Ордена в залог любви
Поразительно, эта милая девушка была полной тезкой его мамы, Анастасии Павловны. Когда сестричка впервые назвала свое имя, Алексей испытал к ней чувство родства, необъяснимое волнение охватило его.
У Насти были грустные глаза, словно высвечивавшие боль души. В Ленинграде погиб ее муж Василий — еще в 1942-м получила похоронку. Где-то в родном селе Капоровка Речицкого района у мамы, бывшей колхозной звеньевой по выращиванию кок-сагыза, живет их маленькая дочурка Людочка. Как там они? Настя смотрела на Алексея, а думала о своем. Вспоминала, как Василий, оставаясь в городе на Неве зенитчиком, еще успел посадить их с дочерью в один из последних поездов, уезжавших из Ленинграда. С собой они взяли документы, патефон и детский горшок. Вот и весь скарб...
Настя выхаживала комбата, постоянно чувствуя на себе его пристальный взгляд. Молодой человек оказался с характером. Как только в его палате собрался консилиум врачей, достал из-под подушки именной пистолет и заявил: «Если я проснусь вдруг утром и не обнаружу ногу, всех застрелю и себя порешу!».
Анастасии Павловне он вверил свою жизнь и свое сердце. Восемь месяцев пошло на восстановление ноги. С августа по декабрь 1945-го Алексей был в резерве отдела кадров командующего артиллерией наших войск в Берлине.
После демобилизации решил съездить на родину, в Мордовию, где у него были родители, два брата и две сестры. Насте сказал: «Жди!» Ей же, повидавшей много чужих госпитальных романов, с трудом верилось в серьезность намерений красавца-комбата. «Только появится такой при полном параде в родном селе — уведут!» Алексей, словно прочтя эти мысли в ее глазах, достал награды: два ордена Красной Звезды, Отечественной войны I и II степени, Красного Знамени и положил в ее тумбочку. «Это тебе, Настенька, залог: я вернусь, обязательно приеду к тебе, в Белоруссию».
И он приехал в Капоровку под Речицей. С планами работать в милиции. Статный майор, бывший фронтовик, в таких кадрах органы нуждались. Разного отребья хватало, шла борьба с бандитизмом. «У тебя же рана еще не затянулась нормально. Натрудишь ногу, не дай бог, лишишься ее в мирное время», — по-отечески рассуждал тесть. И посоветовал идти учиться в партийную школу: ЦК готовил кадры для руководства народно-хозяйственным комплексом республики. Уехала чета Каргиных в Минск.
Время послевоенное, тяжелое. По окончании ВПШ ЦК направил Алексея Георгиевича заведующим оргинструкторским отделом в тогдашний Уваровичский райком КПБ. Уже спустя полгода он заведующий отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов. Вскоре энергичного, деятельного, не терпевшего фальши в отношениях, по-фронтовому бескомпромиссного Каргина замечают в обкоме партии, берут инструктором. Чуть позже он заведующий сектором профсоюзной и комсомольской работы, помощник секретаря обкома партии.
Родным стал Гомельский район
В марте 1954 года Алексей Георгиевич был утвержден вторым секретарем Гомельского райкома КПБ. Район, соседствующий с областным центром, и тогда был под особо пристальным вниманием руководства области. Здесь проводились совещания по аграрным вопросам, различные семинары и встречи. За пять лет работы в райкоме Каргин немало сделал по подготовке и воспитанию кадров. Район выходил на лидирующие позиции по животноводству, много внимания уделялось созданию устойчивой кормовой базы. Площади под кормовые культуры в этот период увеличились в 1,8 раза и составили одну треть всех посевных площадей. Значительно выросло поголовье коров, свиней, птицы. В 1958 году Алексей Георгиевич награжден орденом «Знак Почета».
В марте 1959 года Каргин вступил в должность председателя Гомельского райисполкома, а с июня 1960-го возглавил райком партии, был делегатом XXII съезда КПСС.
— Алексей Георгиевич запомнился мне как порядочный руководитель, толковый организатор, — вспоминала Майя Хромовская, работавшая заведующей кабинетом политпросвещения. — Замечательный человек! Он никогда не забывал поздравить с днем рождения, праздниками... Я давно на пенсии, член совета старейшин района. Недавно мы выезжали в Брилево, Еремино. Искренне порадовалась, что заложенное первым секретарем Гомельского РК КПБ Каргиным успешно наращивается. Здесь эффективные хозяйства, высокая культура производства, хорошо налажен быт людей.
В 1962 году Каргина выдвинули кандидатом в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР по Гомельскому избирательному округу № 60.
В 1958, 1966, 1967, 1968, 1974 годах Алексей Георгиевич был участником ВДНХ СССР, награжден золотой, серебряной и бронзовой медалями. За успехи в развитии животноводства и заготовок мяса, молока, яиц, шерсти и другой продукции ему присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и молот».
Отец и дедушка
— Когда папа работал в Гомельском районе, мы практически не видели его. Уезжал засветло, а возвращался зачастую, когда мы спали. Много колесил по хозяйствам, полям, — рассказала гомельчанка Людмила Мельникова, приемная дочь героя. — В машине с собой возил подушку, заезжал на фермы, контролировал дойки. Бывало, возьмет моего Лешку с собой, звонит: «Люся, не волнуйся, внук со мной». Он обожал внуков! Сын потом часто вспоминал, как у деда под мышкой спал в машине... В нашем семейном фотоальбоме есть фото: дед учит ходить мою дочь Свету на берегу Сожа. Отец мечтал, что я пойду учиться в БИИЖТ, мама хотела, чтобы стала медиком. Но я пошла в пединститут имени Чкалова, на филологический. Папа называл меня «книжная девочка».
О внуках Каргина нельзя не сказать отдельно. Алексей — кандидат филологических наук, был старшим научным сотрудником Института литературы НАН Беларуси, научным консультантом у владыки Филарета. Автор четырех уникальных книг, в числе которых «Кірыл, епіскап тураўскі», «Преподобная Евфросиния Полоцкая». Жаль, судьба этого одаренного ученого была короткой...
Теперь Светлана идет по стезе мамы и брата. Она доцент, преподает на филологическом факультете ГГУ имени Ф. Скорины. Защитилась в Минске, опубликовала первый свой сборник «Лекавыя замовы Гомельшчыны». Трогательными воспоминаниями поделилась Светлана Анатольевна Вергеенко о дедушке Алексее Георгиевиче:
— Он приучил меня к рыбалке, да и машину водить у него научилась, еще на коленях сидя. Любила с ним путешествовать. И сынишку мы с мужем назвали Лешкой в честь деда. Помню, конец декабря, метель в Мозыре сильная. Мне рожать, а не с кем дочь оставить дома, муж был в рейсе. И тут дед звонит из Гомеля: «Как ты там? Мы собираемся к тебе завтра приехать». «Завтра будет поздно», — говорю. Дедуля примчался в Мозырь за час с небольшим, сам за рулем, отвез меня в больницу...
Друзей не предавал
Девять лет Алексей Георгиевич Каргин отработал главным госинспектором областной госинспекции по закупке и качеству сельхозпродуктов. От его принципиальной позиции зависело во многом качество поступающих в то время в область продуктов питания, зерна. А их закупали в 70-е годы прошлого века немало. Сам из крестьян, Каргин с неизменным уважением относился к выходцам из сельской глубинки, достигшим своим трудом жизненных высот. У Героя Социалистического Труда директора КСУП «Брилево» Гомельского района Аркадия Кобрусева очень светлые воспоминания об этом руководителе: он не занимался говорильней, а работал, показывал образцы самоотверженного труда другим.
— Отец возил меня на экскурсии по местам, где воевал, — делится Людмила Мельникова. — Рассказывал, как со всем своим выпускным классом добровольцем пошел в армию в конце 1941-го. После окончания Пензенского артиллерийского училища его направили на Северо-Кавказский фронт. Был командиром огневого взвода и командиром батареи 76-миллиметровых пушек, освобождал Краснодарский край. В составе десанта высажен в Крым. Особенно помнится его рассказ о форсировании Сиваша. Говорил, это жуткий бой. Отец рассказывал, как они шли по горло в воде, а снаряды так густо падали, что с одного столба воды бросало в другой. Возникало ощущение, что отрывает от земли и неизвестно куда несет. В боях за Крым папа был дважды ранен. Прошел от Бреста до Одера командиром противотанковой батареи. Знаю, что он никогда не предавал друзей, имел моральное право смотреть им прямо в глаза. Учил и нас не сорить обещаниями, не любил пустозвонов.
Младший брат Каргина — Виктор — выпускник Казанского авиационного института, личность не менее известная. Он прошел путь от инженера-конструктора до первого заместителя генерального конструктора Сергея Королева. За вклад в создание и освоение новой техники стал Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской премии, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени.
В 1979 году Алексей Георгиевич Каргин вышел на пенсию, был пенсионером союзного значения. Но дома усидел недолго. В 1982 пришел в областное общество охраны природы заместителем председателя. Это было занятие по душе. С детства он, сын лесника, любил лес. Здесь, на Гомельщине, сбор грибов стал его страстью. Ему нравилось бродить по лесу, а видя приметы нерачительного обращения с природой, старался преподнести должный урок нарушителям и браконьерам. На одном из заседаний круглого стола по актуальным проблемам охраны окружающей среды, проходившем через год после чернобыльской катастрофы, отмечал, что внутригородской транспорт необходимо смелее переводить на газовое топливо.
Алексей Георгиевич Каргин ушел в 1992 году. Он до последних дней жизни был востребован и на работе, и в семье, и в кругу несметного числа друзей.