Хотя бы палатку
Добрый день, это Нина Абелевна беспокоит. Проживаю по улице Пивоварова в Гомеле. Рядом улицы 3-я Иногородняя, Приозерная. Это за каскадом озер на Сельмаше, рядом с кладбищем. Здесь живет много пожилых. Нам далековато ходить до ближайшего «Евроопта», где-то с километр. Зимой особенно тяжело. Неужели нельзя открыть для нас небольшую торговую точку, хотя бы палатку какую?
– Вы должны понимать, что любой торговый объект, большой или маленький, обязан себя окупать. Никто не хочет открывать заведомо убыточное заведение. Допустим, это будет ларек. Даже 40 покупателей в день при небольших покупках – слишком мало для покрытия затрат на зарплату, электроэнергию, транспорт. Палатка не сможет работать в зимнее время, она требует ежедневного подвоза товара.
– Можно открыть магазин на станции Гомель-Северный. Она здесь рядом. И помещение имеется.
– Если найдется предприниматель, которого такое предложение заинтересует, – пожалуйста. Окажем всяческое содействие. Главное, чтобы руководство БЖД согласилось на аренду помещения.
Здравствуйте, это Татьяна из Гомеля. Когда нам ждать открытия магазина сети Green в Новобелицком районе? Мы ждали в мае…
– На самом деле по инвестдоговору объект должны были ввести в 2021 году. Но строители работали с опережением графика, и открытие запланировали в текущем, ориентировочно в сентябре. Завершаются строительные работы, сдача объекта, заключение договоров с торговыми операторами.
– И еще вопрос. У меня дача в деревне Логуны Добрушского района. Недавно там закрыли магазин райпо. По слухам, его хотел выкупить частник, но отказали. Какова судьба магазина?
– В этом населенном пункте проживает более 200 человек, значит, в нем должен быть стационарный торговый объект. И такой действующий объект есть. Действительно, неиспользуемый магазин хотели приобрести, но затем сам частник отказался от покупки, поскольку возникли сомнения по поводу окупаемости. Поверьте, любой собственник, в том числе и потребкооперация, заинтересованы в использовании своих объектов, но без работы в убыток. Конкретно по Логунам могу сказать, что магазин продолжат выставлять на торги и предлагать в аренду. Желающие найдутся. А жители могут совершать покупки в действующем в деревне магазине.
Это Алла Ивановна из Гомеля. Скажите, почему во многих райпо такой ограниченный ассортимент? Например, в Копани Речицкого района, где у меня дача. Если нельзя обеспечить достойный выбор товаров, почему бы не отдать объекты частникам? Как в Борщовке того же района.
– Обязательно дам распоряжение: магазин проинспектируют. Посмотрим, что можно сделать с насыщением прилавков. Нельзя не учитывать сложности, с которыми сталкиваются предприниматели в сельской местности. Покупательская способность там ниже, носит сезонный характер. Широкий выбор товаров поддерживать нелегко, особенно скоропортящихся. Однако работать с ассортиментом нужно в любом случае. Есть ассортиментные перечни, которые должны соблюдаться.
– А если организовать работу автолавки? Дачники сказали бы спасибо.
– Этот вид торговли сейчас нарасхват, автолавки работают по жесткому графику. Одна автомашина обслуживает 15–20 населенных пунктов. Если найдутся желающие обслуживать дачный поселок, они должны обратиться в райисполком для согласования маршрута. В сельской местности, кроме того, действуют льготы и преференции.
Производителям продукции нужно быть гибкими и подстраиваться под потребителя,как это делает торговля
Новые старые объекты
Звонит Наталья Калиниченко. Живу в Гомеле по улице Ветковской, 1. Поясните, кто дал разрешение на открытие кафе Bonsai в нашем доме? Там круглые сутки готовят суши – это постоянный шум, вибрация. Рыбный запах проникает в квартиры… Просим вас вмешаться.
– Это не производственный объект, а точка общепита, и размещение ее в жилом многоэтажном доме вполне законно. Другое дело – указанные вами факты нарушений. Мы обратимся в соответствующие службы – в кафе произведут необходимые замеры. Уровни шума и вибрации не должны превышать допустимых значений, подключение к общей вентиляции – тоже непорядок.
Обращаюсь к вам от всех жителей агрогородка Неглюбка Ветковского района. В декабре прошлого года закрыли магазин на улице Совхозной. У нас есть еще два: государственный и частный. Но они далеко. Летом, кто в силах, на велосипедах ездят. А зимой? Старикам круглый год тяжело.
– Понимаю вашу проблему, она достаточно распространенная. Дело в том, что место размещения торговых объектов на селе не регламентируется – предприниматели выбирают его сами. Ваш магазин, полагаю, закрылся по причине убыточности. Тем не менее я берусь изучить ваш вопрос, возможно, чем-то удастся помочь.
Добрый день, звонит жительница Волотовы в Гомеле. Почему в нашем районе нет ни одного детского кафе? Когда-то, помните, их было в достатке. В «Зубренке», «Аленке», «Березке» можно было посидеть с детьми, отведать мороженого, молочных коктейлей. Ко мне четыре внука из Минска приезжают, мы в парк не наездимся. Думаю, такие заведения не работали бы в убыток.
– Микрорайон все же относится к спальным. Работающие в сфере общепита предприниматели больше ориентированы на места с высокой проходимостью. В случае Гомеля это центр.
В принципе сам формат детских кафе – редкость. Многие заведения предлагают детские зоны, отдельные детские комнаты. Сам живу в Волотове и могу кое-что порекомендовать. Скоро откроется кафе «Дивино» на Свиридова (временно приостанавливало работу из-за эпидситуации). Есть детская комната и в кафе «Кактус» на улице Каменщикова. И там и там, уверен, в меню есть молочные коктейли. Еще на улице Свиридова есть пиццерия «Доминос». Также на каскаде озер работают два кафе, одно – с детским развлекательным центром. Там же строится новое кафе, ближе к улице Каменщикова.
Беспокоит Светлана Николаевна из Гомеля. Есть ли подвижки по земельному участку под застройку рядом с торговым домом «Речицкий»?
– Проблема в том, что российская фирма, в свое время выкупившая землю, ликвидирована, предъявлять претензии некому. Участок предлагался к продаже с обременением. Уже продан, появился новый собственник. Он занимается проектной документацией, в ближайшее время планирует начать строительные работы. Ситуация остается на контроле в Гомельском горисполкоме и администрации района.
– А что будет с торговым центром Zarko на Речицком проспекте?
– Открывший его предприниматель обанкротился, объект забрали банки. Его функционирование было под вопросом, поскольку имели место нарушения земельного законодательства. Однако эти моменты уладили. Недавно у здания появился собственник. Сделка уже состоялась. По открытию объекта пока информации нет.
Здравствуйте, это Наталья из Гомеля. Живем в микрорайоне Хутор. Развлекательных заведений для детей в городе хватает, но не в нашем районе. Вроде как собираются что-то построить на «Кристалле».
– Да, это будет крупный торговый комплекс, где разместятся продуктовый гипермаркет сети Green, магазины известных сетевых брендов одежды, обуви и других товаров. Будут фуд-корт, автомойка, детский развлекательный центр. Все ключевые арендаторы определены. Точные сроки открытия не назову, ориентировочно ждите в сентябре.
– Какие еще большие объекты откроются в Гомеле?
– В этом году также ждем сдачи торгового комплекса на Привокзальной площади. В июле запланировано открытие гипермаркета «ОМА» на улице Советской, 149 (на площади ТЦ «Карусель»), и еще ряда объектов, в том числе сети Green.
Вопросы «Гомельскай праўды»
– Пандемия коронавируса, казалось, отправит отрасль в глубокий нокаут. Но этого не произошло. Какие меры принимались?
– Крупные торговые сети фактически не останавливали работу. Во многом сыграла на руку сознательность самих граждан: дистанцирование в очередях, масочный режим. Соответствующие меры предпринимались и торговыми организациями: антисептики на входе, специальная разметка для покупателей, использование продавцами средств индивидуальной защиты.
Куда более серьезный ущерб пандемия нанесла общепиту, развлекательным центрам. Но и эта сфера понемногу оживает, покупатель возвращается.
Принятые в зарубежных странах карантинные меры сказались на сроках ввода отдельных объектов. Некоторые могли бы уже открыться. Из-за пандемии застопорились поставки различного оборудования, например, как в случае с торговым центром в Речице.
– Достоверна ли информация о том, что плодоовощную продукцию крупные торговые сети закупают в хозяйствах по низкой цене, а затем выставляют на прилавки втридорога?
– По овощам максимальная торговая надбавка к отпускной цене – 30%. Но надбавка и стоимость могут быть выше, к примеру, если овощи мытые, калиброванные и фасованные.
С плодоовощной продукцией тот же «Евроторг» работает через распределительный центр в Минске, куда товар стекается со всей страны. Его принимают по определенным стандартам. Они для всех равны, вполне прозрачны, но не вся продукция им соответствует. Увереннее себя чувствуют фермеры, которые возят небольшими партиями. Хозяйства везут фурами. Из 20 тонн лука, бывает, пять могут забраковать. Куда это девать? Зачастую с сельхозорганизациями работают фирмы-посредники, которые занимаются логистикой, могут перепродавать эту продукцию, на каждом этапе прибавляя оптовую надбавку. В итоге огурцы, картофель на прилавках дороже, чем поставленные напрямую. Производителям нужно становиться более гибкими, подстраиваться под потребителя, как это делает торговля.
На прямой линии дежурил Роман СТАРОВОЙТОВ