Поборы... по собственному желанию
2609 0 23:13 / 24.01.2008
Поневоле вспомнились те вре-мена, когда лучшим подар-
ком учителю были отличные знания его учеников. А к началу и окончанию учебного года — цветы. Это была не взятка, а святая традиция, которую трепетно сохраняли прежде всего сами родители и ученики. И что-то мне не запомнился ни один учитель, вымогавший себе этот самый букет... Но сейчас на дворе иные времена. Вот и позвонившая в редакцию “ГП” мама шестиклассницы одной из сельмашевских школ посетовала на бесконечные поборы c родителей — на ремонт класса и школы, краску, обои, шторы, цветочные горшки, даже земельный грунт! А она, подымающая дочку одна и работающая нянечкой в детском садике, не всегда может выделить нужные суммы. По этой причине учительница и распекает ее девочку перед классом. “Разве можно так? — чуть ли не рыдала в трубку женщина. — Чем виновата дочка, что у меня нет денег?”
Но в школе эту информацию — кроме сборов на ремонты и цветы на выпускной — категорически опровергли. Оставим на совести дирекции и анонимного автора звонка, что истинно, а “что не так понято”. Но попробуем все-таки разобраться в причинах добровольно-принудительных взносов. Тем более что на образование из года в год выделяется все больше бюджетных денег. Но все равно родители не один раз в течение года сдают деньги. Перечень этих поборов каждый из нас может перечислить исходя из собственного опыта...
Родительское спонсорство, между прочим, всегда было делом добровольным. Учебное заведение здесь вроде бы и ни при чем: деньги собирали не учитель и директор, а родительские комитеты. Если решение принималось по их инициативе — это считалось законным, если деньги просто вымогались — едва ли не подсудным. По идее оплачивать побелку и покраску стен должны из бюджета местные власти. Но там и сейчас денег на это обычно не хватает. А самыми богатыми в очередной раз оказываемся мы, родители.
Да, школе действительно сейчас надо помогать — подтвердили в управлении образования облисполкома. И есть два пути, как распорядиться родительскими средствами. Либо родительский комитет закупает необходимые, скажем, материалы для ремонта, либо деньги переводятся на счет районного отдела образования. А далее — на счет школы. Но первый способ более приемлем, ибо деньги вкладываются непосредственно на нужды конкретного класса. И многие родители, оказывается, это делают с охотой. Кто из нас, например, против того, чтобы в классе сына или дочки были нарядные шторы и красивые обои, стояла бутилированная вода и т. д?
Но, как подтвердила начальник отдела управления образования облисполкома Ж. А. Жданович, есть в этом две крайности. Во-первых, родительские пожертвования должны быть добровольными: могу я сегодня помочь школе — пожалуйста, а на “нет” и суда нет. Во-вторых, сбор наличных денег — это противозаконно! Учитель или директор, даже безотчетно прикоснувшиеся к родительским рублям, — уже нарушители. По этой причине, например, только за последний месяц наказаны пять руководителей школ области. Обидно, что среди них оказались самые лучшие, так сказать, “звездные” учебные заведения нашего областного центра...
— Если честно, то мне непонятна природа этого явления, — признается Жанна Анатольевна. — Они или хотят учиться только на своих ошибках, или нагло используется родительская доброта. Каждый год мы наказываем десятки школьных руководителей. И только за то, что не выполняется один пункт из положения о попечительском совете — принимаются деньги, как говорится, “черным налом”. Хотя там четко прописано: “Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов и пожертвований от физических и юридических лиц, других поступлений, не запрещенных законодательством. Они перечисляются на счета учреждения образования и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета”.
Что это за новоявленный обще-
ственный орган и как он регу-
лирует финансовые ручейки родительских сборов? — поинтересовалась я в том же управлении. Выяснилось, что создание школьных попечительских советов, утвержденных Министерством образования еще в позапрошлом году, — одна из форм поддержки органов образования. Оказывается, это “изобретение” обязано еще императрице Екатерине. Именно ею при созданном Институте благородных девиц был учрежден попечительский совет. Одна из основных его обязанностей — помогать находить средства.
Создание этого общественного органа, подчеркнули в управлении образования, прежде всего должно оградить школьного учителя от сбора денежной налички, а также обвинений в том, что он их присваивает. Во всяком случае с созданием таких советов одно реальное изменение к лучшему все-таки появилось — сейчас школа может открыть свой счет, на который перечисляются пожертвованные средства, а не собирать их, так сказать, с шапкой по кругу.
Но в реальной жизни, к сожалению, и с этим обстоятельством оказалось не так все просто... В черном списке “проштрафившихся”, например, оказалась даже элитная СШ
№ 60 г. Гомеля. И хотя здесь в ходе тщательной проверки не подтвердились факты родительских подарков и накрывания столов во время экзаменов, есть безукоризненный отчет по использованию родительских пожертвований по назначению, но школьное руководство понесло строгое наказание. И только из-за того, что родительские деньги собирались непосредственно классным руководителем и казначеем — школьный попечительский совет, мол, принял такое решение. А такого права у него не имеется, уточнили в управлении образования, это грубое нарушение!
Есть в этой набившей оскомину теме и еще один досадный аспект. К сожалению, большинство попечительских советов выбрали сейчас самый легкий путь привлечения финансовых средств: мол, зачем жертвовать собственные деньги школе, если всегда рядом родители? Поэтому, игнорируя добровольность пожертвований, в некоторых школах обложены данью поголовно все родители, невзирая на их материальное положение. К сожалению, говорить о его добровольности дело неблагодарное. Знакомый мой, например, в ответ на просьбу сдать деньги на ремонт класса, имел неосторожность ответить: “Денег не дам, а вот краску, если хотите, куплю”. Однако “натурой” ремонтные средства школа взять не пожелала. А на следующий год соседский парнишка стал вдруг “плохо учиться”. Хотя ранее никогда в отстающих не числился... Совпадение? Или же “плати, а то пожалеешь”? Вот и стараются остаться инкогнито авторы таких негативных сигналов — как бы потом не отыгрались на его чаде. По этой причине и автор очередного сигнала в редакцию “ГП” также скрылась за указанием только номера своего а/я. Суть жалобы в том, что в гомельском детсаде № 138 родителей заставили собрать деньги на покупку музыкального центра. А потом еще обязали “подарить” набор санитарно-чистящих средств.
Были ли названные сборы? — поинтересовалась я у заведующей садом Н. Н. Фоменко.
— Да, — подтвердила Нина Николаевна. — В марте мы действительно приобрели музыкальный центр за счет родительских сборов — у нас был старенький проигрыватель, который едва хрипел. На собрании я обратилась с такой просьбой к нашим мамам и папам. На родительском комитете по этому поводу они сами принимали решение: кто и сколько. Остановились на 3 тысячах. Их и перечисляли потом на счет нашего учреждения. Но коль сумма получилась небольшая, недостающие 100 тысяч собрали “сами с себя” нянечки и воспитатели...
“Небеспочвенными” оказались упреки и по поводу сбора чистящих средств. Как выяснилось, в начале года сад получил только 10 килограммов стирального порошка из “бюджета”. А в феврале здесь случилась ветрянка — 4 группы из 11 были на карантине. Чтобы внепланово перестирать не только детские постели, но и гардины, шторы, мягкие игрушки и другое, порошка хватило трем группам на месяц. Что делать остальным? Поэтому опять попросили у родителей. Те вроде отнеслись с пониманием. Молодые мамы Ольга Черенок, Виктория Радечко и Татьяна Иванчикова, которые водят сюда своих малышей, признались, родительские сборы — дело добровольное, никто не “наезжает”, например, на тех же матерей-одиночек. Конечно, без дополнительных сборов было бы лучше. Но речь идет о здоровье малышей. А их детский сад — один из лучших в Волотове. Как не помочь? Но жалоба все-таки появилась...
Хотя, надо признать честно, порой и родители хороши — ведь
не каждый добрый и интеллигентный педагог или воспитатель при нынешней зарплате устоит перед благодарственным напором тех же родителей. Особенно, когда слышит слова о смертельной обиде, если подарок не будет принят. Значит, напрашивается простое решение: уважаемые папы и мамы, не дарите подарков, и проблема будет снята!
А что думает по этому поводу народ? Поспрашивала я своих знакомых и незнакомых. И знаете, почти все ответили: дело не в сумме, а в том, в какой форме эти деньги взимаются. Кто-то откровенно заявил, что будь эти сборы действительно добровольными, вообще никогда ничего платить бы не стал. Но большинство опрошенных хотели бы, чтобы администрации школы или садика отчитывались, что сделано на собранные деньги: ремонт школы или евроремонт директорского кабинета. А факты такие, к сожалению, имеются. Недавно, например, директор одной из школ Речицкого района на деньги, заработанные ребятами на сельхозработах, приобрел в свой кабинет мягкий уголок. Желание создать достойные условия для работы — дело похвальное. Но почему за счет детского труда? В этом случае, пожалуй, было бы честнее направить эти школярские рубли на обустройство их классных комнат. Тем более что школы и дошкольные учреждения отныне имеют право заниматься внебюджетной деятельностью. То есть могут сами зарабатывать деньги на тот же ремонт. Возможностей в этом плане хоть отбавляй, было бы только желание: можно по-хозяйски задействовать производственные мастерские, пришкольные участки, сдавать в аренду помещения, бассейны, собирать макулатуру и металлолом... В Залесской школе Петриковского района, например, родители давно забыли, что такое поборы на ремонт — деньги на это учителя с ребятами зарабатывают сами. Выращивают на своем участке лекарственные травы и овощи, продают цветочные семена, рассаду и саженцы, даже завели свою пчелиную пасеку. Есть такие хозяйственные и трудолюбивые коллективы школ и в Мозырском районе. Конечно, проще собирать деньги с родителей. Но крутиться и зарабатывать самим жизнь заставляет уже сегодня. Тем более что в законодательном плане планируются пересмотр полномочий попечительских советов и усиление ответственности (на сегодняшний день она вообще отсутствует) за их деятельностью. Поэтому родители не должны оставаться в стороне, молчаливо соглашаясь с любым требованием администрации или общественного органа.
По всем вопросам, касающимся принудительных поборов с родителей, просьба сообщать на “горячую линию” управления образования облисполкома по телефонам: 74-43-74 и 74-95-53, а также в Гомельский городской отдел образования по телефонам: 55-61-94 и 74-21-20. Вся “крамольная” информация будет проверяться.
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать