Это был летчик редкого мужества и исключительного самообладания. Главный маршал авиации А. А. Новиков вспоминал: «...Он производил впечатление богатыря. Да он и был таким в своих ратных делах. Петр Андреевич, говоря словами Суворова, действительно был смел без опрометчивости, деятелен без легкомыслия, тверд без упрямства, осторожен без притворства».
Впервые имя Петра Пилютова стало широко известно в 1934 году, когда он, бортмеханик у полярного летчика Василия Молокова, принимал участие в спасении членов арктической экспедиции и экипажа ледокола «Челюскин», затонувшего в Чукотском море. За мужество и мастерство, проявленные при спасении челюскинцев, впервые получили звание Героев Советского Союза семь отважных летчиков, в том числе и Василий Сергеевич Молоков, а бортмеханик Пилютов был удостоен ордена Ленина.
Вспоминая то время, Молоков писал: «...Мы вместе с Пилютовым все свободные часы проводили на аэродроме: занимались изношенным мотором своей „двойки“. Работали на леденящем ветру при жестоком морозе. Закончив дела, добирались до теплой избы, находили себе местечко на полу среди спавших вповалку людей и моментально засыпали как убитые... Петя Пилютов, как я и предполагал, оказался очень хорошим помощником». Молоков ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, смекалку и мастерство.
За все время полетов в сложнейших условиях Севера их воздушная машина Р-5 всегда действовала безотказно. Однако она была двухместной. Тогда Молоков с Пилютовым прикрепили под крыльями самолета фанерные контейнеры от грузовых парашютов, и получились еще две дополнительные «кабины». На этом самолете Молоков за 10 рейсов вывез со льдины на материк 39 человек — больше других летчиков.
Свою жизнь Пилютов связал с Красной Армией в 1928 году. Окончил военную школу авиационных техников, затем Качинскую военную школу летчиков и получил назначение в 40-ю авиаэскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке. В 1936 году, пилотируя легкий бомбардировщик, атаковал японский самолет, нарушивший границу, за это был награжден медалью «За отвагу». Первое боевое крещение Петр получил в боях у озера Хасан в 1938-м, затем воевал против белофиннов в 1939 — 1940 гг. В боевой характеристике того времени отмечено, что, не имея своего самолета, Пилютов сумел сделать 12 боевых вылетов на разведку и штурмовку боевых позиций противника.
Вспоминая то время, Молоков писал: «...Мы вместе с Пилютовым все свободные часы проводили на аэродроме: занимались изношенным мотором своей „двойки“. Работали на леденящем ветру при жестоком морозе. Закончив дела, добирались до теплой избы, находили себе местечко на полу среди спавших вповалку людей и моментально засыпали как убитые... Петя Пилютов, как я и предполагал, оказался очень хорошим помощником». Молоков ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, смекалку и мастерство.
За все время полетов в сложнейших условиях Севера их воздушная машина Р-5 всегда действовала безотказно. Однако она была двухместной. Тогда Молоков с Пилютовым прикрепили под крыльями самолета фанерные контейнеры от грузовых парашютов, и получились еще две дополнительные «кабины». На этом самолете Молоков за 10 рейсов вывез со льдины на материк 39 человек — больше других летчиков.
Свою жизнь Пилютов связал с Красной Армией в 1928 году. Окончил военную школу авиационных техников, затем Качинскую военную школу летчиков и получил назначение в 40-ю авиаэскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке. В 1936 году, пилотируя легкий бомбардировщик, атаковал японский самолет, нарушивший границу, за это был награжден медалью «За отвагу». Первое боевое крещение Петр получил в боях у озера Хасан в 1938-м, затем воевал против белофиннов в 1939 — 1940 гг. В боевой характеристике того времени отмечено, что, не имея своего самолета, Пилютов сумел сделать 12 боевых вылетов на разведку и штурмовку боевых позиций противника.
С июня 1941-го он в составе 154-го истребительного авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта. В декабре через Ладожское озеро была проложена ледовая трасса, которую ленинградцы называли Дорогой жизни. Она стала передним краем обороны Ленинграда. Для сопровождения транспортных самолетов и прикрытия Ладожской трассы стали привлекаться и летчики 154-го авиаполка.
17 декабря 1941 года Пилютов в составе четырех машин должен был лететь на прикрытие транспортных самолетов. Но случилось непредвиденное: пара истребителей ушла на прикрытие самолетов, срочно вылетевших в Кронштадт, а один был поврежден на аэродроме во время артобстрела. Пилютову пришлось лететь одному на сопровождение девяти транспортных самолетов с женщинами и детьми, эвакуированными из Ленинграда на Большую землю. Воздушный караван был уже у середины Ладоги, когда на горизонте появились шесть вражеских истребителей. Петр принял решение отвлечь неприятеля на себя. Завязался неравный бой, из которого он вышел победителем, сбив два самолета противника. Но и его машина была подбита, а сам летчик ранен.
17 декабря 1941 года Пилютов в составе четырех машин должен был лететь на прикрытие транспортных самолетов. Но случилось непредвиденное: пара истребителей ушла на прикрытие самолетов, срочно вылетевших в Кронштадт, а один был поврежден на аэродроме во время артобстрела. Пилютову пришлось лететь одному на сопровождение девяти транспортных самолетов с женщинами и детьми, эвакуированными из Ленинграда на Большую землю. Воздушный караван был уже у середины Ладоги, когда на горизонте появились шесть вражеских истребителей. Петр принял решение отвлечь неприятеля на себя. Завязался неравный бой, из которого он вышел победителем, сбив два самолета противника. Но и его машина была подбита, а сам летчик ранен.
В госпитале врачи насчитали на теле Пилютова 21 осколочное ранение. Но самым важным было то, что он дал возможность транспортным самолетам уйти от преследования и спасти около 300 женщин и детей.
10 февраля 1943 года Петру Андреевичу Пилютову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Он прошел всю войну, закончил ее летчиком-инспектором 13-й воздушной армии. На счету аса 76 воздушных боев, 23 сбитых вражеских самолета (17 лично и 6 — в групповой схватке). Он участник Парада Победы в 1945 году.
После войны полковник Пилютов продолжал службу в ВВС. Уйдя в отставку, вел активную общественную деятельность. В 1960-м его не стало. Похоронен Петр Андреевич в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Его именем названы улицы в Рогачеве и Санкт-Петербурге.
После войны полковник Пилютов продолжал службу в ВВС. Уйдя в отставку, вел активную общественную деятельность. В 1960-м его не стало. Похоронен Петр Андреевич в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре. Его именем названы улицы в Рогачеве и Санкт-Петербурге.