Как мы ловили “зайцев”, или Улыбнитесь, друзья, контролеру
2169 0 12:00 / 20.09.2007
Чтобы заставить безбилетника выйти из троллейбуса и продолжить диалог в микроавтобусе, двум хрупким женщинам пришлось прибегнуть к помощи милиционера. В салоне с облегчением вздохнули. Такое поведение и вынужденная задержка троллейбуса на остановке по вине пассажира (не знаю как другие, а я рисковала опоздать на важную встречу), заставили задуматься: а что чувствуют те, кому приходится по долгу службы периодически вступать в подобные конфликты?
Первым делом — инструктаж!
Чтобы примерить на себя профессию контролера, на несколько часов с разрешения руководства КУП “Горэлектротранспорт” вливаюсь в штат предприятия. Итак, я — контролер пассажирского транспорта. Об этом свидетельствуют бейджик и врученная мне форменная жилетка. Но так сразу меня на линию не выпускают. Сначала строгий и подробный инструктаж. — Поскольку вы на время становитесь нашим сотрудником, — просвещает меня инженер отдела охраны труда предприятия Сергей Николаевич Хохляков, — мы несем ответственность за вашу безопасность. По правилам, на КУП “Горэлектротранспорт”, которое относится к категории предприятий повышенной опасности по двум параметрам — транспортному и электрическому, предусмотрено пять видов инструктажа: вводный, первичный, повторный, внеплановый, целевой. Со мной Сергей Николаевич проводит целевой инструктаж. Меня предупреждают: нельзя стоять на бровке тротуара, чтобы пассажиры на остановке нечаянно не толкнули под колеса транспорта, входить и выходить из троллейбуса рекомендуется только при полной его остановке, при передвижении по салону нужно держаться за поручень и т. д. — И главное, — дополняет начальник отдела контроля за оплатой проезда КУП “Горэлектротранспорт” Геннадий Григорьевич Зайцев (согласитесь, редкое сочетание фамилии с профессиональной деятельностью, — прим. автора), — нужно вести себя с достоинством. Войдя в салон, контролер должен улыбнуться, поздороваться, вежливо попросить пассажиров предъявить проездные билеты. И ни в коем случае не вступать в пререкания, как бы вам ни нахамили. Действуйте по закону. Если вам нагрубили, составляйте в присутствии свидетелей протокол, и виновный обязательно понесет наказание за административное правонарушение. Расписавшись в специальном журнале о прохождении инструктажа, поступаю в распоряжение бригадира бригады контролеров Николая Пехоты.
Нас пытаются подкупить... шоколадом
Итак, 11 сентября, 10.00. Рафик “Горэлектротранспорта” паркуется на остановке “Крестьянская”. Нас, кроме водителя, семь человек: бригадир Николай Пехота, контролеры Кристина Науменко, Любовь Полякова, Ирина Акулина, оператор радиосвязи Галина Монахова, дружинник Виктор Певнев и я. На этой “точке” (выражение из лексикона контролеров) нам предстоит нести свою службу до 12.00, а затем сменить место дислокации и переехать на новое. Позывные нашей группы — “четверка”. Лица у моих временных коллег усталые. Смена у них началась в 6.00 (значит, тем, кто проживает далеко от места работы, пришлось встать не позже 4.00). “Четверка” уже отработала по два часа на остановках “Луговая” и “Рогачевская”. Как призналась одна из контролеров, им даже успели нагрубить. Девушка, пытавшаяся проехать бесплатно, сопроводила уплату штрафа пожеланием: “Это вам на лекарства”. Впрочем, такие выражения приходится слышать не так уж редко, особенно в часы пик, в вечернее время, когда в салонах немало подвыпивших. Поэтому с новыми контролерами обязательно проводит беседу психолог, учит их принимать правильные решения в стрессовых ситуациях. Тем временем к остановке подруливает троллейбус № 5. Вхожу в салон вслед за бригадиром Николаем Пехотой. От волнения в глазах двоится, но разбираться с чувствами некогда. Троллейбус не должен задерживаться на остановке более двух минут. Быстро проверяю талоны в своем секторе — какие же дисциплинированные и вежливые пассажиры! — и выскакиваю из салона. Боевое крещение состоялось. Эмоции самые приятные — в троллейбусе не обнаружено ни одного “зайца”. Сознательными оказались и пассажиры, ехавшие в другом троллейбусе. А вот в третьем — сразу два нарушителя. Их обнаруживает Кристина Науменко. Вместе с ними прохожу в микроавтобус — здесь уже включается в работу оператор радиосвязи Галина Монахова, а я становлюсь временно ее ассистентом. Пытавшиеся проехать без оплаты — муж и жена. Лица явно растерянные. Предъявив свои документы, объясняют: гостят в деревне Залипье Гомельского района у родственников. Хотят перебраться из Казахстана в Беларусь на постоянное место жительства. В областной центр приехали, чтобы оформить регистрацию. Сельские родственники не объяснили, как оплачивать проезд в троллейбусе. Подумали, что в салоне обилетит кондуктор, как это делается в автобусе. — А вы еще долго будете находиться в городе? — спрашивает Николай Пехота и разъясняет правила оплаты во всех видах городского транспорта. Учтя все обстоятельства, бригадир предлагает виновным в нарушении правил проезда приобрести у него талоны и тут же в их присутствии их “гасит”. Следующим нарушителем оказывается молодой парень 19 лет, “погоревший” на попытке второй раз прокомпостировать уже использованный талон. Эмоциональные попытки убедить нас в том, что во всем виноват компостер, “так пробивший билет”, оказываются неубедительными. Штраф в размере 6200 рублей придется заплатить. Составив протокол, Галина Монахова предлагает на выбор: за¬платить его на месте или в течение 10 дней в любой сберкассе. Парень выбирает второй вариант. Замечу: все диалоги с нарушителями проходят спокойно, при выходе они вежливо прощаются. Но, кажется, я поспешила обрадоваться. Молодой человек Иван, пытавшийся проехать без билета, еле сдерживает напряжение, пока мы пытаемся посредством радиосвязи уточнить в адресном бюро сведения о нем. Поторапливает: “Я спешу, скорее составляйте протокол”. Выхватив квитанцию на оплату штрафа, выскакивает из рафика. Но огорчались по поводу поведения молодого человека мы недолго. Улыбаясь, в салон буквально вкатился мужчина средних лет: “Ну, попался... Ну, извините...”. И неожиданно предложил: “Ой, наверное, штраф большой... А давайте я вам куплю по шоколадке, и мы разойдемся”. Шоколад мы, конечно, любим, но находимся на государственной службе и нас не подкупить. Юрий Дмитриевич (все приведенные им сведения подтверждаются в адресном бюро) достает кошелек попутно докладывая по мобильному телефону позвонившей жене, что оказался “зайцем”. Не повезло в этот день и его ровеснику — тоже интеллигентному человеку. Николай Николаевич смущенно пытается нам объяснить, что “только сел, пробил талон и куда засунул, не помню”. Поняв, что не убедителен, послушно уплачивает штраф. В 12.00 подводим итоги: за два часа дежурства на остановке “Крестьянская” выявлено семь нарушителей правил проезда. Из них четверо — молодые люди от 18 до 23 лет. По статистике, именно такие пассажиры чаще всего и стремятся прокатиться бесплатно, рассчитывая на везение.
Подделки распознать несложно
Во время моей работы на линии не было обнаружено ни одного поддельного проездного документа. Но проблема существует. Об этом свидетельствует богатый “улов” в кабинете Г. Г. Зайцева. Как рассказал Николай Пехота, какое-то время на потоке стояла подделка удостоверений для инвалидов, имеющих право бесплатного проезда. Иные мастера ловко научились обновлять старые месячные или декадные проездные билеты, восстанавливать прокомпостированные талоны посредством утюга. А одна девушка даже пыталась проехать по удостоверению инвалида, выданному ее маме много лет назад. При раскрытии таких уловок в “Горэлектро¬транспорте” руководствуются статьей 11.33 “Подделка проездных документов” Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Согласно ей “изготовление или сбыт поддельных билетов или иных документов на проезд либо провоз грузов влекут наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин”. А вообще ошибаются те, кто считает, что главное в работе контролера — выявить побольше “зайцев” и тем самым “пополнить кассу”. В общей копилке предприятия штрафы составляют менее одного процента. Главное в контрольной работе — добиться оплаты проезда всеми, кто пользуется услугами транспорта. Если падает выручка от продажи проездных талонов и билетов, значит, интенсивность проверок недостаточно высока, и работу нужно улучшать. Именно по объему реализации проездных билетов оценивается работа контролера. А еще по ответной реакции пассажиров. Если подтверждается сигнал о некорректности кого-то из представителей службы, наказание со стороны администрации всегда адекватно. Поэтому в КУП “Горэлектротранспорт” уверены: если будут регулярно проводиться проверки и действовать фактор неожиданности, сократится количество тех, кто любит проехать бесплатно, а по сути, за счет добросовестных пассажиров. Результат такого подхода налицо: если в 2002 году было выявлено 56 тысяч нарушителей, то в 2006-м — 36 тысяч. Ежедневно в городе с 6.00 до окончания работы троллейбусного транспорта несут контрольную службу от 8 до 10 бригад (по 4-5 в смену). Наряду с контролерами на дежурство выходят дружинники (многие водители в свободную смену с удовольствием выступают в их роли). Есть в управлении также отряд добровольных дружинников из ветеранов предприятия. И что примечательно, все они не зацикливаются только на проверках, поддерживают порядок на транспорте, всегда готовы оказать помощь коллегам из автобусных управлений, пассажирам. Прощаясь с бригадой Николая Пехоты, направлявшейся на следующую “точку”, услышала полушутливое от водителя рафика: — Может, сегодня пассажиры каким-то образом прознали, что на линии корреспондент, не матерился никто, даже непривычно как-то. От души желаю “четверке” и всем бригадам, выходящим ежедневно на дежурство, таких спокойных смен, сознательных и вежливых пассажиров. Улыбнитесь, друзья, контролеру!
Евгения МИРОНОВСКАЯ
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать