Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Дорога к внутреннему «я». Можно ли расслабиться и достичь гармонии в сенсорной комнате?

2994 0 15:55 / 23.04.2022
У каждого из нас есть эмоциональные травмы. У кого-то они проявляются меньше, у кого-то больше. По словам специалистов, лучшим решением для человека будет не зацикливаться на негативных мыслях, а постараться от них избавиться. Порою для этого достаточно с кем-то поговорить или побыть в тишине. Журналист «Гомельскай праўды» нашла место, где подросткам и взрослым можно достичь внутренней гармонии и расслабиться, – это сенсорная комната, открытая на базе студенческой научно-исследовательской лаборатории «Альянс» кафедры социальной и педагогической психологии ГГУ имени Ф. Скорины.

DSC04322.jpg
Старший преподаватель Елена Дробышевская рассказала, как анализировать то, что человек построил в «песочнице»

Поймать себя за мысли

На подходе к кабинету меня встретила старший преподаватель Анна Ярошевич и преду­предила: не стоит приходить на консультацию в возбужденном или излишне энергичном состоянии, иначе достичь желаемого релакса не получится. Нужно успокоиться и настроиться на эмоциональную разгрузку.

Помещение оказалось меньше, чем я предполагала. В небольшой аудитории со светонепроницаемыми шторами разместились стол, мягкий туннель, настенное зеркало, фибероптический душ, звездное небо и кресло-мешок для релаксации. Все это «оборудование» предназначено для того, чтобы помочь «пациенту» активировать центральную нервную систему и сосредоточиться.

Мне предложили пройти один из комплектов аудиовизуальной психокоррекционной программы «САНАТА». Всего их несколько: «Релаксон» направлен на устранение тревоги, напряженности, «Тонус» – на улучшение активности, продуктивности и работоспособности, «Статус» – на повышение уверенности в себе и социальной адаптивности, «Саната» – на профилактику соматических заболеваний.


К участию в небольшом сеансе-эксперименте захотел присоединиться и мой коллега – фотокорреспондент Иван. Мы выбрали программу «Статус», и Анна Сергеевна включила ее на ноутбуке. Заиграла рас­слабляющая музыка, на экране появился круг, края которого хао­тично двигались и меняли цвета. В центре него был куб, переливающийся разными оттенками. Время от времени он менялся на красивые картинки с изображением природы и дороги.

Благодаря визуальному и ауди­овоздействиям спустя несколько минут мы погрузились в свои мысли и стали обращать внимание на конкретную деталь картинок. Например, я замечала только дорогу, а Иван – окружающий ландшафт с горами и туманом.

Как позже объяснила Анна Ярошевич, то, что мы видели, зависело от нашего психоэмоционального состояния. Моя концентрация на дороге говорила о том, что я постоянно нахожусь в движении или думаю о какой-то глобальной цели, которую нужно достичь. Вместе с тем не замечаю окружающий мир и различные мелочи. Возможно, было бы полезно остановиться и, как говориться, насладиться моментом. Иван же акцентировал внимание на препятствиях на его дороге – ему не помешало бы больше задумываться о себе.


Далее нам предложили обсудить увиденное или продолжить медитацию у звездного неба. Мы решили поразмышлять о самих себе, параллельно наблюдая, как меняются цвета фибероптического душа.

Спустя час вышли из аудитории в легкой прострации. Полного расслабления не почувствовали, но было ощущение эмоционального спокойствия. Конечно, от одной консультации моментального эффекта ждать не стоило: все-таки терапия – это длительный процесс. Но первый сеанс однозначно оценили положительно.

Тактильные ощущения

Воспользоваться услугой сенсорной комнаты бесплатно могут студенты и преподаватели гомельского университета как в рамках учебных занятий, так и в ходе психологической консультации с преподавателями. В планах сделать услугу платной для населения. Все-таки сенсорных комнат, как и другого оборудования для эмоционально-психологической разгрузки взрослых в Гомеле пока еще нет. Такие помещения есть только для детей, но расположены они в учреждениях социального обслуживания.

– То, в каком русле будет протекать консультация, зависит от человека и цели, с которой он пришел: поговорить о проблемах или травматичных событиях, для медитации или побыть наедине с самим собой. Все упражнения так или иначе связаны с обсуждением, так что «клиенту» не придется одному анализировать полученный результат, – добавила Анна Сергеевна.


Если не хочется проводить час в полутемной комнате, есть другие варианты «познания внутреннего мира». В лаборатории «Альянса» есть оборудование для юнгианской песочной терапии, арт-терапии, предусмотрено несколько зон – одна для групповых занятий, другая – для индивидуальных бесед. Есть еще детский уголок, который предназначен для развивающих занятий с детьми, в том числе с особенностями психофизического развития.

Старший преподаватель кафедры Елена Дробышевская добавила, что среди студентов довольно популярна «песочница» – она позволяет на основе того, что рисует или строит человек, понять его мировосприятие и эмоциональное состояние. Часто к ней обращаются не только для того чтобы проработать какой-то внутренний конфликт, а для избавления от напряжения, тревоги. Особенно это полезно для ребят с высокой мотивацией обучения и завышенными ожиданиями.

Имею право

Консультации у преподавателей кафедры проходят как минимум три раза в неделю. В числе регулярных «пациентов» – иногородние студенты, которые ранее не имели опыта самостоятельной жизни, иностранные ребята, сталкивающиеся с трудностями социальной адаптации, а также люди, которые не могут мириться с мировоззрением, кардинально отличающимся от их собственного.

Чаще всего в лаборатории обсуждают конфликты с родителями, с самим собой (ощущение, что ты всем что-то должен), нарушение пищевого поведения, игнорирование потребностей, трудности в принятии решений. Извечными остаются проблемы с партнерами: предательство, измена, бытовая рутина.

– Подростки и студенты обращаются к преподавателям-психологам не за жалостью, а чтобы разрешить возникшие жизненные трудности, – рассказала заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Татьяна Шатюк. – Многие хотели бы прийти на консультацию, но их останавливает страх, что педагог может проговориться про сеанс другим студентам. А потом все станут коллегиально ее изучать и обсуждать. Хочу успокоить ребят: для нас всех первостепенна конфиденциальность – если вы приходите к нам, то мы работаем исключительно с вами и вашими проблемами.

Как показывает практика, молодежь сама стремится разобраться в себе и уже не считает зазорным обратиться к специалисту. Но преподаватели кафедры едины в своем убеждении: наилучший результат появится только тогда, когда человек сам настроен решить проблему, согласен работать над собой, искать пути решения, анализировать психологическое состояние, готов привнести позитивные изменения в свою жизнь. Невозможно прийти к психологу и ждать от него помощи, когда сам к ней не готов. 

Несколько фактов о СНИЛ «Альянс»

- создана в 1999 году, чтобы привлечь студентов к активному участию в научной, исследовательской, творческой, практической деятельности;

- занимается оказанием психологической помощи по запросу студентов, что помогает обрести психологическое здоровье, лучше учиться и стать хорошими специалистами;
 
- за продуктивную творческую работу трижды поощрена грантами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов;

- развивает более 20 социальных и волонтерских проектов, тематические клубы, организовала студенческий интегративный психологический театр;

- с 2018 по 2021 год опубликовала 1321 научную статью, внедрила в образовательный процесс 102 разработки, завоевала 296 дипломов в различных конкурсах.











Фото Ивана Кузменкова
Общество


20240419_091146.jpg
Гомельский химический завод_учеба.jpg
Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать