Магазин самообслуживания — не скатерть-самобранка
3901 0 23:13 / 24.01.2008
В магазине самообслуживания главное — преподнести продукт покупателю. Все на полках должно быть видно и доступно. А если товары еще будут привлекать упаковкой и ценой, руки покупателя сами к продукту и потянутся.
— И тянутся, — делится директор гомельского магазина “Океан” Андрей Петрович Алексеенко. — Да только, к сожалению, опускается товар или продукт зачастую не в корзинку, а в потайные карманы. Когда товары разложены свободно, для человека, нечистого на руку, это становится соблазном. Так что с воровством сталкиваемся практически ежедневно и не по одному разу. Воруют многие — от бомжей до дам в норковых шубах. Будучи задержанными, воришки приводят в свое оправдание самые разные доводы. Чаще всего “забывают заплатить” или утверждают, что купили обнаруженные у них в карманах шоколадки, вино, чай или кофе (именно это воруют чаще всего) в другом месте.
Кстати, еще в советское время в бюджет магазинов, где было самообслуживание, вносилась статья списания “на забывчивость покупателей”. То есть предполагалось, что кто-то может “забыть” заплатить за товар, и, когда подводили итоги, недостающую сумму по этой статье просто списывали. На самом деле, конечно, и тогда воровали, но называли это так вежливо. Как выходят продавцы из положения теперь, сложно сказать: коммерческая тайна. Но никто не скрывает — недостачи бывают очень серьезные...
Замечено, бомжи и пьяницы в такие магазины заходят нечасто, да и стянуть им там что-то бывает сложно: уж очень выделяются из толпы — охране заметны сразу. А вот обеспеченные горожане среди воришек составляют весьма приличный процент. Кстати, собирательный образ дамы в шикарной норковой шубе для гомельских магазинов самообслуживания — почти культовый. Где-то она разбила бутылку дорогого вина и отказалась расплачиваться, где-то, подобно Царевне-лебеди, набрала полные рукава дорогих консервов и спустила за подкладку норковой шубы банку кофе, а где-то из ее дамской сумочки охрана вытряхнула несколько баночек красной икры...
Поэтому, по признанию охранника одного из гомельских магазинов самообслуживания, заподозрить хорошо одетого человека в воровстве “рука не поднимается”, но, увы, подозрения оправдываются нередко. Хотя следует заметить: даже наметанный глаз профессионала-охранника иногда подводит своего хозяина, и под подозрение подпадает совершенно невиновный человек. Кстати, в подобной ситуации не так давно довелось побывать и автору данной статьи. Невозможно выразить словами шок, а затем последующее возмущение, когда мне, законопослушной покупательнице, предложили вернуть на полку то, чего ни я, ни моя спутница не брали!
— Наш магазин в ритме самообслуживания функционирует уже больше двух лет, — рассказывает Андрей Петрович. — Работать было тяжело буквально со дня открытия. Ведь мы, по сути, были второй точкой самообслуживания в городе, решившейся на открытый вид продажи. До нас в таком ритме работал лишь универсам “Сельмашевский”, но он не практиковал продажу мелкоштучного товара. Так что дополнительный комфорт для наших покупателей сразу же стал головной болью как для администрации магазина, так и для каждого продавца. За это время сотрудники магазина задержали и передали правоохранительным органам сотни похитителей. Только за март нынешнего года в магазине было зафиксировано 24 случая воровства. Что и говорить: на любое проявление недоверия покупатели обычно реагируют очень бурно. Но давайте будем честными, и если наши уважаемые покупатели знают свои права, то не мешало бы им помнить и о своих обязанностях: при входе в торговый зал самообслуживания сдавать в камеру хранения пакеты и сумки, отбор товара производить только в инвентарные корзины и не заходить в торговый зал с товаром, аналогичным реализуемому в магазине самообслуживания. Если же так случилось, что подозрение падает на вас, не реагируйте слишком бурно, а спокойно покажите, что находится у вас в портфеле или сумке...
— Считаю, что работники магазинов, обязывая покупателей сдавать в камеру хранения пакеты и сумки, поступают правомерно, — утверждает начальник отдела организации торговли и кадров управления торговли и услуг
горисполкома Г. Н. Горбачевская. — В каждом магазине, в том числе и самообслуживания, установлены правила, согласно которым от потенциальных покупателей требуют, скажем, соблюдать санитарные нормы, не входить в магазин с животными, не курить в торговом зале, набирать товар только в инвентарную корзину, сохранять кассовый чек до выхода из торгового зала. Что же касается воровства, то хочу заметить, что абсолютно все работники того или иного магазина заинтересованы в сохранности товара, так как за недостачу отвечают все. К сожалению, сознание покупателя, у которого десяток лет тому назад отняли такую удобную форму обслуживания, а теперь вернули обратно, уже поменять довольно сложно. В отдельных случаях дело доходило до абсурда: мелкие продукты питания не только пытались вынести, но и съедали в торговом зале, частыми были также случаи порчи фасованного продукта. Поэтому многие магазины вынуждены были “вооружаться” камерами слежения или же нанимать на работу так называемых администраторов (в просторечии — охранников). А вот обыскивать покупателей при выходе из торгового зала или до-сматривать их вещи ни работники магазина, ни администраторы не имеют права. Если возникло подозрение, они должны вызвать милицию.
В некоторых магазинах самообслужива-ния меня заверили, что, поймав нарушителя, обязательно вызывают милицию. Но многие предпочитают бороться с воришками своими силами. А какой от милиции толк, — рассуждают, — если украдено на небольшую сумму, то даже уголовного дела не возбуждают, вора отпускают практически тут же. Так что иногда проще отобрать похищенное или заставить рассчитаться. А чтобы предотвратить кражи с открытых полок, продавцы и администрация вынуждены идти на разные ухищрения: самый дорогой товар стараются ставить повыше, чтобы снять незаметно было невозможно, а за людьми, долго гуляющими по магазину с пустыми руками, приглядывают внимательнее. Немалое подспорье — замаскированные камеры слежения. Но они, как и электронная система защиты, есть далеко не везде: уж больно дорого обходятся ее установка и содержание — маленьким магазинчикам она явно не по карману. Наряду с этими методами руководство некоторых супермаркетов прибегает к “мерам морального воздействия”, которые не рассекречиваются из соображений эффективности. Но справедливости ради стоит сказать: не всегда пойманному грабителю удается отделаться лишь минутой позора.
Есть немало случаев, когда уголов-
ные дела все-таки возбуждают-
ся, — констатирует начальник штаба отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь Железнодорожного района города Гомеля П. С. Марцинкевич. — А происходит это в том случае, если одним и тем же лицом на протяжении года было совершено два мелких хищения. Представьте себе, каким позорным пятном на всю жизнь может лечь на человека воровство им, к примеру, баночки кофе, а затем бутылки коньяка. Всего же только за девять месяцев нынешнего года сотрудниками нашего отдела на городских объектах торговли и предприятиях был составлен 851 протокол по статье “Мелкое хищение”, изъято ценностей на 4 миллиона 112 тысяч 840 рублей. Повторных мелких хищений, что и означает возбуждение уголовных дел, было выявлено девять. Хочу заметить: кнопки тревожной сигнализации в некоторых магазинах за день нажимаются не один раз. Группе задержания остается лишь оперативно выехать на место, выяснить личность задержанного, составить протокол, к которому прилагается справка-счет на стоимость товара, и вручить задержанному повестку в суд...
Исходя из вышесказанного, ясно: переход на самообслуживание “выливается” в копеечку для хозяев магазинов. Но тем не менее они идут на такое “переустройство”. Причина проста: с переходом на новую форму работы возрастает число покупателей и, соответственно, покупок. Кстати, в Европе и Америке 90 процентов розничных продаж приходится именно на магазины самообслуживания. Покупатель мечтает о комфорте и находит его именно в магазинах самообслуживания. К тому же новая система — это не только удобство. Это еще и имидж, стиль, более высокий рейтинг магазина. А за престиж приходится платить. Продавцы к этому готовы. Но они очень надеются, что и покупатели когда-нибудь привыкнут к тому, что за товар нужно платить всегда. Даже если он лежит на открытой полке, а охранник смотрит в другую сторону.
Валентина СЫС
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать