“Скорой помощи” нужна помощь. Кадровая и экономическая
2700 0 23:14 / 24.01.2008
людей, поднимаемые на страницах печатных изданий, привлекают всегда особое внимание. В этом мы убедились в очередной раз, опубликовав в номере газеты за 16 апреля статью “Почему не пришла “скорая”?” и спустя несколько недель, 3 мая, отклики наших читателей под рубрикой “Резонанс”.
То, что эта сфера волнует очень многих, подтвердил, например, и недавний звонок нашей читательницы А. Г. Редьковой из г. п. Зябровка Гомельского района:
— Есть люди, которые жалуются на врачей, ругают “Скорую помощь”. А я могу сказать о ней только слова благодарности. В феврале мне стало очень плохо. Прихватило сердце, отекли легкие. Приехавший по вызову врач Юрий Романович Мороз буквально вытащил меня с того света. Огромное спасибо за спасенную жизнь!
Подобных слов благодарности можно привести очень много, ведь на счету врачей “скорой” действительно немало спасенных жизней. Словно пожарная служба, они готовы мчаться в любое время суток по экстренному вызову. Однако немало и нареканий. Как подтвердил заместитель главного врача Гомельской городской клинической больницы скорой медицинской помощи В. А. Козлов, еженедельно ему приходится рассматривать две-три претензии. Почему же возникают они и как предотвратить их?
В сознании людей прочно укрепилось: “скорая” должна немедленно мчаться по любому вызову. В принципе, так раньше и было. Однако экономическая ситуация заставила подходить к звонкам по 03 более дифференцированно: в дневное время менее сложные вызовы переадресовывать в поликлиники, шире использовать консультирование. У многих это вызвало недоумение.
Так, в резонансе на статью читателя газеты, представившегося Александром Кривцовым, говорилось о том, что ему было отказано в вызове “скорой”, хотя у жены упало давление до показаний 70/40. По его признанию, он получил очень хорошую консультацию от старшего врача смены И. П. Чайковой, и ее советы помогли. Но бригада все же не выехала.
По признанию врача-консультанта И. П. Чайковой, ей действительно нередко приходится давать во время дежурства консультации по телефону по поводу артериальной гипертензии. В таких случаях она подробно расспрашивает обо всех симптомах, предлагает спустя короткое время перезвонить опять, держит ситуацию под контролем. О консультации же по показаниям ниже 90/60 не может быть и речи: в таком случае “скорая” немедленно отправляется в путь. По всей вероятности, позвонивший в редакцию явно сгустил краски.
Слова консультанта подтвердил главный врач Гомельской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Николай Николаевич Кишко. Все поступающие звонки по 03 фиксируются на компьютере, и при прослушивании записи сигнала именно с такими низкими показателями давления не установлено, хотя обращений по поводу артериальной гипертензии поступает очень много. По наблюдениям Николая Николаевича, порой обращающиеся по 03 преувеличивают опасность, чтобы добиться обязательного выезда бригады. Это обнаруживается по приезде, но в ответ на замечания медиков нередко звучит грубость: “А вы обязаны!” До трех процентов вызовов вообще оказываются ложными. Или выясняется, что не существует дома по указанному адресу либо это просто чья-то глупая шутка. А три процента — это 18 вызовов: практически одна бригада в сутки дежурит вхолостую. В пересчете на деньги 450 миллионов рублей в год просто выбрасывается на ветер. И если в службе МЧС законодательством предусмотрено наказание за ложный вызов, в “скорой” об этом только мечтают. Есть лишь возможность привлечь к административной ответственности согласно ст.165 Кодекса об административных правонарушениях.
Как же помочь “скорой” стать действительно скорой и эффективной? Ответ на этот вопрос мы искали совместно с начальником отдела здравоохранения Гомельского горисполкома А. В. Зеленкевич, главным врачом Гомельской городской клинической больницы скорой медицинской помощи Н. Н. Кишко, его заместителями В. А. Козловым, Л. И. Швидлером, директором КУП “Автобаза скорой и медицинской помощи” А. Д. Калининым.
Безусловно, в службе скорой медицинской помощи отчетливо осознают, что она должна повышать свою эффективность, и делают для этого все возможное. Хотя возможности здесь очень и очень ограничены. Сегодня городская служба скорой помощи обладает центральной станцией по улице Пролетарской (одно из двух зданий уже многие годы нуждается в капитальном ремонте), шестью подстанциями — в Волотовском, Западном, Фестивальном, Новобелицком, Сельмашевском микрорайонах, г. п. Костюковка. Не так давно ей передан Гомельский район с 72-тысячным населением, однако при этом не выделено ни дополнительных финансов, ни штатов. Помимо этого, приходится оказывать срочную медицинскую помощь и части населения Лоевского района (1100 жителей). Радиус обслуживания впечатляет — 60 километров.
Благодаря внедрению в 2001 году АСУ СМП достигнута единая диспетчерская связь 03. Согласно социальным стандартам предусмотрена одна бригада “скорой помощи” на 12,5 тысячи населения. В течение четырех минут она должна выехать по экстренным показаниям и прибыть к больному через 15 минут, по неотложному вызову — в течение часа.
С 1 января текущего года на станции скорой медицинской помощи работает 40 круглосуточных бригад, из которых 11 специализированных — одна реанимационная, пять кардиологических, три педиатрических, две интенсивной терапии. Обеспеченность бригадами ниже норматива, согласно которому их должно быть 45. Вообще вопрос кадров — один из самых больных. Укомплектованность постоянными врачами составляет только 44 процента, с учетом совместителей (среди которых немало врачей узких специальностей) — 88 процентов. В 2003 году 25 врачебных ставок в связи с дефицитом специалистов заменены на фельдшерские. В настоящее время по нормативам должно быть 156 врачей, работает же лишь... 49. Причина? Непрестижный, неблагодарный труд. Конечно, среди занятых здесь большинство достойных, преданных делу специалистов, но немало и тех, кого уволили с прежнего места работы за дисциплинарные проступки, достаточно много случайных людей.
Для сравнения: в Гродно и Витебске на работу в службу скорой медицинской помощи сложно устроиться, ибо в этих областных центрах, имеющих давно свои медицинские вузы, нет дефицита кадров, есть возможность отбора, конкуренции. В Гомеле же, где тоже открыт свой медицинский вуз, за последние пять лет направлены сюда на работу только... четыре человека. Вряд ли такую ситуацию можно считать нормальной.
Это же можно сказать и о диспетчерской службе, на которую поступает тоже немало нареканий от обращающихся. Труд здесь достаточно напряженный, недаром и рабочий день сокращенный. К сожалению, ни в каком учебном заведении не готовят специалистов по данному профилю. Возможно, настало время подумать о подготовке их на курсах последипломного образования?
Конечно, руководство службы скорой медицинской помощи не занимается только констатацией этих фактов. Здесь стремятся, чтобы все работники постоянно повышали свою квалификацию на курсах, много внимания уделяют вопросам медицинской этики и деонтологии. Каждый поступивший сигнал тщательно расследуется, и ему дается соответствующая оценка.
Не менее острая проблема — обеспечение медицинским оборудованием. В последние три года активно обновляется машинный парк, хотя из 65 имеющихся машин у 25 процентов степень износа составляет 100 процентов. Но все же этот вопрос решается, чего нельзя сказать о так необходимых в работе портативных дыхательных аппаратах, дефибрилляторах, даже радиостанциях. Последние не закупались 30 лет. Уехала машина по вызову за 60 километров на Лоевщину и летит назад, вместо того, чтобы связаться по рации и, возможно, получить срочный вызов к нуждающимся в помощи и находящимся рядом.
Переходя же конкретно к вызовам по 03, следует заметить, что ежесуточно их поступает от 550 до 700. Но только 40 процентов из них — экстренная помощь, остальные 60 — неотложная. В связи с тем, что отмечается рост травматизма (в сутки фиксируется до 50 — 60 вызовов), намечено создание специализированной травматологической бригады. Налажены тесные контакты со службами МЧС и Гражданской обороны. С 2004 года функционирует бригада линейного контроля, наблюдающая за использованием машин по назначению, качеством и своевременностью оказания медицинской помощи.
Нельзя не заметить и еще один нюанс. Благодаря гуманитарным поставкам из-за рубежа сегодня многие лечебно-профилактические учреждения обзавелись автомобилями с аббревиатурой “реаномобиль”, по внешнему виду очень похожими на санитарный транспорт службы скорой помощи. Нередко, особенно при дорожно-транспортных происшествиях, население останавливает их, принимая за “скорую”. Чтобы не возникало недоразумений и превратного мнения о работе медиков, убежден Н. Н. Кишко, назрела необходимость провести инвентаризацию всего санитарного транспорта, находящегося на балансе ЛПУ. А жители должны четко знать, что все автомобили скорой медицинской помощи имеют надпись “Хуткая медыцынская дапамога”, эмблему, красные полосы.
На повышение эффективности работы скорой медицинской помощи направлено ужесточение не только к своей деятельности, но и к работе поликлиник. Нередко оттуда поступают вызовы на перевозку больного, который может добраться самостоятельно. Сегодня “скорая” оказывает подобные услуги только находящимся в нетранспортабельном состоянии, инвалидам, участникам Великой Отечественной войны.
Особая тема — возникновение конфликтов ”врач — пациент”. Это происходит в основном при общении со спецконтингентом — наркоманами, алкоголиками, бомжами, которые находятся в экспрессивном состоянии. Из 500 вызовов ежедневно 10 — 15 приходится на токсикоманов. Каждый из работников службы может рассказать, как приходилось подбирать пьяных, полузамерзших, в буквальном смысле слова приводить в более-менее пристойный вид. Нередко в “благодарность” за это оклемавшийся в токсикологическом отделении устраивает скандал и, подчистив холодильник с чужими продуктами, уходит по-английски. А недавно врач-реаниматолог подвергся нападению находившегося в стадии алкогольного опьянения пациента. Бывает и так, что, подобрав на улице пациента, бригада несколько часов возит по лечебным учреждениям, в которых его отказываются принять.
— Мы понимаем, — говорит Н. Н. Кишко, — что к нам возникает немало претензий, но хотелось бы видеть встречные шаги и со стороны тех, ради кого мы работаем. Позвонивший к нам должен четко объяснить, по какой причине вызывает бригаду: это острый сердечный приступ или просто стало плохо. Не поленитесь встретить бригаду у подъезда, ведь есть случаи, когда медики, не предупрежденные о том, что установлен домофон, полчаса ждут под дверью, пока кто-то откроет. А освещенность улиц, номерация домов! Я уже поднимал этот вопрос на сессии городского Совета депутатов. Подъездные пути в городе, в селах... Проблема — хронические больные, которые могут вызвать за ночь три-четыре раза, заявив “Мне скучно” или “У меня несвежий валидол, замените”. Итак, улучшение работы службы скорой медицинской помощи видится в решении кадрового вопроса, что позволит увеличить выход бригад на линию, в укреплении материально-технической базы, обеспечении необходимым медицинским оборудованием. И, конечно, в улучшении взаимоотношений между нами, медиками, и пациентами.
Согласно социальным нормативам предусмотрено 280 вызовов на 1000 жителей в год, и поэтому подход к поступающим сигналам по 03 будет осуществляться дифференцированно. Чтобы сократить число ложных, авторы их будут и дальше привлекаться к ответственности. Но, конечно, экстренная и неотложная помощь гарантирована всегда. В этом жители области могут быть уверены.
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать