Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


ЖЭСтокий романс с нелирическими монологами

1316 0 23:14 / 24.01.2008
Как часто мы восклицаем: “И куда смотрит ЖЭУ?” Когда разгоняем собак, облюбовавших детскую песочницу, или обнаруживаем лужи в (и без того неуютном и обшарпанном) подъезде после ливня, пробившего дряхлую кровлю, или застываем с ведром бытовых отходов перед переполненными контейнерами. А в самом деле, куда смотрит ЖЭУ? Что вправе требовать от него мы и в свою очередь от нас родное домоуправление?
На ЖЭУ № 4, что по улице Ирининской областного центра, мой выбор пал не случайно. Участок, протянувшийся от улиц Жарковского и Ирининской до завода измерительных приборов, вполне может соперничать по территории с небольшим районным центром. В сферу домоуправления входит 91 дом, включающий 256 подъездов с 4,5 тысячи квартир. Впечатляет? И руководит этим огромным хозяйством невысокая хрупкая женщина Лариса Николаевна Науменко.
В первую минуту, признаюсь, не без изумления заметила:
— Лариса Николаевна, на вашем месте, наверное, внушительнее смотрелся бы мужчина...
— А я этот пост смелее доверяла бы женщинам: у них, мне кажется, побольше терпения, дипломатичности, чтобы выдержать все “прелести” такого непростого труда. Ведь нередко за день тратишь больше нервов на убеждения, разъяснения, чем прикладываешь каких-то физических усилий. И еще: без жизненного опыта, каким бы энтузиазмом ни обладал начальник ЖЭУ, здесь тоже не справиться.
Проведя несколько часов с Л. Н. Науменко в ЖЭУ, не раз убедилась в верности этих слов.

Неплатежи —
это наши дырявые крыши
Так совпало, что в этот день в администрации Центрального района прошло совещание по тревожному вопросу — росту неплатежей за коммунальные услуги среди населения. ЖЭУ № 4 оказалось здесь печальным лидером — жильцы участка задолжали в бюджет 66 миллионов рублей. Некоторые собственники квартир не расплачиваются по... 60 месяцев.
С одной из гомельчанок, попавших в эту статистику, Валентиной Петровной, удалось побеседовать в кабинете домоуправа. Ситуация здесь, правда, не совсем типичная. Женщина одна воспитывает двоих детей — 16 и 11 лет. Живут втроем в “двушке” на ее небольшую зарплату да пособие и пенсию за погибшего мужа. Помочь некому. Долг за коммунальные услуги свыше 400 тысяч рублей. Из-за этого растет пеня, потому и полагающуюся семье субсидию оформить женщина не может.
Какой выход в подобных ситуациях? Известно, что иногда начальники ЖЭУ, чтобы заставить жильцов расплачиваться вовремя, даже отказывают в выдаче необходимых справок.
— Лично я на такой шаг пойти не могу, — признается Лариса Николаевна. — Стремлюсь вникнуть в ситуацию. Ну в чем виноваты дети, которым, скажем, нужна справка для выезда за границу на оздоровление, а родители не платят за коммунальные услуги? Наказать ребенка за провинность матери или отца? Вот и у Валентины Петровны недавно дочь побывала за рубежом. Семья, принимавшая девочку, подарила ей 50 евро. Переведя их в белорусские рубли, мать погасила часть долга. Будем надеяться, что ситуация здесь все же разрешится. Но давайте посчитаем: суммы, которую должна внести эта женщина, нам хватило бы на покупку машины асфальта для ремонта кровли. И сколько подобных ситуаций! Приведу одну цифру: сегодня только в Центральном районе 120 домов, у которых упущены сроки постановки на капитальный ремонт. И все из-за нехватки средств.
Однако идти на непопулярные методы, чтобы улучшить ситуацию с неплатежами, все же приходится. Если не действуют напоминания, предписания, оформление документов в суд, прибегают к отключению воды, света. Но есть и обратная сторона подобных шагов.
Работники ЖЭУ говорят об этом прямо:
— В ЖЭУ не предусмотрены охранники. Помещение открыто до восьми часов вечера. Сегодня отключишь воду злостному неплательщику, а завтра он может ворваться сюда разъяренный, с костылем или палкой, и ударить. Во всех же бедах, по их логике, виноват домоуправ. Такие случаи уже, к сожалению, были. Увы, мы не чувствуем себя в этом плане защищенными.
Ускорить решение проблемы с неплательщиками, полагает Л. Н. Науменко, помогло бы создание системы, при которой им можно было бы предоставить менее комфортное жилье. Но здесь нужна соответствующая законодательная база. За время работы начальником ЖЭУ, а это уже полтора года, из неоплачиваемых квартир не выселена ни одна семья. Половина из не рассчитывающихся своевременно за полученные услуги — просто незаконопослушные граждане: например, уехали в отпуск, забыв расплатиться, или просто не находят времени забежать в отделение связи.
— А почему бы, — бросает идею Лариса Николаевна, — не запустить телевизионную рекламу о выселении неплательщиков? Помните ролик о расточительном использовании воды: сначала исчезает печенье, затем чашки, чайник? Надо и такие средства воздействия использовать.

Хочется получать,
но жалко отдавать
На сегодняшний день в областном центре приватизировано более 70 процентов жилья. Но многие собственники квартир сохранили прежнюю психологию, не желая понимать, что отныне за многое приходится расплачиваться из собственного кошелька. Вот и во время беседы с начальником ЖЭУ поступило несколько звонков с требованием выполнить ту или иную работу в квартире, с неизменным: “Вы должны!” Поэтому Лариса Николаевна, как и ее коллеги, всегда держит под руками Жилищный кодекс Республики Беларусь, в котором четко определены функции домоуправлений и обязанности жильцов. К сожалению, многие не знают своих прав и обязанностей. Не изучают пока этот важный документ и в школах, высших учебных заведениях. Пока нигде не учат и правилам совместного проживания. В итоге из-за одного-двух нерадивых жильцов нередко страдает весь подъезд. У кого-то взорвались банки с огурцами, которые летят в унитаз, забивая канализацию и нанося ущерб соседям снизу. Кто-то, устанавливая антенну для приема кабельного телевидения, повреждает кровлю. Разрешение подобных вопросов — обыкновенные будни ЖЭУ. И чтобы уменьшить поток жалоб, здесь проводят профилактическую работу, а то и просто своеобразный ликбез с жильцами. Кстати, что приятно удивило, не только на коммунальные темы.
В центре города проживает немало одиноких, престарелых людей, нуждающихся в помощи. Связывают их с благотворительными обществами, стараются оказать поддержку.
Взяв курс на благоустройство подъездов и мобилизовав жильцов, в прошлом году установили домофоны или двери с кодовыми замками в 28-ми. Определена очередь на ремонт подъездов.
— Мне кажется, неплохо бы в ЖЭУ внедрить так называемые накопительные данные по каждому дому, как это делается в строительстве, где я раньше работала, — говорит Лариса Николаевна. — Часто жильцы спрашивают: “Мы деньги на капремонт каждый месяц вносим, а что от этого имеем?” Все поступающие средства аккумулируются на счете администрации района. А ведь если по каждому дому составить четкую картину: сколько денег внесено жильцами в виде платы за такой-то период и сколько сделано для них коммунальными службами, разговор можно было бы вести более аргументированно. Жильцов нужно убеждать конкретными цифрами и примерами.

Жалобы не только
огорчают, но и помогают
С введением в каждой организации книги замечаний и предложений возросло количество обращений граждан. Домоуправления в этом плане не исключение. В день моего визита в ЖЭУ как раз шла работа над подготовкой ответов. Правда, Л. Н. Науменко не особенно любит слово “жалоба”.
— Я не хотела бы считать поступающие к нам письма жалобами, — рассуждает она. — Мы называем их заявлениями и воспринимаем как доверие к нам. Ведь если человек написал в домоуправление, значит, в глубине души верит нам и считает, что сможем ему помочь. Вообще начальник ЖЭУ не должен жалеть своего времени на общение — и по телефону, и непосредственно в кабинете. Хотя режимом работы и определен день приема по личным вопросам, но у меня для жильцов всегда “зеленый свет”. Особенно приятно, когда приходят с интересными предложениями, подсказками. Как не пойти навстречу, когда видишь искреннее стремление сделать нашу жизнь комфортнее?
Такой приятный момент был совсем недавно. Обратилась женщина, которая собиралась выдавать дочь замуж. Но в обшарпанный подъезд, призналась, гостей приглашать стыдно. По графику же ремонт предстоял не скоро. Вместе пришли к соглашению, что неплохо бы мобилизовать соседей на сбор денег для краски, а ремонт в подъезде сделает ЖЭУ. Мать невесты организовала жильцов.
А позже в книге замечаний и предложений домоуправления появилась ее благодарность работникам, откликнувшимся на предложение.
Не менее острая головная боль ЖЭУ — содержание в доме собак. До всех жильцов доведено: четвероногие друзья человека должны быть обязательно зарегистрированы, а при выгуле находиться в намордниках и на поводке. Но эти простые истины уяснены далеко не всеми. Вот и копаются нередко шарики и бобики в детских песочницах. Хотя, справедливости ради, надо сказать, что на огромном участке ЖЭУ не предусмотрены площадки для выгула, и эту проблему не решить без помощи районных и городских властей.
Принимая участок, призналась
Л. Н. Науменко, даже и не подозревала, что ЖЭУ должно быть компетентно во многих вопросах. Убедилась на личном опыте, что успех возможен, если коммунальным службам и жильцам удается услышать друг друга. Только тогда взаимным претензиям нет места.

За это отвечают ЖЭУ
Как часто и какие работы должны выполнять в наших домах, дворах
и подъездах жилищно-эксплуатационные службы

lДом
Осмотр дома должен проходить два раза в год — весной, после того, как растает снег, и осенью, перед наступлением холодов. Специалисты обязаны обследовать конструкции здания, чердаки и подвалы, дворы, газопроводы и т. д. На основании этих осмотров планируется ремонт. Если обнаружены угрожающие жизни дефекты, их обязаны устранить незамедлительно. А если сделать сразу невозможно, должны приниматься меры по обеспечению безопасной эксплуатации. После ливней, ураганных ветров, обильных снегопадов и других стихийных происшествий предусмотрены внеплановые осмотры. Узнать даты и результаты их можно в своем ЖЭУ.

lПерила и подоконники
В перечне “работ, выполняемых при уборке лестничных клеток”, есть даже “обметание пыли с потолков”. Это должны делать два раза в год. Куда чаще обязаны протирать подоконники, оконные решетки, перила и чердачные лестницы — раз в месяц. Красить перила надо каждые пять-шесть лет.

lДверь в подъезд
Красить дверь в подъезд, по нормам, надо не реже чем через шесть лет. Пружины на входных дверях должны снимать к весенне-летнему периоду и возвращать на место к зимнему. Это, конечно, в том случае, если в подъезде до сих пор нет кодовой железной двери или домофона.

lВход в подъезд
Чистить металлическую решетку у подъезда дворник должен не реже раза в неделю.

lПочтовые ящики
“Влажную протирку” почтовых ящиков обязаны проводить раз в месяц.

lЧердак
Пылеуборка и дезинфекция чердачного помещения должны производиться не реже одного раза в год.
lОкна
В подъезде окна должны мыть два раза в год.

lШкафы для электросчетчиков
Шкафы для электросчетчиков должны протираться раз в месяц.

lЛестничные площадки
По нормам и правилам, до третьего этажа их должны подметать каждый день, причем влажным веником. Правильно процедура называется влажное подметание. Выше третьего этажа площадки обязаны убирать три раза в неделю. Это если в доме нет лифта. Когда он есть, но нет мусоропровода, достаточно подметать один раз в неделю. Если есть и лифт, и мусоропровод — два раза. Мыть лестничные площадки и марши должны два раза в месяц. Лишь в домах, где есть лифт, но нет мусоропровода, достаточно одного раза в месяц.

lМусорные бачки
Влажное подметание мест перед загрузочными камерами мусоропровода (между этажами) должно проводиться каждый день. Ежедневно дворник также обязан подметать места, где стоят бачки для мусора. Ремонтировать мусоропроводы по нормам следует раз в пять лет. А проводить капремонт — раз в 10 лет. Вывозить бытовые отходы должны не реже одного раза в три дня, если температура воздуха не выше 14 градусов тепла. А если она выше этой отметки, то вывозить мусор обязаны каждый день.

lПодъезд
По заявкам жильцов (в том числе и телефонным) и по мере необходимости в подъездах обязаны заменять перегоревшие лампочки в местах общего пользования (то есть на площадках и лестницах) менять и ремонтировать розетки и выключатели, проводить мелкий ремонт электропроводки. Плафоны должны протираться два раза в год.

lДвор
К весенне-летнему периоду во дворе должны отремонтировать детские и спортивные площадки, просевшие отмостки, тротуары и пешеходные дорожки. И даже укрепить флагодержатели.
Евгения МИРОНОВСКАЯ
Общество
3_НПЗ.jpg

Белпродукт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
3_НПЗ.jpg