Шипы и розы нынешнего рынка
1220 0 23:14 / 24.01.2008
Я бы в продавцы
пошел — пусть меня научат
Нас всегда занимал вопрос — почему на Центральном рынке Гомеля в мясных рядах стоят в основном одни и те же лица. И все говорят: “Свою телятину (поросятину) продаю…” Но по каким-то неуловимым приметам видно — не случайные это на базаре люди. Особое сомнение вызывает то, что один хозяин одновременно продает несколько, а то и больше десяти, свиных или телячьих туш... И, скорее всего, они не производители продукции, а ее перекупщики. Куда же деваются сами сельчане? Может, их не пускают на рынок, не дают мест и тем поддерживают сложившуюся цену? Это была первая цепочка, по которой пошло наше расследование.
Сначала мы отправились в мясные ряды. Информации не получили практически никакой. Тогда пошли другим путем — стали искать тех, кто, не являясь профессиональным торговцем в мясных рядах, пробовал себя в этой роли на “любительском” уровне.
Эту женщину знаем давно. Она жительница Добрушского района — дама молодая и решительная. Как-то решила сама повезти на рынок свинину, выращенную на собственном подворье, минуя посредников и перекупщиков. Вот к ней-то мы и обратились будто бы за советом, сказав, что собираемся продать излишки мяса, которые привезла деревенская родня. По ее словам, путь к прилавку сложным не был. А вот реализовать мясо за день — дело почти нереальное. А сдавать в “холодильник” — накладно. Поэтому в конце базарного дня ей пришлось буквально умолять перекупщиков взять подешевле остатки товара.
— А если сразу цену скинуть? – спрашиваем.
— Можете продавать как вам нравится. Только обычно это выглядит так, вроде бы у вас товар плохой.
— А никто не подойдет из соседей высказать претензии?
— Могут. А вы скажите — надо на поезд срочно. В общем, не бандитские разборки, а так, между собой разговоры. Но если хотите удачно продать — не говорите цену намного дешевле, чем у других — брать не будут. Лучше намекнуть — торг уместен… Важно заинтересовать покупателя — для этого существуют разные специальные “игры”.
Дальше узнали, чтобы продавать мясо нужны и документы, в частности справки от сельского ветеринара,
и официальные бумаги, подтверждающие, что ты имеешь свое хозяйство или что у твоих родителей оно есть. Когда на рынок приедешь — идешь в местную лабораторию со справкой, что товар “свой”. Там дадут соответствующее заключение. Без этой справки торговать тебе никто не даст. А прошел лабораторию — получай весы и иди, занимай свое место. Только попробуй получить его. Поэтому бывалые советуют — главное приехать пораньше. Хотя это не всегда гарантия успеха. Поэтому обычно сельчане, боясь реальных и мнимых проблем, предпочитают, несколько потеряв в деньгах, продать продукцию через посредников.
Отправляемся в деревню искать “мясной след”. В Новой Буде Гомельского района пришлось обойти немало дворов. Разговор о мясе местные восприняли с подозрением. Но, наконец, узнаем, что в деревне одна семья специализируется на скупке мяса и возит его на рынок. У “профессионалов” и транспорт есть. Они все ходы-выходы знают. И такая ситуация сложилась в большинстве деревень области, да, наверное, и не только там. Эти наблюдения подтверждают работники УБЭП. Мясные ряды сейчас заняли в основном профессиональные продавцы “частного” мяса.
Обнаружилась и еще одна дорожка, по которой уходит этот товар. “Непрофессионалы” продают излишки мяса соседям в деревне. Естественно, дешевле, чем на рынке. И с налоговиками не надо встречаться.
Кто сядет в кресло
директора?
За время подготовки нашего материала, вопросы, прямо или косвенно связанные с работой Центрального рынка, слушались на разных уровнях. Мы неоднократно пытались связаться с С. В. Марчуком, который в настоящее время не только выполняет функции заместителя председателя облпотребсоюза, но и исполняет обязанности директора Центрального рынка. В краткой беседе он сказал только о том, что нового руководителя такого сложного хозяйства (прежний осужден за взятки — прим. авторов) пока подбирают. Была попытка назначить одного человека, но тот уже на первых шагах показал, что не справится. А так как участок очень ответственный, трудно подыскать подходящую кандидатуру. Некоторые от подобного предложения отказываются. Неудивительно, рынок — точка, где переплетен целый клубок интересов, порой абсолютно противоположных. И в такой ситуации найти человека, который устраивал бы всех участников замкнутого рыночного круга, скорее всего, действительно трудно. По крайней мере и сам Сергей Васильевич не может конкретно сказать, когда и кто сядет в кресло директора.
А на рынке тем временем жизнь продолжается. На сегодня, по словам заместителя начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями областного управления внутренних дел майора милиции Михаила Маганюка, явных фактов злоупотреблений на Центральном рынке УБЭП не регистрирует. Указ Президента немного разрядил обстановку. Сейчас ограничена стоимость места, которую раньше можно было значительно менять, а значит, лоббировать интересы того или иного лица.
Если крупный нелегальный бизнес на рынке, и не только на Центральном, “прилегает” на дно, то другие нарушения продолжаются. Кстати, у УБЭП есть сведения, что порой отдельные контролеры на рынках берут платежи за торговые места себе
“в карман”. Но взять их с поличным пока не удается. Такие сигналы приходят с периодичностью два-три раза в месяц. И представители правоохранительных органов считают, если информация из разряда “слухов” — она постепенно уляжется. А если нет — уверены, недобросовестных контролеров рано или поздно возьмут.
В октябре прошлого года были установлены хищения денежных средств на авторынке “Осовцы”. Там выявлены факты изготовления талонов, которые не регистрировались в бухгалтерских документах. Их реализация осуществлялась “мимо кассы” рынка. Деньги шли в карманы отдельных лиц. Возбуждено несколько уголовных дел.
Берегитесь “тараканов”
Насколько известно, в девяностых годах на рынок простиралось влияние многих преступных сообществ, в том числе и самой крупной, недавно разоблаченной морозовской группировки, следствие по которой продолжается. Но есть и мелкие, почти недоказуемые, “междоусобные” разборки. Как-то пару лет назад знакомые продавцы на Центральном рынке ткнули пальцем в неприметного усатого хлопца: “Вот “таракан”. Он таким же товаром торгует, что и мы, но если просечет, что кто-то цену скинул — быстро подскочит и начнет покупателям наговаривать, что товар некачественный. А главное — он может “настучать” на любого в контролирующие органы”. Конечно, никто из индивидуальных предпринимателей и продавцов лишний раз с ними встречаться не хочет. Поэтому не хотят дразнить “тараканов”, коих, надо полагать, на рынке немало. И они тоже теневым способом влияют на ценообразование.
У поросят с огурчиками
левый путь к столу
На Центральном рынке стать “своим” трудно не только человеку, но и целой организации, например, колхозу или совхозу (будем их так называть по старинке). Каким путем идет на рынок продукция частных подворий, более-менее понятно. Но где же свинина государственных сельских предприятий? По крайней мере на рынке нет специальных ларьков, где бы продавали свою продукцию хозяйства. Мы увидели только мясную секцию коммунального сельскохозяйственного унитарного предприятия “Коминтерн” Буда-Кошелевского района. Вот что нам рассказал его директор Владимир Шевчук:
— Как это ни странно, но на Центральный рынок мы пробивались долго и трудно. Нынешней весной удалось это сделать, и то с помощью ответственного работника исполнительной власти. Но не думаю, что долго удержимся. Слишком много проблем ежедневно приходится решать. Нам проще будет реализовывать мясо в своем райцентре, что мы и делаем.
Руководители других хозяйств подобного разговора стараются избегать, иногда лишь отшучиваясь: “Мы не доросли пока до того, чтобы торговать на рынке”. Но юмор здесь неуместен. Нет оснований и для оптимизма. Неоднократно на областных селекторных совещаниях по сельскохозяйственным вопросам подчеркивалось, что на мясокомбинаты области хозяйства сдают только чуть более половины мяса в живом весе от всего объема реализации, а хозяйства некоторых районов и того меньше. А куда девается остальное? Реализуется через посреднические коммерческие структуры? Эти вопросы не только к руководителям агропромышленного сектора области. Вообще, надо сказать, с реализацией сельхозпродукции их возникает более чем достаточно. Речь идет не только о мясе, но и об овощах, особенно ранних, а также яблоках и другой плодово-ягодной продукции. Нам даже говорили, что к некоторым рынкам города конкуренты не допускали машины с более дешевыми ранними овощами. Чтобы показать это, отдельные руководители приглашали проехать под видом продавцов, на одной из машин, естественно, в сопровождении работника правоохранительных органов. Мы с удовольствием приняли это “предложение” и уже предвкушали эффектный эпизод в нашем расследовании, но в последний момент инициаторы пошли на попятную, сказав, что это — лишние и бесполезные хлопоты. Пусть, мол, занимаются те, кому по службе положено. А заниматься, действительно, есть чем.
Цены, как быки,
реагируют на красное
Вы заметили, что между ценами и любым красным днем календаря существует самая что ни на есть прямая связь. И чем “краснее” день — тем “круглее” ценники. Помните, к началу мая парниковые огурцы уже подешевели и продавались примерно по три с половиной тысячи рублей за килограмм. Да и ранние помидоры дешевели. Но накануне Радуницы внезапно ценовый столбик резко подскочил вверх почти до шести тысяч. В это время мы прошлись по разным рынкам и коммерческим ларькам города. Как сговорившись, все держали высокие цены. А в государственных магазинах внезапно, как по взмаху волшебной палочки, овощи исчезли.
Люди возмущались. Конечно, кто-то брал и дорогие огурцы, но некоторые потенциальные покупатели, ворча, отворачивались. Говорили: “Лучше мяса кусок или колбасы купить, чем такие деньжищи за овощи отдавать…” Поэтому немало товара осталось нераспроданным, теряя потребительские свойства. Естественно, продавцы не были в восторге от такой ситуации, но говорят: “Что мы можем сделать, раз так решил хозяин”. Кстати, во всем мире перед праздниками обычно принято устраивать распродажи и снижать цены, а не повышать их. У нас же срабатывают какие-то другие нелогичные и непонятные правила…
* * *
Конечно, это — далеко не полное исследование рыночных проблем. В ближайшее время в этой сфере грядут большие перемены. Недаром
С. В. Марчук отмечал в разговоре с нами, что на эту тему сегодня еще рано говорить. Вскоре вступят в силу многие нормативные акты, регламентирующие работу индивидуальных предпринимателей. В частности, они будут входить в советы, на плечи которых и ляжет решение самых сложных и спорных моментов, регулирующих работу рынка. Но, на наш взгляд, именно сейчас и важно обратить внимание на все, даже небольшие, нюансы, которые мешают нормальной работе, чтобы впоследствии они не превращались в крупные проблемы, а образно говоря, в шипы в букете рыночных роз.
Л. Погаркова,
С. Колюжный
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать