Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Это нужно не мертвым, а нам, живым...

2103 0 23:13 / 24.01.2008
Неухоженные, обсыпавшиеся могилы, с согнувшимися, а то и обвалившимися крестами...
Покосившийся забор с огромными щелями, через которые на кладбище легко проникают и пасутся козы и гуси. Есть ли зрелище печальнее? И не такое оно уж редкое, особенно в сельской глубинке, где не везде предусмотрено захоронение по распланированным рядам, где не всегда выкорчевываются старые деревья, представляющие опасность для надгробий и наносящие им ущерб при падении.
“Все мы, все мы в этом мире тленны”, — утверждал великий русский поэт Сергей Есенин.
Возможно, мертвому и все равно, как будет выглядеть его последнее пристанище. Но не может
и не должно быть все равно живым.
В канун светлого праздника — Радуницы — корреспонденты “ГП” посмотрели, как хранят
память о предках на кладбищах в селах и городах области. И вот что увидели.
Последний путь,
усеянный... мусором
Путь на кладбище, которое расположилось на юго-западной окраине деревни Борщевка, что в Речицком районе, находится на опушке, потом углубляется в лес, чтобы остановиться на высоком погорке под вековыми соснами. До сих пор несут сюда сельчане своих усопших матерей и отцов. А несут их на погост вдоль сплошной мусорки. Хоть и вырыт котлован, но весь хлам скидывается вдоль дороги. Чего только тут не увидишь: от бытового мусора, до старой газовой плиты.
Могилки убраны, выкрашены ко дню поминовения оградки, но мусор свален тут же рядом, в лесу, под пригорком, создавая неприятное обрамление из прошлогодних листьев, травы и обрезанных ветвей. Этакая ограда из хлама.
Другое кладбище деревни расположено вдоль трассы Гомель — Калинковичи. Со стороны дороги оно огорожено современным забором. Но стоит повернуть к входу, сразу видишь тот же сор в лесу напротив.
В первых рядах могилок молодой мужчина аккуратно сгребает на подстилку прошлогоднюю траву. Спрашиваю: “Куда мусор выносите?” “Тут в лесу заброшенная дорога, — отвечает. — Туда и носим, а многие прямо здесь бросают”.
Действительно, ухоженные могилы похожи на острова среди курганов мусора, часто многолетнего, уже поросшего молодой порослью деревьев. То же можно увидеть и за разваливающейся, не парадной оградой, граничащей с лесом.
Проезжая дальше по трассе, невольно остановился у кладбища возле деревни Бронное. Молодая зелень березок над чистой, изумрудной травой. Тишина и благолепие. Две старушки, негромко переговариваясь, выносят в тех же подстилках мусор в специальное место за оградой.
Всех ожидает одна и та же ночь, говорили древние. По отношению к своей истории, своим предкам во многом судят о состоянии общества. Здесь, среди этих берез, как-то светло об этом думается. О чем же можно думать, о чем вспоминать, когда пробираешься к памяти своих предков через груды мусора?

Есть работа —
есть результат
Когда несколько лет назад в Светлогорске отводили место под новое кладбище, соответствующими службами района было принято, можно сказать, кардинальное решение по данному вопросу. Было определено, что здесь не будет ни деревьев, ни оград. Не все тогда однозначно поняли такое решение, но по прошествии времени убедились в том, насколько обдуманным и правильным оно было. Кладбище приобрело цивилизованный, европейский вид.
Но, к сожалению, таких кладбищ немного, абсолютное их большинство расположено в лесах. В ряде мест люди в свое время сами обильно засаживали территорию кладбищ различными деревьями, которые, вырастая и старея, создали немало проблем.
— Приятно отметить, что все сельские Советы нынче приняли действенные меры по наведению порядка на территории кладбищ, — говорит начальник Светлогорской инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Соколовский. — Для этого выделено 30 миллионов рублей.
Насколько благоустроены и какой вид имеют кладбища убедился, когда побывал в ряде сельских населенных пунктов как отдаленных, так и пригородных. Поселок Мольча, деревни Мольча, Сосновка, Ракшин, Стужки… Кладбища всех этих деревень расположены в лесу, но они поразили своей чистотой и ухоженностью. Приведены и приводятся в порядок заборы, отведены специальные площадки, где установлены контейнеры для сбора мусора. И, что не менее важно, здесь, несмотря на обилие лесных насаждений, ни одного накренившегося или упавшего дерева я не заметил.

Ложка дегтя
На Мозырщине 58 больших и малых кладбищ. За последние несколько лет почти все они преобразились. Произошли эти перемены благодаря инспекции по экологии и охране окружающей среды. Начальник ее В. Д. Кохан рассказывает:
— Третий год мы занимаемся благоустройством кладбищ. Осталось привести в порядок лишь несколько из них в маленьких деревеньках и хуторах. Всего на эти цели выделено 600 миллионов рублей. Объем работ выполнен немалый: установлены новые ограждения, в основном бетонные, убрана лишняя растительность, обустроены площадки для сбора мусора, где установлены специальные контейнеры. Сельским властям совместно с районной коммунальной службой остается лишь позаботиться о своевременном вывозе мусора на свалки.
Однако руководители ряда сельсоветов, ссылаясь на отсутствие денег, не спешат договариваться с коммунальниками.
Как же выглядят совсем недавно приведенные в порядок места, где покоятся наши предки? Вместе с начальником отдела экологической службы
В. А. Левковичем, исколесив больше сотни километров, мы посетили около десяти кладбищ. Первое на этом пути — в деревне Козенки. У самого входа его — огромная куча мусора, который, как видно, давно не вывозился. Еще две кучи, чуть поменьше, внутри ограждения, между могилами, кстати, аккуратно убранными. Заметим, это место имело едва ли не самый неприглядный вид из всех посещенных нами. Такие же стихийные мусорные свалки, донельзя уродующие живописный сельский пейзаж, то и дело встречались за околицей деревни.
То, что благим делам экологов не хватает лишь завершающего штриха, заметно было на всем дальнейшем пути нашего следования. Почти повсеместно общую картину благоустроенности и ухоженности портили переполненные мусором контейнеры и возвышающиеся возле них кучи сухой растительности и старого хлама. Такой вид имела территория с наружной стороны красивых кладбищенских оград в Костюковичах, Прудке, Загоринах. В последней из этих деревень часть недавно установленного бетонного забора обвалилась и пришла в негодность.
Уже не надеясь найти кладбище, где царит полный порядок, мы все же увидели такое в деревне Слобода. Контейнеры здесь были пустыми. Как и на кладбище в деревне Романовка. Но и здесь не обошлось без ложки дегтя. В каком-то десятке метров от нового ограждения горой возвышались остатки старого забора и мусора — его почему-то не вывезли. Но не всегда в этом виноваты коммунальники или строители. Нередко и сами сельчане по старой привычке сваливают мусор куда ни попадя, «не замечая» специально оборудованных для этого мест. Так, по всему заметно, поступают в Прудке, Барбарове, других деревнях.
— И тогда ничего не остается, как убирать за ними, — говорит председатель Барбаровского сельсовета Г. М. Деркач. — Уже несколько «чистых» четвергов подряд наши сотрудники совместно с работниками клуба и библиотеки наводят порядок на сельских кладбищах.

У коммунальников
ритм напряженный
Областной центр располагает 16 кладбищами, общей площадью 144 гектара. Самые крупные — “Осовцы”, “Рандовка”, “Южное” — закреплены за ОАО “Гомельский специализированный комбинат”. Согласно решению Гомельского горисполкома благоустройством кладбищ, постоянной уборкой мусора на них должны заниматься все предприятия, входящие в структуру городского коммунального хозяйства: КУП “Водоканал”, КУП “Гомельский троллейбусный парк” и другие.
По информации директора ОАО “Гомельский специализированный комбинат” А. В. Попова, еще совсем недавно многие кладбища в городе представляли собой жалкую картину: особенно в микрорайоне “Прудок” (оно существует здесь с 30-х годов ХIХ века), прилегающее к улице Озерной в Сельмашевском микрорайоне, в районе жирокомбината. В прошлом году здесь специальные службы выкорчевали немало аварийных деревьев, посаженных еще в ХIХ веке. А это повлекло за собой демонтаж надгробных сооружений, которые после вывоза деревьев восстановили. Финансирование мероприятий осуществлялось из государственного бюджета. Заметим, при проведении их возникало много юридических вопросов, когда приходилось согласовывать свои действия с родственниками захороненных.
В канун 60-летия Великой Победы проведена большая работа по реконструкции памятников ветеранам войны, похороненным на кладбищах. Они восстановлены, например, на погосте в Мильче, в районе улицы Лещинской.
По оценке А. В. Попова, обстановка на кладбищах Гомеля сегодня терпимая, нет никаких завалов, все расчищено и убрано. Естественно, в дни, предшествующие Радунице, на них будет наблюдаться паломничество. В мгновение ока за оградами вырастут груды мусора. Поэтому у работников коммунальной службы не будет первомайских каникул — 8 и 9 мая все будут усиленно работать. В таком же напряженном ритме придется трудиться еще неделю и после Радуницы.
Александр ЧУРИЛОВ,
Владимир КОХНО, Любовь ЛОБАН,
Евгения МИРОНОВСКАЯ
Общество
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg