“Возвращение Александра Исачева”
1927 0 23:14 / 24.01.2008
Экспозиция, которую можно увидеть в светлогорской картинной галерее “Традиция” имени Германа Прянишникова, состоит из двадцати едва ли не самых известных картин Исачева. Здесь и рас-тиражированный многими периодическими изданиями, открытками, буклетами автопортрет художника. Вот таким сосредоточенно внимающим вечности оставил он нам себя. Красочное рыцарское одеяние только подчеркивает беззащитную искренность взгляда.
И вообще портретных воплощений тех, кто возвышал себя силой духа, Божьей милостью, в экспозиции немало. Например, Екклесиаст — проповедник, чьим именем названа одна из священных канонических книг Ветхого завета.
По-своему пронзительно точен и исачевский “Иисус”. Это отнюдь не повторение иконописного облика Христа. При всем своем стремлении постичь духовную сущность религиозных истин Исачев все-таки шел не к мифологии, а от нее к реальным образам. Одна из самых ярких его картин “Пророк” — не что иное, как великолепный портрет русского композитора и дирижера Игоря Стравинского, отец которого Федор Игнатьевич, знаменитый солист Мариинского театра и Киевской оперы, был из Речицкого района. Однако даже при почти полном сходстве художник сумел создать обобщенный образ Пророка — предсказателя будущего, назидателя и утешителя.
Александр искал и находил не только внешнюю, но и духовно образную перекличку времен. Он стал едва ли не первым советским художником, который силой удивительного таланта пытался соединить то, что было разорвано, казалось, навсегда. Он возрождал духовные традиции искусства. Впрочем, и сегодня еще можно услышать, что, выбрав академическую манеру письма, художник владел ею не совсем совершенно, что его религиозность была недостаточно ортодоксальной... Но все это, как мне уже приходилось писать, только эхо того непризнания, которое сопровождало Исачева на протяжении всей его короткой жизни.
Безусловной удачей стал и образ святого апостола Иакова. Кажется, всю горестную мудрость жизни сумел воплотить художник во взгляде этого апостола. “Вера без дел мертва”,— как будто говорит он нам своим взглядом.
Но, пожалуй, самым знаменитым произведением Исачева стал портрет апостола Петра (на снимке). Смотришь на него и понимаешь, почему на вопрос журнала “Искусство Ленинграда” “Ваши самые сильные впечатления в этом году?” многие ответили: “Глаза апостола Петра на картине Исачева”. Взгляд действительно завораживает. У него даже блеск живой, влажный... А сколько боли в нем! Именно таким и представляли того, кто за верность Иисусу был распят вниз головой. Не случайно именно эта картина и была похищена из галереи Михайлова. О том, как похитителя выявили, а картина заняла свое прежнее галерейное место, можно было бы написать детективную повесть.
Неповторимым мастером “гладкого письма” проявил себя Александр Исачев и в жанровых, насыщенных глубокой символикой картинах. Это “Аллегория искусств”, “Изгнание из рая”, “Благословение хлеба и вина”, “Магия”, “Что есть истина”. Ему уже тесно становилось в масштабах одной картины. Появлялись триптихи, которые тоже украшают собой светлогорскую экспозицию: “Владыка”, “Благословение”, “Входящая”...
Александр Исачев знал больше, чем знал, и умел больше, чем умел. Таково свойство истинного таланта. Он открывал законы искусства, которым его никто не успел научить.
— Саша был потрясающе работо-способен,— вспоминает петербург-ский коллекционер, покровитель художников Георгий Михайлов. — Я считаю это в нем чуть ли не главным. Художник, по моей концепции, существо биологическое. Есть некий ген, отвечающий за творчество. Саша не мог не рисовать. Это была для него такая же потребность, как пить и есть.
Выставки Исачева проходили в Ленинграде, Минске, Гомеле, Витебске, Речице. А затем — в Париже, Киеве, Берлине... Неполных 33 лет ему хватило для того, чтобы в учебнике истории Беларуси его имя значилось рядом с именем Шагала. Он первый белорусский художник, в честь которого открыта в Санкт-Петербурге именная галерея.
В Беларуси вроде бы смирились с тем, что картин Исачева у нас нет и быть уже не может. Георгий Николаевич с этим категорически не согласен. И действительно, время от времени на аукционах в Минске объявляются, казалось бы, навсегда утраченные произведения знаменитого речицкого художника. Да и в Санкт-Петербурге у Георгия Михайлова, кроме 100 живописных исачевских картин, есть еще около 1000 его графических работ. А 350 слайдов позволяют профессионалам воссоздать из каждого аутентичную картину на холсте в натуральную ее величину. Выставка именно таких работ Александра Исачева и экспонируется в нашей картинной галерее.
Изяслав КОТЛЯРОВ,
директор галереи
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать