Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх



Ветковский Микеланджело

2153 0 23:13 / 24.01.2008
Говорят, что человек
не напрасно прожил
на земле, если посадил дерево, родил сына и по-строил дом. Федор Шкляров создал уникальный музей, перед сокровищами которого надолго останавливаются ценители искусства.
Вырастил сына. А дом, кстати, тоже построил своими руками.
История Ветковского музея народного творчества началась задолго до его официального открытия, с домашней коллекции Федора Шклярова. Начал он ее собирать еще в пятидесятые годы. Занялся коллекционированием, как и всем в жизни, серьезно, даже страстно. Его интересовало все: предметы быта, археологии, старопечатные книги, рукописи, иконы. Много усилий приложил Федор Григорьевич, чтобы убедить местные власти в необходимости создания музея в родном городе.
28 ноября 1978 года вышло Постановление Совета Министров БССР о создании в Ветке музея народного творчества. И сюда Шкляров передал более 400 экспонатов из личной коллекции. Расположился музей в центре Ветки на Красной площади.
У музея есть свой филиал в Гомеле: случай единственный, когда не областной центр создает свое отделение в районе, а наоборот. Именно здесь на днях открылась выставка живописи и графики Федора Шклярова.
Атмосфера была какая-то теплая и домашняя. Наверное, потому, что большинство собравшихся лично знали Федора Шклярова. Были в зале и ближайшие родственники — сын Николай, кстати, художник, и внук основателя и первого директора Ветковского музея.
Федор Шкляров-старший родился в Ветке в семье старообрядцев. Поэтому, наверное, ему легко было сходиться с местными стариками-староверами. Отец был плотником, поэтому с деревом и Федор умел ловко работать. У создателя уникального музея не было высшего образования. Но он сумел рассмотреть те непреходящие ценности народа, которые и профессора-то не замечали. Шкляров за жизнь кем только не работал: почтальоном, столяром, маляром, художником-оформителем. Потом серьезно занялся краеведением.
Мы чаще всего слышим именно о деятельности Шклярова по сохранению уникальной старообрядческой культуры, но творчество его самого предстает перед зрителем реже. А главным было для него еще и рисование. Как самодеятельный художник он неоднократно участвовал в областных, республиканских и всесоюзных выставках.
Сохранились дневники Шклярова, в которых он аккуратно записывал все впечатления, встречи, а также истории находок. Один из них представлен в витрине на выставке. Рядом — дарственные, в которых Шкляров передает музею драгоценные коллекции. По словам сына, в советские времена Федор, искусный резчик, изготавливал бижутерию, продавал ее, а все вырученные деньги шли на покупку икон, которые затем стали музейными экспонатами. В месяц он мог заработать до тысячи рублей старыми советскими деньгами. Представляете, сколько он вложил своих средств в создание музея, сколько бесценных сокровищ смог сохранить для потомков? И что бы осталось сегодня, особенно после чернобыль-ской катастрофы, если бы не нашелся такой энтузиаст? Ведь мы могли просто так и не узнать, чем богата Ветковщина…
Разве мог человек, столь тонко чувствующий искусство, не взяться сам за кисточку и краски? А живописи Федор Шкляров был настоящим любителем. Не в смысле мастерства, а в отношении к творчеству. Любил экспериментировать с красками, техникой. В его работах есть и что-то от экспрессионизма, и от постмодернизма, и, конечно, от классической школы. Его пейзажи узнаваемы, они яркие и врезаются в память. А значит, не надо доказывать, что создатель и первый директор Ветковского музея был еще и художником от Бога. Недаром на открытии выставки заведующая художественным отделом областного краеведческого музея Татьяна Литвинова назвала Федора Шклярова «местным Микеланджело».
Общество


bbjff8hml2c01i7ceprql7cojdn6uh18.png
УП Экорес сайт.jpg
гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать