Для доброго друга семь верст не округа
1211 0 23:14 / 24.01.2008
Не прислушаться к мнению руководителя было бы опрометчиво, и вот спустя какой-то час я уже в Криничном. Машина с почтой, другими товарами прибыла, как обычно, в половине десятого утра. А еще за полчаса до того начался рабочий день почтальонов: заранее планируют его, стараются учесть сделанные накануне заявки сельчан. Пока они занимаются сортировкой почты, расписывают периодику по адресам, начальник отделения Людмила Михайловна Канончук рассказывает о своем небольшом, всего из трех человек, коллективе.
— Отделение наше одно из самых крупных в районе. Хотя входят в него только два населенных пункта, поселок Криничный и деревня Гурины, но в каждом из них соответственно более 500 и 130 дворов, да еще несколько многоквартирных домов. Всего полтора десятка улиц и переулков. Объем работы для почтальонов немалый. Почти в каждый дом приносят газеты, журналы. Помимо того, как вы можете заметить, торгуем всякой всячиной (небольшое помещение и впрямь напоминало мини-маркет). Доведенный месячный план в четыре с половиной миллиона рублей хотя и не без труда, но выполняем.
Лариса Анатольевна тем временем готова. Экипировка у нас самая что ни на есть походная — джинсы, кроссовки, ведь пешком пройти предстоит без малого десять километров. Да еще с непременной толстой сумкой через плечо. Только оценив ее вес, убеждаюсь, что груз достаточно тяжелый, притом, что я покрупнее почтальона. Увесистая и объемная сумка не очень вяжется с ее худенькой, стройной фигурой. А завтра придется нести две таких сумки. На субботу пришелся день выплаты пенсий и сельчане, по обыкновению, ждут, что почтальон доставит им продуктовые и другие заказы.
Маршрут у нее не маленький: часть улиц Ракитского, Молодежной, Школьной, Цветочной, переулка Строителей в Криничном и полностью деревня Гурины — это еще четыре улицы. Лариса Анатольевна решает несколько изменить привычный маршрут и мы вначале отправляемся в Гурины. По пути она рассказывает, что работает почтальоном девятый год, работа нравится тем, что это ежедневное, непосредственное общение с людьми.
— Вообще-то по образованию я библиотекарь, — говорит она. — После окончания Минского института культуры попала по распределению в областную библиотеку. Но обстоятельства сложились так, что спустя два года вынуждена была уехать на Мозырщину, к родителям. Какое-то время работала в городе, в школьной библиотеке. А поскольку я сельская жительница, то работу пришлось искать поближе к дому. Впрочем, обе мои специальности похожи: если раньше приходилось иметь дело с книгами, то теперь с газетами. По-прежнему есть возможность много читать, быть среди людей, а на селе они — на редкость добрые, приветливые.
В том, что это действительно так, мне вскоре пришлось убедиться. Время приближалось к полудню, и пастух как раз гнал деревенское стадо на дневную дойку. Своих буренок и почтальона хозяйки встречали одновременно. Большинство жителей деревни — пожилые люди, и это тоже вносит свои особенности в работу. Первой встретилась нам на пути 73-летняя жительница улицы Садовой Анна Николаевна Древило.
— Можете поверить, такого почтальона, как у нас, нигде нет: уважительная к нам, старикам, всегда поинтересуется, что надо, принесет, заплатит коммунальные платежи, — чувствуется, что пожилая женщина говорила все это искренне и от души.
Почти всю улицу Садовую проходим быстро — на ней только 25 домов. Направляемся на Советскую. Пенсионер, участник войны Яков Денисович Башак во дворе из-за невысокого заборчика вы-глядывает почтальона. Несмотря на преклонный возраст, а ему уже за восемьдесят, вместе с женой Лидией Васильевной живо интересуется событиями в стране и в мире. Почтальон приносит в их дом несколько газет, в том числе и «Гомельскую праўду». А в дни пенсии непременно лакомства внукам и правнукам. В областной газете читателя с большим стажем чаще интересует то, что пишут про сельскую жизнь, — в этой отрасли он трудился целых сорок пять лет.
— Уходят из жизни такие хорошие люди. Когда я начинала работать, на участке было несколько десятков ветеранов и участников войны, а теперь осталось всего двое и несколько человек, приравненных к ним, — замечает Лариса Анатольевна.
Яков Денисович попросил через нашу газету обязательно поблагодарить за добросовестную работу почтальона, который у них «просто золото». Когда мы уходим, лохматая дворняга по кличке Малыш на прощание приветливо машет хвостом почтальону и рычит на меня — непрошенную гостью.
— Я в деревне знаю не только всех людей, но и всех собак, и они меня знают, — рассказывает почтальон. — С одним только большим и свирепым псом из Криничного никак не удается подружиться.
Чувствуется, что в деревне этих животных любят. Во многих домах по две-три собаки и столько же кошек. Три собаки Анатолия Федоровича Мардусевича встречают гостей незлобным лаем. Хозяин, любитель кроссвордов, тоже поджидает почтальона, принесшего по его заказу несколько изданий. «Замечательный у нас почтальон!» — не преминул заметить и он. Подобные отзывы я слышала от всех без исключения встречающихся на нашем пути сельчан.
Особенно благодарна престарелая Юлия Федоровна Мардусевич, которую мы застали на скамейке у дома. Ходить она уже может только по двору. Лариса Анатольевна сообщает, что помнит про ее заказ и завтра вместе с пенсией принесет три килограмма гречки. Сыновья старушки живут в городе, их работа связана с длительными командировками и наведываться к матери могут не часто. Зато с почтальоном можно побеседовать каждый день. На мой вопрос, всегда ли она так подолгу общается с людьми, почтальон отвечает: «Мне это не в тягость, да иначе нельзя, люди, особенно пожилые, могут обидеться, если не выслушать их. Заметила, что даже с мужем и детьми стала громко разговаривать. Они просят: не кричи, мы не глухие».
Я уже не удивляюсь, что она знает все про своих сельчан. По пути не забывает поинтересоваться как здоровье у захворавшего старика Максимовича, вывелись ли цыплята у Марии Михайловны. Беседуем и с продавцом магазина, скучающей на улице без покупателей. Надежду Булавко не меньше, чем стариков, интересует, будет ли завтра пенсия. Тогда и к ней люди начнут чаще заходить — план товарооборота выполнять-то надо.
Мы уже исходили немало километров, а не обошли еще и половины участка. Расположение улиц в деревне такое, что наш маршрут больше похож на лабиринт, и в одиночку у меня ни за что бы не получилось его повторить. Вновь возвращаемся на улицу Садовую. Путь держим в конец ее. Туда надо отнести заказное письмо племяннику Раисы Николаевны Козел. Адресата дома не оказалось, зато хозяйка воспользовалась случаем, чтобы рассказать корреспонденту областной газеты о большой проблеме жителей их улицы. С наступлением лета уже не первый год водопровод подолгу не работает, и в знойные дни вода у них в огромном дефиците. До ближайшей работающей колонки не меньше километра. Не наносишься. А надо и огород полить, и животных напоить, и самим помыться. «Может, «Гомельская праўда» поможет?» — надеется она. Действительно, районной коммунальной службе во главе с ее руководителем А. Н. Клюковкиным вместо отписок пора бы надежно отремонтировать водопровод. Пообещав рассказать о проблеме на страницах областной газеты, прощаемся с Раисой Николаевной и отправляемся на улицу Крестьянскую. Она самая длинная в деревне, аж 84 дома.
На обратном пути проверяем почтовый ящик на углу Крестьянской и Садовой. Там обычно бывают не только письма к отправке, но и записки с просьбами зайти к кому-то домой, что-то принести. Таким образом жители тоже общаются со своим почтальоном. Ей, конечно, хотелось бы приносить людям, ставшим уже друзьями и почти родными, только хорошие вести. С нетерпением ждет их Анна Михайловна Ткаченко. Может, сегодня будет письмо от невестки и внуков из далекого российского города Волжский? А вот к семье Чураковых из России переехали на постоянное местожительство старенькие родители и тоже скучают по родине. Несмотря на стремительное развитие современных средств связи, в Гурины и Криничный пишут, как и в прежние времена, много. В иной день в отделение приходит по 70 — 80 писем. Причем не только со всего бывшего Союза, но также из разных уголков планеты. Из стран дальнего зарубежья их больше всего из Италии, Германии, США, Канады — оттуда, где по приглашению благотворительных фондов гостили местные ребятишки.
К двум часам дня мы с Ларисой Анатольевной успеваем обойти всю деревню Гурины. Ноги уже гудят, щедрое июньское солнце напекло в голову, но моя попутчица, похоже, не чувствует усталости. Шагает также бодро. Говорит, что привыкла. Очередь — за Криничным, где в одной из пятиэтажек живет с семьей она сама. В Криничном небольшая часть закрепленного участка, но местные жители тоже ждут своего почтальона. И до 16.00 — 17.00 она обычно управляется. Но в дни выплаты пенсий, подписной кампании рабочий день продолжается дольше обычного. Завтра люди начнут активнее выписывать газеты, делать покупки.
У жителей поселка тоже свои пристрастия. Спешим принести сканворды Нелли Дмитриевне Рудак и Валентине Александровне Филипковой. А семья Хильковых с нетерпением ждет таблиц с результатами розыгрышей лотерей «Суперлото» и «Ваше лото». Народ в обеих деревнях не только любознательный, но и азартный. Иногда случается, что повезет. Самый крупный выигрыш был минувшей зимой — 102 тысячи рублей, а в апреле повезло еще одному сельчанину, чей выигрыш составил
91 тысячу рублей. Люди здесь живут хорошие и хочется, чтобы маленькие и большие праздники у них случались чаще.
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать