Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Еще дымились руины

1157 0 23:13 / 24.01.2008
Эти письма невозможно читать без слез. Они — издалека,
с Великой Отечественной, и написаны в большинстве своем людьми, которых уже нет. Пожелтевшие от времени послания доносят до нас правду о той войне. О буднях фронта и тыла,
о непреходящих ценностях человеческой жизни. О мужестве
и героизме советского народа, вставшего на защиту Отечества.
“Сынок Вася! Ввиду начавшейся войны с Германией вам, по-видимому, не удастся закончить образование по специальности. Враг силен, он хочет помешать нашей мирной трудовой жизни, хочет ограбить богатство нашей страны, созданное трудом стахановцев и ударников нашей цветущей Родины. Сынок Вася! Я хорошо знаю немецкие снаряды, бомбы и нагайки. У меня еще и теперь остались следы немецких издевательств в 1918 году, когда немцы по указке кулаков нашего села забрали у нас две последние коровы. Плеткой стегали маму и Тоню, а моему отцу и твоему дедушке связали назад руки, из дому ограбили все имущество, а библиотеку сожгли в поповской печке...
Мобилизация у нас прошла успешно, за три дня, без всяких шумов и скандалов. Через Святск пролетают наши самолеты, а из Гомеля иногда слышны выстрелы и взрывы бомб. Но это нас не особенно пугает. Я к этому привык в прошлую немецкую и гражданскую войну”.
Это письмо написано 3 июля 1941 года Ефимом Игнатьевичем Бритом, 47-летним крестьянином из села Святск Новозыбковского района Брянщины и адресовано сыну Василию.
Василий, застигнутый войной в учебных лагерях училища под Ленинградом, 7 ноября 1941-го будет впервые ранен, попадет в госпиталь, сбежит из него, переживет голод и холод. В составе пехоты будет освобождать Ленинградскую область, Прибалтику, дойдет до Кенигсберга. И везде с собой в кармане гимнастерки он пронесет, словно оберег, это письмо из отчего дома.
Четырежды раненный, Василий Ефимович Брит и сегодня живет с осколками в легком. В послевоенное время он окончил истфак Новозыбковского пединститута, аспирантуру в Ленинграде, защитился в Москве. Более 20 лет преподавал в Гомельском пединституте и столько же — в БИИЖТе.
В. Е. Бриту сейчас 84 года. Но он по-прежнему активно работает. В книге “Путь к Победе ветеранов БелГУТа” автор воссоздает судьбы 34 коллег, участников Великой Отечественной.
“Здравствуй, дорогой наш сынок Паша!” Мы тебе шлем сердечный привет и желаем тебе всего хорошего в твоей фронтовой жизни. Мы радуемся, что наша героическая Красная Армия гонит врага на запад... Ленька взят в армию, он учится в своем городе в школе лейтенантов. От Дани вот уже второй месяц нет писем, и не знаем, что с ним. Работаем все для фронта и ждем окончательной победы над врагом”.
(Родители — Павлу,
15 февраля 1943 г.)
“Здравствуйте, дорогие родители! Погода здесь, в Ленинграде, особая. Вот уже пятидневку стоит оттепель, и у нас в окопах по колено вода. Так что день и ночь приходится находиться в воде. Теперь мне очень хочется узнать, где находится Даня, наверно, гонит фашистов на запад на Центральном фронте, но ничего, скоро и мы погоним его также от Ленинграда, как его гонят от Сталинграда”.
(23 декабря 1943 года.
Павел Аксючиц — родителям).
13 декабря 1943г., Даниил:
“Нахожусь на фронте. На нашем участке относительно спокойно. Выкопал себе земляночку, ну и спасаюсь от дождя. Сделать осталось только печку. Тогда можно зимовать. Часто думаю о вас. Ведь уже третий год, как разлучен с вами. Вы уже, наверное, постарели. Да и я немного постарел — уже можно найти седые волосы. Как много лишений и опасностей перенесено, но больше еще впереди. Ничего меня больше не пугает. Видел все ужасы войны...”
24 октября 1944 года, Даниил:
“21 октября в два часа ночи я перешел границу Восточной Пруссии. Война теперь идет на территории противника, в его логове. Много дней мы ждали этой минуты. Наконец-то сами немцы узнают, что такое война!!! Немцы крепко обороняются. Идут тяжелые кровопролитные бои. От границы я нахожусь уже в 20 километрах”.
12 мая 1945 года, Валентина — Вере:
“Привет из Чехословакии!
Здравствуй, дорогая Верушка! Прими от меня горячий привет и массу наилучших пожеланий! В первых строках своего письма поздравляю вас с окончанием войны! Ведь какое пришло счастье, Вера! Сколько мы ждали этого времени? Ну вот, а теперь приступим к мирной жизни...
Слава богу, осталась жива, теперь-то уж буду жить до 150 лет, хоть нет, хватит. Шучу, конечно... Только вот жаль, Вера, Леню и Павлика! Ну что ты скажешь? Какая сейчас жизнь будет, а их нет...”
Эти письма нам предоставила семья гомельчанина Валерия Николаевича Молочко. Они лишь малая толика архива — переписки его трех дядей (по линии матери) со своими родителями и сестрой. А также одно письмо из переписки двух подруг.
Валентина, как и Даниил, вернулась домой с Победой. Павел и Леонид погибли. Даниил Фомич Аксючиц живет в Минске, давно на пенсии.
Несколько писем, датированных апрелем — маем 1945-го, как самые дорогие реликвии хранятся в семье гомельчанина Александра Георгиевича Тимошенко, сотрудника ГГТУ имени П. О. Сухого.
Есть в этой стопочке писем и самое волнующее, датированное 9 мая. “Поздравляю вас всех с великим, радостным днем, Днем Победы. 9 мая в три часа ночи на протяжении целого часа били со всех орудий и пулеметов в честь окончания войны. 8 мая в 11 часов ночи закончилась Отечественная война и наконец пришел тот день, которого с нетерпением ждал весь народ на протяжении около четырех лет. В этот день остатки недобитых гитлеровцев сложили оружие и прекратили всякое сопротивление. Наконец стала тишина”.
А 20 мая Дмитрий Федорович Бедунов сообщал: “Дорогие родные! На мою долю выпало счастье побывать в Берлине, столице гитлеровской Германии. Центр Берлина теперь в несколько раз хуже, чем теперь Гомель. Заходил в здание гитлеровского правительства, называемое рейхстаг. Был в кабинете, где сидел людоед-Гитлер. Теперь там, наверху этого здания реет красное знамя, знамя Победы над гитлеровской Германией...”
Как же сложилась судьба автора писем после войны? Пройдя Великую Отечественную в железнодорожных войсках, восстанавливая разрушенные пути и строя запасные, он и в мирной жизни был тесно связан с “железкой”. Длительное время Дмитрий Федорович Бедунов был в Гомеле собственным корреспондентом газеты “Железнодорожник Беларуси”, а потом — путевым мастером на химзаводе. Два года назад его не стало.
Поклонимся светлой памяти этих людей!
Тамара КРЮЧЕНКО

Общество
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg