Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



В Гомеле появится единая система видеонаблюдения: кто и зачем окажется в объективе?

3984 0 16:00 / 22.02.2020
Стоит ли расширять и совершенст­вовать городские системы видеонаблюдения? Об этом «Гомельская праўда» спросила своих подписчиков в социальных сетях. Как оказалось, далеко не все хотят быть под прицелом уличных камер.

4E6A6850.JPG

Более 21% опрошенных проголосовало против, а из тех, кто дал положительный ответ, как минимум 12% считают применение искусственного интеллекта с аналитикой типа систем распознавания лиц и номеров машин нарушением прав человека. При этом большинство (свыше 78%) всё-таки выступает за увеличение числа камер – это должно помочь правоохранителям в их работе, считают люди. Мы изучили, насколько развита уличная система видеонаблюдения на Гомельщине, и готовы ответить на вопрос, когда городские камеры начнут нас анализировать.

УГОЛ ОБЗОРА

Если вы хорошенько прогуляетесь по гомельской площади Ленина, то попадете в объектив 42 камер видеонаблюдения. А вот по улице Советской такой подсчет не проведешь: там пока нет камер, установленных специально для мониторинга общественной безопасности, – только те, что стоят на страже имущественных интересов различных объектов – банков, магазинов, коммерческих фирм и других учреждений.

На самом деле доля камер, которые работают исключительно для охраны общественного порядка и имеют при этом вывод в оперативно-дежурную службу милиции, достаточно мала. В Гомеле ими обеспечены площади Ленина, Труда и Привокзальная, зона отдыха «Пруды» в Новобелицком районе. В ведении Гомельского горисполкома находится более сотни видеокамер с этих объектов, и только часть из них транслирует видео в режиме онлайн на мониторы милиционеров. Всего же, по информации УВД облисполкома, в местах массового пребывания людей, то есть на улицах, площадях и в скверах Гомельской области установлено 358 камер с выводом сигнала в дежурные части территориальных ОВД. При этом более 3400 объектов региона, подключенных к видеонаблюдению, такого вывода не имеют. Записи с их камер хранятся у собственников. Это организации торговли и питания, жилые дома, учреждения образования (школы, университеты, лицеи и так далее), ночные клубы, органы госуправления, организации здравоохранения, придорожные сервисы, вокзалы, рынки и другие.

– Единой системы видеонаблюдения в регионе пока нет, но объединение существующих камер в одну сеть предусмотрено законодательно, – рассказал старший инспектор управления охраны правопорядка и профилактики МОБ УВД облисполкома Александр Зуев. – А пока при необходимости правоохранители запрашивают записи у собственников: прибывая на место происшествия, первым делом смотрят, нет ли поблизости камеры, которая могла зафиксировать противоправные действия. Естественно, никакие системы распознавания лиц или номеров машин в таких условиях работать не могут. Но даже без них в прошлом году благодаря камерам в общественных местах на Гомельщине раскрыто 464 преступления. Только за этот январь – 43, включая серию краж из торговых павильонов «Табакерка» микрорайона Сельмашевский областного центра.
Как рассказал Александр Зуев, неизвестные разбили стекло в киоске на улице Могилевской и вытащили ящик с 880 рублями и лотерейными билетами «Миг удачи». На записи было четко видно, как женская ручка в белой куртке и черной перчатке тянется в разбитое окошко. По приметам преступников удалось задержать. Ими оказались 18-летняя и 20-летний неработающие жители агрогородка Красное Гомельского
района.

ГОРЯЧАЯ ТОЧКА ПО МЕСТНЫМ МЕРКАМ

– В службе безопасности ночного клуба я уже четыре года, до того – всю жизнь в уголовном розыске, – рассказывает Иван Павлович, заместитель директора по безопасности одного из увеселительных заведений Гомеля. – В большинстве случаев во главе охраны таких заведений – бывшие сотрудники органов внутренних дел, потому что наш опыт бесценен. Зная, сколько преступлений раскрывается благодаря камерам видеонаблюдения, я бы проголосовал за увеличение их числа. Прямо сейчас, кстати, просматриваем записи этой ночи: у нас произошел небольшой инцидент. 

В ночь перед визитом журналиста неизвестный вызвал в клуб милицию. Якобы в заведении драка и кому-то нужна помощь. Служба безопасности сразу осмотрела территорию, проверила по камерам – всё тихо. Кто звонил, с какой целью – не ясно. Был ли вообще гражданин в клубе – большой вопрос. С утра решили еще раз убедиться, что никакого ЧП не случилось. Журналист «Гомельскай праўды» присоединилась к просмотру: лишняя пара живых глаз никогда не помешает.

– Камеры у нас самые современные. Их восемь: в зале, на входе, у гардероба, около двери в туалет. Покрывают всё помещение плюс прилегающую территорию. У руководства и у меня есть специальное приложение в телефоне, которое дает дистанционный доступ к трансляции в любое время дня и ночи. Вот смотрите, – Иван Павлович показывает экран мобильного, на котором действительно в реальном времени вижу себя.

Заместитель директора по безопасности отметил, что на видеонаблюдении в клубе не экономят. Три года назад полностью заменили морально устаревшую систему. Сегодня изображение такое, что идеально просматриваются черты лица человека, а это помогает его идентифицировать. 

Уже в январе нынешнего года благодаря видеонаблюдению раскрыли кражу, произошедшую в клубе. У девушки похитили клатч. Оказалось, пока хозяйка танцевала, его взяла девушка из другой компании, спрятала в свою сумочку и продолжила отдыхать как ни в чем не бывало. В клубе находилась еще долго, спокойно наблюдала, как незнакомка ищет свою вещь. Затем вышла в туалет, выпотрошила и выбросила клатч – его потом обнаружила уборщица. Деньги и телефон злоумышленница оставила себе. Личность воровки удалось опознать благодаря внештатному фотографу. Так нашли ее страничку в соцсетях. 

– По законодательству, записи должны храниться как минимум 30 суток, но у нас они остаются еще на полмесяца, и только потом начинается перезапись, – говорит Иван Павлович. – Как и все клубы, мы активно сотрудничаем с милицией. Кражи бывают редко, в прошлом году всего две зафиксировали. Потасовки стараемся пресекать сами. А вообще, раз в неделю какая-нибудь мелочь да случается. 

Но, кстати, не в ту ночь: на записи не было обнаружено драки ни внутри, ни снаружи заведения.

ИДЕАЛЬНЫЙ ОЧЕВИДЕЦ

В начале января этого года на улице Барыкина в Гомеле произошло ДТП. Автомобиль «Мицубиси-Галант» сбил на пешеходном переходе 49-летнего мужчину. Пешеход погиб на месте происшествия, а виновник скрылся. Найти его удалось благодаря тому, что водитель превысил скорость на 13 километров в час и попал на камеру фотофиксации. Интересно, что перекресток, где произошло смертельное ДТП, просматривается с камеры видеонаблюдения одного из объектов, расположенных неподалеку. Вот только пока запрос на получение видео обрабатывался, подозреваемый уже был обнаружен.

Больше всех хотелось бы иметь централизованную систему видеонаблюдения сотрудникам ГАИ – для контроля дорожного движения. Видеокамерами оборудованы все въезды в Гомель, также установлено наблюдение за некоторыми крупными перекрестками, но в областную Госавтоинспекцию сигнал не выводится. Таким образом, при любом ДТП или нарушении Правил дорожного движения, если происшествие могло попасть в поле зрения камеры какого-либо объекта, работа ведется через запросы в организации.
– В любом случае чем больше камер – тем лучше, это факт, – утверждает инспектор группы розыска БДПС ГАИ УВД облисполкома Артур Рубцов. 

Инспектор привел в пример случай. Летом 2018 года на перекрестке Восточного обхода и улицы Головацкого в Гомеле автомобиль сбил велосипедиста, который переходил дорогу на зеленый. Водитель скрылся, мужчина же попал в больницу с переломом ноги. Пострадавший был так шокирован, что не мог вспомнить ни цвет авто, ни даже в какую сторону двигалась машина.

– На том перекрестке не было камер, их и сейчас там вроде нет, – рассказал Артур Рубцов. – Сотрудники ГАИ отрабатывали все близлежащие организации на предмет наличия видеонаблюдения. Анализировали несколько часов записей. Благодаря камере игорного клуба вычислили машину возможного очевидца ДТП. Нашли его, и уже он дал нам подробную информацию. При повторном просмотре камер с учетом новых сведений определили автомобиль виновника. А дальше – стали отрабатывать по зарегистрированным в Гомеле, вызывать каждого владельца на беседу. Разослали ориентировку, подключили сотрудников батальона ДПС ГАИ. Один из них по приметам обнаружил машину: у нее на бампере остались характерные следы наезда. Владелец сначала отрицал, но потом сознался. На всё ушла неделя. Если бы камер не было вообще, могли и не найти. А вот была бы на самом перекрестке – обнаружили бы в тот же день.

По словам инспектора, гомельская система видеонаблюдения имеет два больших минуса. Собственники часто устанавливают камеры без учета нужд города, то есть только в своих интересах. Например, направляют объектив исключительно на вход в свой объект, не захватывая даже частично перекрестки, тротуары, дороги. Вторая проблема – муляжи. Многие часто надеются на профилактический эффект от неработающего электронного глаза.

– Курьезов тоже хватает, – говорит сотрудник ГАИ. – В прошлом году была ситуация: подросток катался на велосипеде, на скорости нажал на передний тормоз и упал через руль на асфальт. Сломал руку, попал в больницу. Так боялся, что мама поругает за дорогой велосипед, что соврал: мол, на Интернациональной его сбила машина. Нас подняли по тревоге: скрытое ДТП с несовершеннолетним – это же резонанс! Просмотрели камеры – никаких признаков дорожного происшествия. Правду сказал его друг, но сколько времени и труда было убито на розыск виновника ДТП, которого не было. Так что в нашей работе видеонаблюдение – очевидная необходимость.

Если вы хорошенько прогуляетесь по гомельской площади Ленина, то попадете в объектив 42 камер видеонаблюдения

НАЙДУТ КОГО УГОДНО И ГДЕ УГОДНО

Момент централизации видеонаблюдения всё ближе. Как рассказали в УВД обл­исполкома, в стране создается республиканская система мониторинга общественной безопасности. В ее задачи входят профилактика, раскрытие и пресечение преступлений и правонарушений, обнаружение чрезвычайных ситуаций, а также организация оперативного реагирования на них. Уже с сентября 2018 года в стране действует технический оператор, это ООО «24х7 Паноптес», в обязанности которого входит объединить определенные видео­камеры в республиканскую систему. В феврале – марте этого года облисполком актуализирует перечень объектов, подлежащих обязательному оборудованию средствами системы видеонаблюдения. Планируется, что именно они в последующем будут подключаться к республиканской системе мониторинга общественной безопасности.

Какие новшества привнесет такая централизация? На сайте технического оператора есть информация о том, что системой могут пользоваться органы внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям, Департамент финансовых расследований и другие. Работа системы мониторинга строится на облачной платформе, которая обеспечивает «быстрый поиск информации и обнаружение тревожных ситуаций на миллионах видеокамер, обслуживая миллионы пользователей на любом устройстве». «Благодаря современным алгоритмам искусственного интеллекта, видеоаналитика позволяет находить всё, что угодно, – людей, транспорт­ные средства, типы поведения – точнее и быстрее, чем когда-либо ранее».

О том, когда чудо-система заработает, «Гомельская праўда» поинтересовалась у заместителя директора по техническим вопросам ООО «24х7 Паноптес» Дмитрия Запруцкого.

– Сроки подключения республиканской системы мониторинга общественной безопасности прописаны в указах Президента. В течение года вряд ли справимся, надо реально смотреть на вещи. Дело в том, что сейчас собственники объектов, подлежащих первоочередному подключению, модернизируют свои техсредства, чтобы соответствовать нашим техническим требованиям. Пока в стране подключено только два объекта – авто- и железнодорожный вокзалы в Минске. 

– А как обстоят дела с подключением Гомельской области?

– Объекты запрашивают технические условия, а вот модернизируют ли – не знаю, ведь на это нужны деньги. Есть пять площадок, которые, возможно, будут подключены к системе уже в этом либо в начале следующего года. Какие именно, подскажут в УВД облисполкома. А в прошлом году минский сервер принимал сигналы с ваших камер видеонаблюдения во время открытия одного из гомельских спортивных объектов (биатлонного комплекса «Сож» – прим. автора). Можно сказать, это и был первый объект в вашем регионе. Сейчас он не подключен.

– Сколько стоит такое удовольствие?

– Постановлением Совета Министров установлены тарифы на услуги технического оператора республиканской системы мониторинга общественной безопасности. С учетом НДС за выдачу техусловий на подключение обязательных объектов – 20 рублей, за само подключение – 10, за обработку и хранение информации – 103,95 рубля ежемесячно за каждое средство системы видеонаблюдения и (или) специальный детектор. Не считая затрат на предварительную модернизацию, конечно.

Как рассказали в УВД облисполкома, в Гомеле уже завершена подготовка проект­но-сметной документации для оснащения системами видеонаблюдения пяти наиболее оживленных мест областного центра: двух зон отдыха по улицам Озерной и Каменщикова, набережной озера Любенского, площади Победы и территории, прилегающей к Кургану Славы.

ОРУЭЛЛА ВСЁ-ТАКИ ПЕРЕЧИТАЙТЕ

В августе прошлого года comparitech.com опубликовал данные о развитии городского видеонаблюдения в мире. Аналитики сайта специализируются на исследовании технических услуг, которые предоставляются современному потребителю в США, Великобритании и других странах. По информации специалистов, система видеонаблюдения наиболее развита в Китае: пятерку лидеров по количеству техсредств заняли города Поднебесной с мегаполисом Чунцин на первой строчке рейтинга. В городе почти 2 580 000 камер на 15 миллионов жителей, 168 камер на тысячу человек. К слову, Ухань, печально известная малая родина коронавируса, который сегодня гуляет по планете, на седьмом месте по этому показателю: восьмимиллионный город имеет 500 000 камер.

Особенность китайских систем видео­наблюдения в широком использовании искусственного интеллекта. Технические средства могут распознавать лица людей и номера авто и даже отнимать баллы, снижая при этом социальный статус человека, штрафовать за правонарушения без участия правоохранителей. 

Шестое место в рейтинге самых наблюдаемых оставил за собой Лондон. Старейшая в мире система видеонаблюдения сегодня разрослась почти до 628 000 камер на 9 миллионов населения (68 – на тысячу человек). Именно в Лондоне в 90-х годах прошли первые акции против массового уличного видеонаблюдения, и там же в прошлом году впервые в Европе местные правоохранители протестировали систему онлайн-распознавания лиц, что тоже не прошло без критики со стороны общественности.

Москва в рейтинге на 18-м месте, Варшава – на 23-м, Киев – на 49-м. Среди 120 городов этого списка ни Минска, ни тем более Гомеля нет. Но это, наверное, пока.
Общество


Гомельгосплемпредприятие.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать