Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Исследователь Серебряного века Вячеслав Недошивин о главных поэтах эпохи

4739 0 18:50 / 18.04.2018
В школах, лицеях и гимназиях Беларуси завершился культурно-образовательный проект «Этот век из вдохновенья, этот век из серебра». Торжественная церемония прошла в начале апреля в киноконцертном зале Дома Москвы в Минске.
Проект стартовал в начале учебного года по инициативе гимназии № 14 г. Гомеля и был посвящен поэтам-юбилярам — ярким представителям Серебряного века. Среди них — Константин Бальмонт (в 2017 году исполнилось 150 лет со дня его рождения), Максимилиан Волошин (140), Елизавета Дмитриева, более известная как Черубина де Габриак (130), Игорь Северянин (130) и Марина Цветаева (125). Школьники читали стихи этих поэтов, разбирали их творчество и даже пекли пироги.
— По легенде, сестры Марина и Анастасия Цветаевы пекли яблочно-сметанный пирог, его рецепт и был предложен ребятам. Приятно, что дети и родители творчески подошли к выпечке, привнеся что-то свое. И конечно, в семьях звучали стихи Марины Ивановны, шло обсуждение ее непростой судьбы, — рассказала автор проекта, учитель русского языка и литературы гимназии № 14 г. Гомеля Жанна Жадейко.
Ну а самым ярким аккордом проекта стала встреча с российским литературоведом, кинодокументалистом, писателем Вячеславом Недошивиным — одним из крупнейших исследователей Серебряного века. Его удалось привезти в Беларусь и в Гомель в частности благодаря Российскому центру науки и культуры в Минске.
Вячеслав Недошивин посвятил много лет изучению адресов в Петербурге, Москве и Париже, непосредственно связанных с жизнью и творчеством поэтов Серебряного века. Снял на эту тему более 100 фильмов, а также написал две книги — «Прогулки по Серебряному веку: Санкт-Петербург» и «Адреса любви: Москва, Петербург, Париж. Дома и домочадцы русской литературы».
— Всю жизнь, с младых ногтей, мне было интересно представлять, как по той или иной лестнице поднимался поэт или писатель. Из какого окна и что он видел. За какие ручки держался. Меня волновали натуральные артефакты, — рассказывает Вячеслав Недошивин. — Маленький пример: мне удалось побывать в квартире Есенина на Загородном проспекте в Санкт-Петербурге. Там еще сохранилась кафельная печь, в которой он сжег пьесу после того, как поссорился со своей женой Зинаидой Райх. И таких примеров сот­ни, и они невероятно захватывающие.
Восемь «серебряных» историй от Вячеслава Недошивина
Декадентка Ахматова
— Отец Ахматовой, морской офицер, Андрей Антонович не предполагал, что дочь вырастет поэтом и называл ее в детстве декаденткой. Так и говорил: «Ну ты декадентка!» В то время в России это считалось оскорблением, потому что вышла книга Макса Нордау «Вырождение», в которой говорилось о кризисе морали в Западной Европе, а творчество Ибсена, Рембо, Метерлинка и других известных людей называлось дегенеративным искусством. Нордау приравнивал их к истерикам и неврастеникам, а также писал, что нужно защищать общество от этих уродов, потому что они больные.
Откуда у Бальмонта такая фамилия?
— Поэт Константин Бальмонт, такой весь из себя изящный и элегантный, очень любил говорить, что его род берет начало от шотландских кровей. На самом деле он был выходцем из обычной деревни Шуйского района Ивановской области. И фамилия его — Баламут, а вовсе не Бальмонт. Однако какие-никакие дворянские корни у него все же были, так что фамилия со временем стала казаться неблагозвучной. Его отец превратился в Балмунта, а уже он сам в Бальмонта.
Как «чудил» Костя?
— Оказавшись ночью на берегу водоема, Бальмонт мог прямо в пальто и шляпе, с тростью в руках пойти по лунной дорожке — как можно дальше, пока волна не сбивала с его головы шляпу и он чуть не захлебывался.
О необычности Бальмонта говорит и такой факт: однажды вместе с женой Катей Андреевой он в Монте-Карло играл в рулетку и поставил на красное. Как вдруг в зале потемнело и всюду запорхали бабочки. Поэт бросился ловить их шляпой. А в это время крупье объявил, что красное сыграло. Андреева сказала: «Костя, ты выиграл крупную сумму». А он ей: «Подожди, мне надо поймать вон ту редкую бабочку».
Слава и кресты
— Николай Гумилев с дет­ства мечтал прославиться. Даже неважно в чем: став ли великим военным, или путешественником, или литератором. Каждое утро он вставал с мыслью о том, что обязательно должен прославиться. Притом, что у него было довольно слабое здоровье, Коля старался выше других детей залезть на дерево или опередить всех в беге. Когда началась Первая мировой война, он, уже будучи взрослым, без промедления записался добровольцем на фронт. Получил два Георгиевских креста. То есть Гумилев действительно был очень смелым человеком и шел к своей цели.
Есенин сам себя убил
— Есть распространенная версия, что Есенин не повесился, а его убили. Лично мне кажется, что поэт все-таки совершил самоубийство. Дело в том, что я довольно скрупулезно изучал его биографию, снял четыре фильма о жизни Есенина в Петербурге и пять — о жизни в Москве. Так вот у него было пять попыток самоубий­ства до той, роковой, в гостинице «Англетер». Первая — в 16 лет, когда он выпил уксус, — в то время Есенин еще не был поэтом. Потом он резал вены, потом пробовал утопиться, потом в Париже пытался повеситься, а в США — прыгнуть с крыши небоскреба. Поэтому, думаю, последняя, удачная попытка, была его выбором. Человек был приуготовлен к этому.
Дуэль
— В 1909 году на Черной речке прошла дуэль Николая Гумилева и Максимилиана Волошина. Косвенно она была связана с Черубиной. Когда скандально раскрылась мистификация, придуманная Волошиным (выяснилось, что поэтесса Черубина де Габриак — это хромоногая учительница Елизавета Дмитриева), Гумилев позволил себе сказать в ее адрес что-то нелицеприятное. В ответ Волошин в Мариинском театре дал ему пощечину, и Гумилев вызвал его на дуэль. Об этом событии потом написали свидетели, и все по-разному.
Ножи и собачий лай
— Я был в одной из первых квартир Ахматовой и Гумилева в Петербурге, в которой они жили, когда у них только родился сын. Жилье располагалось в Тучковом переулке, и супруги-поэты называли его Тучкой. Сейчас там, понятно, уже давно живут другие люди. Так вот я спросил у нынешней хозяйки квартиры: «Как вам в ней живется? Здесь ведь бывали такие люди!» На что она ответила: «Квартира, конечно, странноватая. В ней постоянно тупятся ножи. А наша собака часто уставится в один угол и лает-лает-лает». Она почему-то связывала эти вещи с Гумилевым и Ахматовой.
Имя вечно
— Марина Цветаева издала свой первый сборник, еще будучи гимназисткой. Хотя в то время гимназистам было запрещено публиковать свои стихи. Но Марина втихаря это сделала, на отцовские деньги, которые он давал ей как карманные. Сборник заметил Максимилиан Волошин и стал захаживать к сестрам Цветаевым. Их отцу Ивану Владимировичу — тому самому, что основал Музей изящных искусств (сейчас музей изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке — прим. автора) — это не нравилось, но сестры отцовские запреты игнорировали. И как-то Волошин предложил Марине поучаствовать в мистификации по примеру Черубины де Габриак. Мол, Марина напишет стихи, а опубликует их под именем какого-нибудь Петухова. Волошин напечатает на них хвалебную рецензию. Все будут восхищаться и говорить: вот этот Петухов — поэт, совсем не то, что Марина Цветаева. Однако Марине Ивановне хватило ума от такого предложения отказаться. Она сказала, что печататься будет только под своим именем.
Фото Виктории Кашпур
Общество


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать