Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Под «Черным Роджером»…

1006 0 23:13 / 24.01.2008
Пиратов не любили никогда.
В славные времена корсаров
и флибустьеров, бороздивших просторы морей и океанов,
государства Европы боролись
с ними по-своему: вешали,
отрубали головы, в особых случаях сжигали, а пепел рассеивали
по ветру. Нынче времена настали более гуманные, но любви
к пиратам за эти годы не прибавилось. И хоть сумасбродства грозных морских грабителей безвоз-вратно канули в Лету, их дело живет и процветает. Теперь уже
в рекординговом бизнесе.

На постсоветском пространстве аудиопираты прочно обосновались где-то в начале 90-х. Именно тогда на рынки хлынули первые потоки контрафактной продукции. Качество первых дисков было, мягко говоря, не идеальным. Один хороший знакомый предоставил мне возможность лично «познакомиться» с подобным компактом “Deep Purple”, то ли китайским, то ли болгарским. Сразу скажу, при виде эдакого уродца мне захотелось плакать. Размазанные очертания на обложке и жуткий звук уж точно не сделают из вас яростного меломана. Но вот цена… Она влекла и манила неискушенного покупателя, и диски расходились «на ура».
«Пиастры!» — алчно произнесли пираты; «Грабят!» — в ужасе воскликнули звукозаписывающие компании и развязали отчаянную борьбу с корсарами аудиобизнеса. Борются и по сей день. Да только вот пиратских дисков на прилавках меньше не стало. Скорее наоборот. И отличить их от лицензионных стало намного сложнее. Нет больше китайской «халтуры» на обложках, да и качество пиратки не многим хуже продукции под фирменными лейблами. Вот и приходится постоянно обворовываемым компаниям искать пути по искоренению контрафакта. Далеко ходить не надо. Яркий пример — Россия, где по пиратским дискам и кассетам ежегодно ездят асфальтоукладчиками и бульдозерами, устраивают концерты, при этом громогласно призывая: «Не финансируйте пиратов! Они плохие!»
Но это в России. А как дела обстоят у нас? По сведениям, предоставленным в УБЭП УВД облисполкома, на начало сентября 2004 года выявлены 34 административных правонарушения, связанные с посягательством на так называемую интеллектуальную собственность. Изъято 8242 единицы контрафактной продукции на общую сумму 57575500 белорусских рублей, из них 7800 компакт-дисков, 342 видеокассеты и 384 DVD-диска. Также было изъято 14 компьютеров на сумму 9000000 рублей. К примеру, в нашем городе не так давно был выявлен факт реализации пиратских DVD в одном из торговых павильонов. В отношении индивидуального предпринимателя, занимавшегося этим «постыдным» делом, был составлен административный протокол. Сотрудники УБЭП изъяли тогда аж 138 DVD-дисков стоимостью 1380000 белорусских рублей.
Так что, как видим, и у нас с пиратами борются. Только по-своему: тихо и без особой патетики. Но, несмотря на все рейды и проверки, контрафактную продукцию на рынке и в магазинах можно найти без особого труда. К примеру, в универмаге «Гомель» от одного из продавцов CD и МР3 я узнал, что лицензионных фильмов на дисках в нашем городе очень-очень мало: «Если есть дешевая лицензия, то мы ее выкупаем, а если нет, то… Цена в 35 долларов вас устроит?» Конечно, не устроит! А после этого артисты и записывающие компании еще и обижаются на пиратов: дескать, совсем обнаглели. Позвольте, кто обнаглел? Не думаю, что среднестатистический белорус мог бы позволить себе «отстегнуть» 35 долларов на покупку диска (скажем, Бритни Спирз) при сегодняшней зарплате. Проще сходить на рынок и приобрести такой же CD за 5,5 — 6 тысяч белорусских рублей. Конечно, бесспорны и некоторые преимущества лицензионки: всегда отменное качество звучания, отличная упаковка и красивые многостраничные буклеты внутри. Но, с другой стороны, пиратские CD и MP3 можно купить везде (в киосках, на рынке), и они, как уже упоминалось, в несколько раз дешевле. Да и потом, всем нам знакома милая для души картина: в США новый голливудский блокбастер еще и в прокат не вышел, а в киоске под твоим балконом он уже есть. Чем не преимущество?
Еще более прояснил ситуацию, сложившуюся у нас с компакт-дисками, Владимир, продавец одного из гомельских специализированных магазинов:
— Пиратка и лицензионка мало чем отличаются. В основном ценой да буклетами, а так… Техника сегодня очень хорошего уровня, и это облегчает задачу пиратам. Русская лицензия значительно дешевле, поэтому ее часто покупают. Российские звукозаписывающие компании (Coronach records, Art records, Dana music) маркируют свою продукцию фирменными голографическими наклейками. С приходом на этот рынок таких гигантов, как Universal и BMG, купить качественный диск стало проще. Пираты вступают в дело, когда речь заходит об исполнителях дальнего зарубежья. Как правило, такая лицензия слишком дорогая. Простому покупателю она не по карману.
— Значит, покупают чаще всего пират-ское?
— Поймите, охотнее берут то, что дешевле. Встречаются порой весьма недорогие лицензионные CD, но в основной массе люди приобретают пиратку. Исключение составляют разве что большие ценители музыки и коллекционеры. Они из принципа слушают только лицензию.
И, конечно, не без оснований. Несмотря на возросшее качество пиратской продукции, нередко среди нее по-прежнему встречается откровенно бракованный товар. На компактах могут быть едва заметные царапины или даже трещины, отверстие может иметь деформации и находиться не строго по центру диска. Если вы чего-то в нужный момент не увидите, то, кроме раздражения от зря потраченных денег, вас могут настичь проблемы с вашим музыкальным центром или компьютером: как правило, бракованные компакты банально разрываются на высокоскоростных приводах. А посему, если вам кажется, что продавец как-то странно улыбается и самодовольно потирает руки, лучше проверьте только что всученный вам диск на наличие описанных дефектов. А лучше попросите об этом продавца…
Конечно, пираты далеко не безгрешны. Но даже в те славные времена, когда они бороздили просторы морей и океанов, их нельзя было обвинить в отсутствии изобретательности. Нельзя их обвинить в этом и сейчас. Современные корсары нашли свой рынок и своего покупателя, и на сегодняшний день вряд ли кто-либо сможет сместить их с завоеванных позиций.
В чем же секрет? На мой взгляд, в массовости и доступности. Это главные козыри (достоинства, если хотите) аудиопиратов. Именно благодаря этим далеко не законопослушным господам мы с вами имеем возможность слушать все, чего душа пожелает, начиная от российской попсы и заканчивая самой брутальной гринд-трэшевой бандой из Швеции. Так что потребители довольны. Недовольны лишь компании звукозаписи и артисты, чьи кровные денежки уплывают во «вражеские» руки. Компании эти, видимо, все никак не могут понять: если люди не покупают их продукцию, то это НЕ ПРОБЛЕМА ПОТРЕБИТЕЛЯ, а головная боль производителя. Им бы следовало не столько бороться с пиратами, сколько предпринимать какие-то шаги по удешевлению своего товара. Тогда бы и дело спорилось. Есть еще, правда, и иной вариант, более далекой перспективы, когда среднестатистический белорус превратится в среднестатистического немца с зарплатой в пару тысяч евро в месяц. Вот тогда-то и будем мы по «ненавистной» пиратке на бульдозерах разъезжать.
Алексей ИВАНЮШКО,
студент
факультета журналистики БГУ
Общество
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg