Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Так ли беден рацион для ослабшего больного?

1361 0 23:14 / 24.01.2008
— Ты не смогла бы зайти за мной, проводить домой? — попросила подруга и соседка по подъезду, проходившая лечение в Гомельской городской клинической больнице №1, называемой многими просто сельмашевской. Явившись ровно к оговоренному времени, я прождала еще добрых полчаса, пока выздоровевшая разносила по палатам своих новых знакомых оставшиеся гостинцы из передач.
— Знаешь, устала отбиваться от родственников и друзей, — пожаловалась, шутя. — Каждый норовил то полкурицы с бульоном принести, то кусок сыра, то связку бананов, словно меня в голодный край сослали. Через пару дней я перестала ходить в больничную столовую, только иногда суп ела. Так что даже не могу оценить, вкусна или нет больничная пища.
Похожей историей поделилась и коллега. Ее сестра, очень домашняя девочка, попавшая в больницу, с первой минуты заявила: “Больничную пищу есть не буду: и посуда некрасивая, и запах не тот”. Пришлось родным установить своеобразное дежурство, носить по очереди привереде завтраки, обеды и ужины.
Так какова же на самом деле больничная пища? Решила выяснить это, ознакомившись с организацией питания в Лельчицком и Добрушском ТМО, нескольких гомельских городских и областной больницах.

Нужно покрутиться, чтобы
в норматив вложиться
Сложилось устойчивое мнение, что в больнице кормят невкусно, некалорийно. Но, что любопытно, в основном это утверждают люди, не принимавшие такую пищу лично.
Специалисты же советуют четко уяснить: больница — не санаторий, здесь не следует ждать такого же количества калорий. В медицинском учреждении питание входит в лечебный процесс и должно соответствовать определенным нормативам. Четко разработаны диетические столы. Правда, сумма, выделяемая на питание каждого больного, не так велика — 2,7 тысячи рублей. Диетсестра областной клинической больницы В. В. Захаренко призналась:
— Заставь меня в такую сумму вложиться дома, не знаю, что бы получилось. А здесь приходится крутиться.
— Естественно, — соглашается и заместитель главного врача областной клинической больницы А. Ф. Шукайлов, — средств не хватает. Поэтому и стоим постоянно перед дилеммой: купить продукты повкуснее или подешевле.
Заметим, как и другие организации, лечебные учреждения согласно положению должны все закупать по тендеру. Но если цены на медикаменты не так скачут, то с продуктами ситуация посложнее. Сегодня заключают тендер, вроде у этой организации приемлемые и стоимость, и качество, а через какое-то время цены взлетают вверх, и оказывается, что у других закупать было бы дешевле. Вот и приходится объясняться с контролирующими организациями, почему так “неэкономно” расходуются средства. Свои подводные камни и у лозунга поддержки местного производителя. Приобрели соки у жлобинчан, а детишки отказалась их употреблять: кислые. Отправили назад. Патриотичнее поддерживать свой гормолзавод, но Валентина Васильевна Захаренко заметила, что витебское масло даже с учетом доставки дешевле и, что не менее привлекательно, вкуснее. Местный же гормолзавод не только качеством иногда огорчает, но и поставки не раз срывал. Так что работе организаторов питания не позавидуешь: с утра это телефонный обзвон всех поставщиков, разрешение возникающих ситуаций... Только один пример: подписали договор с одним хозяйством на поставку птицы, а оно по производственным причинам не смогло обеспечивать ею в течение месяца. Срочно пришлось искать другого партнера.
Чтобы соответствовать нормативам, приходится соблюдать прямо-таки ювелирную точность, проявлять фантазию. Заметили, что больные не съедают первое блюдо, много идет в отходы — приняли решение, согласовав с горздравом, об уменьшении порции с 400 граммов до 300. А высвободившиеся таким образом средства направили на дополнительную закупку яиц, сыра. Вместо сосисок предпочитают колбасу “Докторскую”: цена вроде одинаковая, но колбаса идет охотнее.
Чтобы предотвратить жалобы и вовремя учесть все пожелания, во многих лечебных учреждениях ежеквартально проводят анонимное анкетирование среди пациентов. Недовольных практически нет. Например, в областной клинической больнице из 128 заполненных анкет только в одной была дана невысокая оценка пище. Кстати, ее автор — пациент гастроэнтерологического отделения. Что и неудивительно: чаще всего, замечено, жалуются на невкусную пищу те, кто страдает желудочно-кишечными заболеваниями и кому следует соблюдать строгую диету. Дома привыкли уплетать и лук, и масло. А при их болезнях это противопоказано. Но не всегда в этом удается убедить.
Чтобы разнообразить питание и обогатить рацион, в некоторых районных больницах разбили собственные небольшие теплички, где выращивают овощи. Некоторые даже консервируют помидоры и огурцы, которые зимой оказываются весьма кстати. В Лельчицах, например, работники ТМО с удовольствием помогают жильцам соседних домов в уборке урожая, а те, в свою очередь, делятся дарами садов с находящимися здесь на лечении.

А может, передачи взять
и отменить?
Признаться, до изучения этой темы даже не представляла, что подобный вопрос стоит так остро. Многие врачи считают, что съестные передачи от родственников неплохо бы отменить: “Иногда откроешь тумбочки, а там чего только нет!” Конечно, родственников и друзей можно понять: больному требуется усиленное питание, а в мозгах многих отложилось, что на казенных харчах не долго протянешь. Но следует четко различать понятия “вкусно” и “полезно”. И если больному после операции на желудке разумнее съесть предлагаемый в столовой паровой биточек, а он налегает на принесенную из дому жареную рыбку, а то и... консервы, то это просто преступление против собственного организма.
Нельзя сказать, что с подобными явлениями не ведут борьбу. Со всеми, особенно поступающими в гастроэнтерологическое отделение, проводят беседы, разъясняют необходимость соблюдения диеты. Но адекватно воспринимают все эти советы лишь десять процентов.

Каждый должен заниматься своим делом
— Александр Федорович, — задаю провокационный вопрос заместителю главного врача областной клинической больницы, — если родственники все равно несут продукты больным, может, взять и вообще отменить питание в таком объеме?
— Мы, начмеды, отвечающие за организацию питания в лечебных учреждениях, конечно, задумывались об этом, — не удивляется вопросу мой собеседник, — но одно дело в городских больницах, где родные и знакомые рядом. В нашей областной такой вариант неприемлем: ведь большинство пациентов из сельской местности. Кто сможет их поддерживать каждый день, соблюдать все требуемые нормы в питании? Кстати, деревенские жители менее привередливы, чем городские. От многих слышим: “Мы дома такого не ели, как у вас”.
Гомельчане сейчас с пристрастием присматриваются к развиваемой в Минске системе питания в больничных учреждениях “Витамин”. Ее суть — специализированный комбинат готовит согласно разработанным диетам питание для нескольких больниц, упаковывает по порциям. В каждом лечебном учреждении есть оборудование для разогрева пищи. Плюсы такого нововведения — проще маневрировать при заключении тендеров на закупку продуктов, соблюдать с точностью до грамма порционность. Легче решать вопрос с посудой — здесь она одноразовая. В наших же больницах сегодня используются не удовлетворяющие многих своей эстетичностью миски и тарелки из нержавеющей стали. Но другого выхода нет — посуда должна постоянно подвергаться специальной обработке в автоклавах при высокой температуре. Фарфоровые изделия не выдерживают, нуждаются в частой замене.
Правда, вариант организации питания “Витамин” не у всех пока вызывает восторг: одно дело — приготовить, другое — организовать доставку вовремя, установить в каждом отделении оборудование для разогрева пищи. Но сам принцип разделения функций довольно привлекателен, и в этом направлении идет поиск.
— За последние пять лет, — утверждает заведующая отделением больничной гигиены областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Л. С. Астапенко, — питание в больницах намного улучшилось, много сделано по обновлению холодильных установок, оборудования для приготовления пищи. Говорю об этом с убеждением, ибо ежеквартально подвергаем лабораторным исследованиям предлагаемые больным блюда на калорийность, на качество термической обработки, воды. Естественно, проверяем меню-раскладки. Если обратиться конкретно к цифрам, то из 278 блюд, исследованных совсем недавно на калорийность, нормативам не соответствовало только одно и то из-за превышения ее. Выдерживаются натуральные нормы по мясу, рыбе, крупам. Сложнее, конечно, с овощами и соками. Именно по ним чаще всего и возникают проблемы, которые следует решать.
А вообще все зависит от шеф-повара, от отношения к делу работников пищеблока. Лилия Станиславовна рассказала, что недавно лежала в Гомельской городской клинической больнице № 1. С удовольствием ела каши. Больничного питания вполне хватало. Главное, чтобы пациенты понимали, что питание входит в процесс лечения, и соответственно относились к этому.
Трудно не согласиться со сказанным.
Евгения МИРОНОВСКАЯ
Общество
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg