“Да что может случиться?”
1422 0 23:13 / 24.01.2008
Улица Трудовая поселка Большевик Гомельского района практически полностью состоит из домов барачного типа. Большинство из них находятся
в аварийном состоянии. Именно сюда с рейдовой проверкой и направилась пожарная инспекция
Гомельского районного отдела по чрезвычайным ситуациям, в составе которой был
и корреспондент “ГП”.
Первый дом, куда заходим, инспектору государственного пожарного надзора Гомельского отдела по ЧС Юрию Калинину уже знаком. Хозяйке Раисе Михайловне не так давно был выписан штраф за “жучки”, накрученные в электросчетчике. На этот раз в доме с точки зрения пожарной безопасности все в порядке. Несмотря на то, что прошлый визит пожарной инспекции закончился неприятностью в виде штрафа, Раиса Михайловна благодарна инспекторам. “Я довольна, что они периодически проверяют, все ли в порядке, — говорит женщина. — Ведь я живу одна с детьми, помочь мне некому. Когда мы вселились в эту квартиру год тому назад, то я даже не обратила внимание на то, что у меня там в счетчике было накручено прежним хозяином, так как не разбираюсь в этом. А ведь из-за этих “жучков” мог возникнуть пожар, теперь же я спокойна”.
Совсем по-другому нас встречали жильцы соседнего дома. На пороге сразил резкий запах перегара. Его источник находился на кухне: два неопрятного вида мужика заплетающимися языками пытались выпытать, кто мы такие и почему мешаем их застолью. В доме царил жуткий беспорядок, но хозяйка с порога запротестовала: “Ой, не ходите, не ходите, натопчете!” Нашему взору предстала печального вида разваливающаяся печка, где все семейство — шестеро взрослых и двое маленьких детей — готовит себе еду. Хозяйка же утверждает, что сама неоднократно мазала печку, обращалась за помощью на торфозавод, в чьем ведомстве находится барак, но там, дескать, ответили, что кирпича для ремонта нет. Проводка в доме свисает с потолка, щедро “украшена” паутиной. Розетки и выключатели по всем законам физики должны были давно вывалиться наружу, на каким-то чудесным образом еще держатся в стене.
— Хозяйка, у вас дома столько мужиков, почему же они розетки нормальные не поставят? — спрашиваю я.
— А чего? Нормальные розетки.
Мужики, пыхтя самокрутками, дружно загоготали.
— Вы слышали, что в Гомель-ском районе недавно четыре человека сгорели в своих домах после того, как выпили, закурили и за-
снули? — обращается к ним пожарный инспектор.
— Так мы и не пьем, — икая, отвечают мужики.
Стало ясно, что дальнейший диалог бесполезен. Жильцам вручили памятки о мерах пожарной безопасности при пользовании печным оборудованием, а также инструкции, как себя вести в случае возгорания. Однако весьма сомнительно, что эта информация будет принята здесь к сведению. Провожали непрошеных гостей хозяева со словами: “Да ничего у нас не случится, никакого пожара не будет”.
В этом же абсолютно уверен и их сосед, 72-летний Анатолий Васильевич, который живет вдвоем с больной дочерью. “Проводка у меня новая, толстая, ничего не загорится”, — уверял пенсионер. В то же время Юрию Калинину достаточно было одного взгляда на счетчик, чтобы понять, что такая чрезмерная уверенность может обернуться трагедией. Подключение произведено с нарушением всех мыслимых и немыслимых правил электрики. Силовой провод подключен напрямую, минуя счетчик, то есть, помимо прочего, налицо кража электроэнергии. Когда же инспектор попытался его отсоединить, проводка заискрилась. Дом обесточили, а хозяину строго-настрого наказали самому счетчик не трогать, а вызвать для подключения электрика. Без света сидеть здесь, судя по всему, привыкли, так как керосиновая лампа под рукой. Возникает другой вопрос: неужели сыновья Анатолия Васильевича, которые живут в Гомеле, не видят, в каких условиях существует их отец?
“Ой, только не пишите мою фамилию! — причитает с порога хозяйка соседнего дома Валентина Владимировна. — Не дай бог дочка узнает, как мы живем...” А ужасаться и правда есть чему. Электричества в доме нет, его отключили три месяца тому назад за неуплату. В одной из комнат обнаруживаем самодельные обогреватели, так называемые “козлы”. Правда, сейчас, как утверждают хозяева, они ими не пользуются (разумеется — электричество ведь отключили). Инспектор предупредил, чтобы от обогревателей избавились, иначе в следующий раз штрафа не избежать, а он, судя по скудной обстановке в доме, серьезно ударит по семейному бюджету. Валентина Владимировна нигде не работает, вместе с мужем живут на его пенсию. Женщина рассказала, что раньше они имели хорошую трехкомнатную квартиру в центре Гомеля. Когда подорожали коммунальные услуги, оплачивать их стало трудно, поэтому квартиру разменяли на этот, по выражению Валентины Владимировны, ничтожный барак. А на доплату... сыграли младшей дочери свадьбу. Старшая же дочь вышла замуж за немца и уже год живет в Германии. Ни одна, ни вторая не в курсе, в каких условиях живут их родители. Так может все-таки пора узнать и помочь?
Лишь в соседней квартире, куда рейдовая бригада заглянула напоследок, с электропроводкой и печным отоплением было все в порядке. Здесь живет молодая семья, и в доме чувствуется присутствие настоящего мужчины-хозяина.
— Самая основная причина возникающих пожаров — это неосторожное обращение с огнем, халатность самих людей, — рассказывает инспектор группы пропаганды и обучения Гомельского районного отдела по ЧС Елена Гончарова. — На втором месте — возгорания из-за неисправности электропроводки и печного отопления. В основном они происходят в домах, где проживают люди так называемой группы риска: одинокие пенсионеры, граждане, ведущие асоциальный образ жизни. Помочь привести в порядок печку пожарная инспекция всем не в силах, помогаем лишь тем, кому больше не к кому обратиться. У нас 13 инспекторов на все населенные пункты района, естественно, они не могут обойти каждый дом, поэтому мы просим содействия у социальных работников: чтобы они обращали внимание на электропроводку, печное отопление в домах своих подопечных. С просьбами оказать помощь людям группы риска обращаемся и в сельские Советы, и на предприятия. Но, к сожалению, далеко не везде находят средства на эту работу.
...Заглянула рейдовая бригада и в дом № 30 по улице 30 лет БССР в самом областном центре. По словам инспектора Гомельского городского отдела по ЧС Антона Добровольского, этот дом построен в 1938 году, состоит на балансе ЖЭУ-28. Последний раз капитальный ремонт делали в 1988 году, тогда ремонтировали кровлю. Подъезды этого дома рассечены трещинами, штукатурка осыпается, провода прямо с улицы заходят в окна. Электрощиты находятся под лестничными маршами (что категорически запрещено), в паутине и слое пыли (а все это очень легко воспламеняется), жильцы на них прячут сигаретные бычки. Кое-где на месте розеток торчат провода, замотанные изолентой. В одном из подъездов силовой щиток не закрыт, а просто завязан проволокой.
Так что адреса, где с пожарной безопасностью не все в порядке, имеются не только в сельской местности, но и в центре города.
Елена АЛЕНЧЕНКО
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать