Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Неизвестные страницы Гомельского губернского отдела юстиции: как всё начиналось

3605 0 17:10 / 20.04.2019
Создание советских органов юстиции на территории Гомельщины шло параллельно с процессом образования Гомельской губернии. 5 февраля 1919 года Полесский комитет РКП(б) и Гомельский ревком внесли предложения в центральные органы Москвы о создании Гомельской губернии в составе РСФСР (Гомельский и Рогачевский уезды Могилевской губернии; Речицкий и Мозырский уезды Минской губернии; Новозыбковский, Суражский, Стародубский уезды Черниговской губернии).

Жуков.jpg

С середины 1918 года, после упразднения местных комисса­риатов юстиции, Наркомюст РСФСР не имел своих территориальных представительств, а общее управление на местах сосредоточивалось в отделах юстиции местных органов власти. В 1919-м было установлено двойное подчинение — НКЮ РСФСР и местным Советам. Первым заведующим отделом юстиции в Гомеле был Ашеберг, о деятельности которого сохранилось несколько строк в документах архива. Ему «...пришлось спешно ликвидировать вопрос о заключенных в Гомельской тюрьме: кого отпустить на свободу, кого передать в ЧК и кого оставить в предварительном заключении до выяснения их виновности. Необходимо было немедленно организовать след­ственные комиссии ввиду того, что от преж­них судебных следователей осталось наследие несколько тысяч не законченных следственных производств... На первых порах все прежние судебные деятели охотно шли на службу в отдел юстиции. Происходило большое колебание, но вот прибыл в отдел лучезарный Борис Яков­левич Ауэр­бах Подгорный...»

Должность заведующего Гомельским отделом юстиции Ауэрбах-Подгорный занимал с 15 февраля 1919 года. Читаем в документе: «Борис Яковлевич Ауэрбах Подгорный созвал на совещание всех прежних мировых судей, судебных следователей и частную адвокатуру... Сразу были организованы 3 следственных комиссии для обыкновенных уголовных дел и 1 комиссия для важнейших дел. Председатель последней имел наблюдение за всеми комиссиями. Все комиссии заработали при отделе юстиции самым усиленным темпом. Надо было наладить народные суды по всему Гомельскому уезду. Несмотря на большое желание товарища Ауэрбаха назначить судьями если не коммунистов, то по крайней мере сознательных рабочих, — пришлось по необходимости пригласить в постоян­ные народные судьи почти всех преж­них мировых судей, но за ними был со стороны отдела самый бдительный надзор, их инструк­тировали, от них требовали, чтобы они старались в делах выявлять социалистическое пролетарское революционное правосознание. Вслед за учреждением народных судов была сконструирована коллегия право­заступников...»

Во время Стрекопытовского мятежа 23 марта — 1 апреля 1919 года Ауэрбах-Подгорный погиб, помещение отдела юстиции было разгромлено, имущество и документы уничтожены. «Отдел положительно осиротел. Никоим образом нельзя было примириться с мыслью о том, что больше нет товарища Ауэрбаха, который всю душу отдавал отделу... Касса была взломана и оттуда похищены все залоги и все ценные вещественные доказательства. Все дела были разорваны, и пол был усеян клочками бумаг. Были разгромлены и некоторые камеры народных судов».

5 апреля на собрании Гомельского городского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в должности заведующего отделом юстиции уездно-городского исполкома был утвержден В. С. Брук.

После восстания вопрос о создании Гомельской губернии актуализируется с новой силой. Во второй декаде апреля в Гомель прибывают могилевские губернские структуры, начинается передел помещений, мебели и т. д. 17 апреля решения Гомельского губкома о перенесении губернских органов в Гомель и их персональном составе были утверждены совместным заседанием Могилевского губисполкома и губкома РКП(б).

22 апреля 1919 года Брук пишет могилевскому коллеге: «По заявлению товарищей вы остаетесь для работы в Могилеве. Нам приходится по почте договариваться об организации губернского отдела юстиции и об эвакуации некоторых его органов из Могилева. Раньше всего ставлю вас в известность, что местный отдел юстиции был при моем предшественнике, покойном Ауэрбахе, организован в губернском масштабе. Здесь имеются, правда, плохо функционирующие, следующие подотделы: судебный, уголовно-следственный, юрисконсультский и карательный. Каждый из них может быть легко поставлен на высоту, для обслуживания всей губернии, если у вас имеются подходящие заведующие этими подотделами, особенно, если бы они оказались коммунистами. Полагаю, что судебный подотдел может быть упразд­нен, ввиду наличия губернского совета народных судей, если его президиум состоит из опытных работников и в его составе имеются коммунисты... Городской трибунал упраздняется и преобразовывается в губернский. Всех членов следственной комиссии трибунала направьте сюда, так как в них ощущается острый недостаток, в особенности ввиду имеющихся много дел о мятеже...»

В докладе о работе Гомельского губернского отдела юстиции за 1919 год отмечается, что «май месяц ушел на то, чтобы наладить губернский отдел юстиции и установить сношения со всеми народными судами губернии». 24 мая 1919 года Брук был мобилизован на фронт, а 29 мая на его место был избран Гухман.

2 — 5 июня 1919 года в Гомеле состоялся губернский съезд народных судей и следователей, на котором были проведены выборы президиума совнарсуда. 1 — 2 августа прошел губернский съезд уездных бюро народных судов и следственных комиссий, принявший положение о следователях, согласно которому они действовали единолично и свои постановления о лишении свободы сообщали народным судам. В Гомеле организовывалась губернская следственная комиссия «для обследования умственных способностей обвиняемых». Съезд постановил увеличить в губернии число правозаступников, а в Гомеле — членов коллегии правозаступников.

Плата за услуги правозащитников не должна была превышать 500 рублей. В консультациях устные и письменные рекомендации давались бесплатно неимущим, красноармейцам, семьям совет­ских служащих. За устные советы с имущих взыскивалось по 10 рублей, за прошения — 25, за кассационные жалобы — 50 рублей.

Согласно постановлению съезда дела о должностных преступлениях, взятках, спекуляции производились следователями чрезвычайных комиссий или следователями при революционных трибуналах, а затем направлялись в народные суды. Дела о должностных преступлениях членов губисполкома и уисполкомов поступали непосредственно в ЧК, которая по окончании следствия направляла их в трибунал, последний определял подсудность дела.

В дальнейшем отдел юстиции направлял все инструкции и циркуляры в уездные бюро, чтобы они сами распространяли их между судьями и следователями. Для наблюдения за деятель­ностью судей и следователей при губернском отделе юстиции был организован судебно-след­ственный подотдел. Заместителю заведующего Гольдшварцу было предложено выезжать на ревизию в уезды губернии, инст­руктировать бюро народных судей, ревизовать народные суды и следователей.

В августе — сентябре 1919 года в связи с приближением фронта к Гомелю губернский отдел юстиции эвакуировали. Деятельность революционного трибунала приостановлена, был образован реввоентрибунал. В октябре отдел возобновил работу, председателем ревтрибунала был назначен Гухман, а заведующим губернским отделом юстиции в декабре 1919-го стал Гольдшварц.

В мае 1920 года губернский отдел юстиции снова был эвакуирован. Уже через 10 дней после прибытия в Клинцы были рассмотрены дела в трибунале о шпионаже и спекуляции. Всего в период эвакуации губсовнарсуд рассмотрел более 100 дел.

25 января 1920 года заведующим отделом юстиции был избран Николай Яковлевич Нохамкин, а с октября назначен Иван Осипович Тоболин, который также являлся председателем губернского революционного трибунала.

В 13 уездах Гомельской губернии в 1920 — 1921 годах работали 100 народных судей, 39 народных следователей и 2 судебных исполнителя, которые находились в Гомельском и Быховском уездах. В штате органов юстиции состояли также рабочие и крестьяне. Образовательный уровень их был невысокий, поэтому было принято решение о создании школ — курсов по подготовке народных судей и следователей.

В отчете заведующего Гомельским губюстом (назначен 10 мая 1921 года) Федора Ивановича Жукова, подготовленного к 5-му губернскому съезду Советов, отмечалось, что деятельность отдела осложнялась прифронтовым положением губернии. Тем не менее работа проводилась в полном объеме. В 1920 году была образована сессия нарсуда по продналогу, в которой было рассмотрено 218 дел. Юридическая помощь была оказана 318 гражданам. Консультанты губюста выступили по 87 делам в земорганах, а в судебных органах в качестве защитников и обвинителей по 196 делам. В начале 1921 года был организован новый тип мест заключения — сельскохозяйственная и трудовая колония «Воля» в совхозе «Хальч» в 18 верстах от Гомеля.

Ф.175.Оп.2.Д.164.Л.1.jpg

В период восстановления народного хозяйства перед органами суда и юстиции встали вопросы перестройки судебных органов, издания кодексов законов взамен разрозненных декретов. В 1922 году был принят единый закон об организации советских судов — «Положение о судоустройстве РСФСР», Гомельский губюст был упразднен. Значительная часть его работы перешла к совнарсуду. Функция губернского отдела юстиции — «проведение в жизнь революционной законности» — возложена на прокуратуру.

Несмотря на значительное количество проблем, губернские отделы и уездные бюро юстиции в короткий промежуток времени выполнили свою основную задачу: создали новую судебную систему и успешно руководили ею. Также они занимались надзором за исполнением декретов и постановлений Совнаркома и мест­ных властей, контролировали деятельность мест лишения свободы, оказывали органам власти и населению консультационные юридические услуги, организовывали нотариальную службу. Деятельность местных органов юстиции по решению этих задач высоко оценивается современными исследователями.

В наши дни главное управление юстиции Гомельского облисполкома выполняет важнейшие задачи по укреплению правового поля страны, повышению каче­ства законотворчества, правовой культуры общества, обеспечивает защиту интересов государства и общества, прав и свобод человека. С мая 1998 года его возглавляет Валентин Макаревич. «Мы продолжаем развивать национальные юридические традиции, бережно сохраняя историческую память о событиях и людях, заложивших фундамент в формирование и развитие органов юстиции Гомельщины», — отмечает Валентин Владими­рович.

Жуков 123.jpg

Фото ИЗ ГОСАРХИВА ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Общество
3_НПЗ.jpg

морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg