже и карапузика себе успела завести! — глядя
на молодую маму с румяной красавицей-дочуркой, нельзя было не умиляться.
Поэтому, наверное, не сразу заметила, как Инна “сдала”. Из модной, веселой когда-то девушки она превратилась в замученную жизнью женщину, невзрачно одетую, с потухшим взглядом, теплевшим лишь при виде маленькой дочки.
Схожая с птицею раненой
— Только она у меня и осталась. Папаша “слинял”, как только узнал, что я беременна, — с обидой бросила знакомая. — А я еще до того, как на грех, с работы уволилась. Теперь вот крутимся с мамой-пенсионеркой, как белки в колесе, а толку никакого. А что будет, когда дочь подрастет и станет о папе спрашивать?..
“Не зови ты мишку папой. Не тяни его за лапу. Это мой, видно, грех — папы есть не у всех”... Да, весело, ничего не скажешь. И самое грустное то, что такие случаи стали сегодня настолько частыми, что уже и удивления не вызывают. По статистике ежегодно почти 20 тысяч белорусок обзаводятся детьми, не имея брачного штампа в паспорте. Это значит, что примерно каждый пятый ребенок (или около восьми тысяч) — так называемый незаконнорожденный. Если в 2001 году на Гомельщине насчитывалось 26724 одиноких матерей, воспитывающих детей без отца, то в 2003 — уже 29480.
Кто же она — сегодняшняя мать-одиночка? Ее социальный портрет составили в Гомельском городском центре социального обслуживания семьи и детей, проведя в рамках программы “Мама без папы” социологическое исследование семей незамужних матерей. Было опрошено 200 женщин. 25,5 процента одиноких матерей находятся в возрасте 26 — 30 лет, 39,5 процента — имеют среднее специальное образование, 18 процентов — высшее. Большинство женщин работают на предприятиях города. 15,5 процента — служащие. Но немало (30 процентов) одиноких матерей — безработные. То есть эта категория наших граждан является одной из наиболее незащищенных. Как признались в анкете 95,5 процента женщин, они испытывают постоянные материальные трудности, у многих доход на каждого члена их маленькой семьи ниже прожиточного минимума. Почти половина на второе место среди проблем ставят личную неустроенность. И на третьем месте — проблема жилья. Женщины проживают с кем-то из родственников, но лишь одна пятая часть может сказать, что имеет с ними взаимопонимание и получает от них моральную и материальную поддержку. Кстати, треть матерей-одиночек сами выросли в неполных семьях.

Радость — “для себя”, заботы — государству
— Число одиноких матерей с каждым годом растет. И основная причина этого — социально-экономическая ситуация, — считает заместитель начальника отдела социальных учреждений и материально-бытового обслуживания пенсионеров и инвалидов комитета по труду и социальной защите населения облисполкома
С. Н. Дергач.
Конечно, в основном женщины решаются в одиночку воспитывать ребенка поневоле: кто-то развелся с мужем, а кого-то, подобно моей знакомой Инне, бросил возлюбленный. Что и говорить, сегодня далеко не многие мужчины способны взять на себя такую ответственность. Или попросту не хотят. Семья и брак перестали быть единственной формой взаимоотношений мужчины и женщины. Проще пожить вместе, а если что — быстренько разбежаться, и никто никому не должен.
Но все чаще можно встретить и таких женщин, которые абсолютно осознанно и добровольно идут на рождение ребенка, что называется, “для себя”. Не сложилась любовь, семью создать не получилось вовремя. А жизнь дальнейшую хочется чем-то заполнить. Ведь женщине по природе своей свойственно о ком-то заботиться, ради кого-то жить. Вот она и решается завести ребенка чуть ли не от первого встречного, у которого и с наследственностью все в порядке, и со спиртным нет проблем.
Есть здесь и еще один нюанс — далеко не все являются одинокими матерями де-факто. Живут они с отцами своих детей в так называемом гражданском браке. На вопрос анкеты “состоите ли вы в гражданском браке с отцом ребенка?” положительно ответили лишь 10,5 процента женщин. Хотя, по мнению специалистов, многие из остальных этот факт утаили, чтобы не потерять статус одинокой матери. Опять же по той простой причине, что не могут в вопросах содержания семьи и ребенка положиться на супруга.
— Имея статус одинокой матери, женщина получает от государства льготы: пособия, надбавки к ним, адресную социальную помощь, — говорит ведущий специалист управления юстиции облисполкома Светлана Романчикова. — А еще бесплатные детский садик, учебники, преимущества на оздоровление ребенка, гуманитарную помощь... Как ни крути, а выгодно. Если самостоятельно решить свои проблемы не получается, почему бы их не переложить на государство?
— Бывают даже случаи, когда женщина приезжает на хорошей машине, в дорогой шубе и предоставляет все необходимые документы, свидетельствующие о том, что она — одинокая мать, — рассказывают специалисты.
Живут такие “предприимчивые” дамы, как правило, на содержании у “новых белорусов”, которые не спешат узаконивать отношения с матерями своих детей, дабы в случае “охлаждения чувств” не делиться с ними своим добром.
— Такие женщины, как правило, хорошо знают законы и пользуются этим. А выявить и доказать все случаи довольно сложно, — рассказывает С. Н. Дергач. — Мало ли, вчера жили вместе, а сегодня — врозь. Соседи же, как правило, отказываются свидетельствовать. Хотя труднее всего как раз с настоящими одинокими матерями. Ведь в неполных семьях женщина сталкивается со множеством проблем, в том числе и психологических. Страдает, конечно, и ребенок.

“Моя дочь не знает вкуса мяса”
— Ладно, я давно забыла, что такое нормально поесть или хорошо одеться, — рассказывает моя знакомая Инна. — Но ведь двухлетней дочке не объяснишь, почему у соседского мальчика новый велосипед и яркая качелька. А на день рождения ему родители купили хорошие дорогие зимние сапожки. И на море его возили. Мой ребенок не знает, что такое мясо. Даже не просит бананов или конфет, потому что так редко их получает, что забывает вкус. С ужасом думаю о зимних холодах, потому что из старых ботиночек, доставшихся “в наследство” от соседского мальчика, она уже выросла, а новые могу не потянуть. Пока сижу в декретном отпуске, беру на дом шитье, но этих денег едва хватает на оплату коммунальных услуг и скромное питание.
Это только материальная сторона проблемы. Не менее сложна и психологическая. Только в нормальной полной семье ребенок может научиться правильным взаимоотношениям между мужчиной и женщиной. К тому же в разные периоды своей жизни он тянется либо к одному родителю, либо к другому. Без отцовского влияния мальчик, к примеру, может вырасти изнеженным “маменькиным сынком”, который всю жизнь будет цепляться за женскую юбку. Или начнет сопротивляться “телячьим нежностям” и доказывать мужественность грубостью, агрессивностью, выпивкой и курением. А девочка только рядом с отцом сможет научиться взаимоотношениям с представителями противоположного пола. Мама же, имевшая негативный опыт общения с мужчинами, сознательно или бессознательно может внушить дочери страх перед сексуальными отношениями и даже неприязнь к представителям сильной половины человечества.

Учимся самопомощи
— Чтобы поддержать так называемые “материнские” семьи, центры социального обслуживания населения реализуют различные программы: “Мама без папы” и другие, — говорит Светлана Николаевна. — Женщинам оказывается психолого-педагогическая помощь: консультации, тренинги, в экстренных случаях они могут позвонить по круглосуточному “телефону доверия”. Нуждающимся выплачивается адресная материальная помощь, для них проводятся благотворительные акции. С одинокими матерями работают также юристы, поскольку, как показало социологическое исследование, половина из них не знают своих прав и полагающихся им льгот. Найти единомышленников, получить совет от более опытных одиноких мам женщины могут в таких клубах, как “Подружка”. Они действуют во многих районах области. Цель программ — не только помочь одинокой матери справиться с трудностями, но и научить ее приемам самопомощи и взаимопомощи, которые помогут ей обеспечить себе и своему ребенку достойную жизнь.
Особо нуждающиеся в комплексной помощи “материнские” семьи ставятся на социальный патронаж, половина из них состоят в проекте “Дар”, который реализуется совмест-но с международной итальянской общественной организацией A.N.P.A.S. Так, в центр за помощью обратилась 32-летняя женщина, одна воспитывающая десятилетнюю дочку и четырехлетнего сына. В семье было бедственное материальное положеие. К тому же мальчик отставал в развитии и ему требовалось оформить инвалидность. С этим возникли проблемы, и только благодаря специалистам центра их удалось решить. Вынужденная ухаживать за ребенком, женщина не могла устроиться на работу, к тому же сама тяжело заболела. Все время семье оказывалась материальная, моральная и правовая поддержка. Сейчас ситуация стабилизировалась, одинокая мать нашла возможность подрабатывать.
Другая 31-летняя мать восьмилетнего ребенка обратилась в центр, будучи беременной, не состояв в браке. Женщина находилась в тяжелом состоянии — ее пугала сама мысль родить ребенка без мужа и тревожило материальное положение семьи. После консультаций со специалистами она приняла решение оставить ребенка. В период беременности матери оказывалась психологическая, педагогическая и правовая помощь. Удалось добиться назначения пособия на старшего ребенка, для чего пришлось неоднократно отправлять запросы по месту нахождения ее бывшего мужа в Россию. Сейчас в этой “материнской” семье растет обаятельный трехлетний малыш.
Не менее сложное положение привело в центр и 21-летнюю женщину, на руках у которой был трехлетний малыш. Поскольку у нее не было паспорта и гражданства Республики Беларусь, сын также не был зарегистрирован. Детское пособие, естественно, семье не выплачивалось. Женщина не могла устроиться на работу и ей отказывали в бесплатной медицинской помощи для ребенка. Специалистами центра был составлен запрос в паспортно-визовую службу облисполкома, и оттуда пришел положительный ответ — женщина имеет право на белорусское гражданство. Сейчас ей оформляется паспорт.
Все эти вопросы решать, конечно же, непросто. И лучше бы попытаться предотвратить появление подобных “материнских” семей. Но как? Ведь не запретишь же разводы. И не призовешь всех одиноких матерей выйти замуж. Наверное, нужно начинать с восстановления ценности самого института брака. На Западе, кстати, это уже поняли. Там активно ведется пропаганда здоровой полной семьи. Утверждается, что большая семья — это модно, девственность — это круто, а супружеская верность — стильно. Может, и нам пора последовать этому примеру? Пока не поздно.
Ольга Данилкова
Общество


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать