Гомельчанка Надежда Хименкова 13 лет назад создала областное благотворительное общественное объединение «Искорка». Потом вышла на заслуженный отдых, но продолжила помогать нуждающимся, доказывая, что в волонтерстве «серебряного» возраста множество плюсов.
Надежда Хименкова: "Старость меня дома не застанет".
– Надежда Владимировна, как возникла мысль организовать благотворительное объединение?
– Очень хотелось помогать. Не понаслышке знаю, что такое многодетная семья и как порой бывает тяжело. Родом из Петриковского района, нас у мамы было восемь. Я – самая старшая, так что активно помогала «гадаваць» братьев и сестер. С 18 лет живу в Гомеле. В 25 лет овдовела, осталась одна с двухмесячным младенцем на руках. Несладко пришлось, но жизнь закалила. Окончила Гомельское медучилище, работала медсестрой в областной поликлинике. Второй раз вышла замуж, родила еще троих деток. Я очень счастлива и довольна своей жизнью. Главное, не терять оптимизма и не хандрить. Это и пытаюсь донести людям.
– Кому именно вы помогаете?
– Сегодня на учете в «Искорке» более 200 семей из 12 районов области. Инвалиды, опекунские и приемные семьи, многодетные. Об обществе узнают в основном благодаря сарафанному радио или через наш сайт, который сделал для меня сын-программист. Люди приходят со своими проблемами и нуждами. Почему наше объединение областное? Потому что считаю, что у семей из крупного города больше шансов найти волонтерскую помощь, а на селе людям тяжелее, их очень хочется поддержать. Наверное, поэтому и название у нас такое – «Искорка». От нее должно разгореться пламя, везде и всюду распространяя тепло и доброту.
– В чем сегодня нуждаются люди?
– Вы знаете, в Петриковском районе живет многодетная семья, приезжаешь к ним и видишь – помощь нужна. Элементарный пример – капли в нос. Они в аптеке семь рублей стоят, а у мамы пять детей – осенью все с насморком. Разве хватит им одного флакона? Мы сотрудничаем с производителями медпрепаратов. Получили капли, я обзвонила мамочек, они пришли и забрали по одной-две упаковки. Пусть небольшая, но экономия для семейного бюджета. Или же производители трикотажных изделий поставляют свою продукцию. Пусть она немного с браком, где-то малюсенькая дырочка, где-то шов неровный. Мамочки зашьют, и будут детки носить с удовольствием.
Помогают нам производители детского питания и обоев, сельхозпредприятия… Всех не перечислить. Вот недавно мы два дня провели в колхозе, ездили за картошкой. Нам ее отдают безвозмездно, но нужно самим приехать, наложить в сетки, привезти в Гомель и раздать нуждающимся. Я нашла пять легковых машин, нашла желающих помочь (все члены нашего объединения), заправила транспорт и поехали. Конечно, тем, кто поработал физически, досталось больше картофеля, другим нуждающимся – меньше. Но хочу сказать, когда обзваниваю семьи и прошу помочь погрузить-разгрузить что-нибудь, никто не отказывает. Есть семьи, на которые я всегда могу положиться.
– Легко ли находить спонсоров?
– Тяжело, сейчас у всех время непростое. Многие организации помогали годами, а теперь не могут. Иногда напишу руководителю – нет ответа, позвоню в приемную – ваше обращение на рассмотрении. И так целый год. Тяжело работать с теми, кто при встрече говорит «да», а потом пропадает. Но если не стучать, никто не откроет. Иногда звоню, прошу, а мне в ответ: можем помочь, но совсем малость. Так спасибо и на этом! Даст Бог, в следующем году у этого предприятия дела пойдут лучше и нас поддержат в большем объеме. Поэтому каждый день сажусь за компьютер, ищу новых спонсоров. Проверяю организацию по картотеке: действующая или на грани банкротства. Поймите, ведь почтовый конверт тоже денег стоит, жалко и бумагу переводить. В этом году я отправила уже 280 писем. Примерно треть респондентов откликнулась. Помощь деньгами не беру. Судите сами. Благотворители положат деньги в банк – с них возьмут процент. Я сниму средства – с меня возьмут процент. Казалось бы, мелочь, но на эти копеечки можно что-то купить для нуждающейся семьи. Поэтому прошу оказать помощь конкретную – прописываю список необходимого.
– Работаете только с организациями? Или физические лица тоже могут поучаствовать в благотворительности в «Искорке»?
– Принимаем помощь от каждого. Люди отдают вещи б/у в хорошем состоянии, мебель. Собрали, позвонили, я приехала и забрала. Или же просто свела дарителя и нуждающегося. И все довольны. Недавно так пристроили диван. Он уехал в социальное жилье, которое получил сирота. Очень быстро разбирают детские вещи.
– Поддерживают ли родственники и друзья вашу деятельность?
– Конечно, дети помогают волонтерить. До этого года верным помощником в благотворительных делах был муж, всюду возил меня. Но он не прошел медкомиссию и теперь ездить на автомобиле не может. А на транспорт уходит много ресурсов. Например, аренда грузовой машины в Минск – как минимум 400 рублей. Поэтому ищем того, кто соглашается помочь, и мы оплачиваем только бензин. Мои дети часто говорят: «Мама, остановись. Ты на пенсии. Отдыхай!» И всегда припоминают мне мои же слова. Я говорила, что когда выйду на пенсию, буду сидеть на лавочке и семечки щелкать. Теперь дети смеются и спрашивают, где же этот пакет с семечками?
– Вы считаете объединение своей работой или неким хобби, отдушиной?
– Наверное, в первую очередь это работа. Потому что в «Искорку» нужно вкладывать силы: каждый день, зачастую и в вечернее время, и в выходные. Немного выбивает из колеи бумажная работа: надо оформлять двусторонний договор, товарные накладные, отчет по распределению – кому и в каком объеме отдала вещи. Но это важные документы, и хорошо, что есть помощница Светлана Руденок, которая со мной с самого начала, занимается бухгалтерскими делами. Каждый год отчитываемся перед юстицией. По уставу члены организации ежегодно сдают взносы: я же должна показать, куда мы их тратим. А эти деньги уходят на аренду двухэтажного железного гаража – 350 рублей в месяц. Именно там мы складируем вещи перед тем, как раздать нуждающимся. В гараже нет отопления, зато аренда обходится намного дешевле, чем красивый и комфортный офис. По уставу объединения и мне положена зарплата, но ее просто не из чего брать. То бумагу нужно купить, то конверты... Ничего не остается. Я ничуть не жалею, что создала эту организацию – все же нельзя ее воспринимать лишь как работу. Одновременно это и мое детище. Пока есть силы, буду помогать. Во-первых, чувствую себя нужной. Во-вторых, это интересно. Мне встречаются хорошие люди, на моих глазах выросло целое поколение детей. В-третьих, я забываю обо всех своих болячках.
– На собственных внуков времени хватает?
– Конечно. Они приезжают ко мне, я дарю подарки, мы общаемся, но заниматься ими мне некогда. Своих детей вырастила, теперь пусть они своих растят. Внуки мои замечательные. Считаю, что в семье должно расти как минимум двое деток, которых нужно приучать к волонтерству с малых лет. А еще в доме обязательно должен быть котенок. Если ребенок его принимает, заботится, то и к людям будет относиться хорошо. По моему мнению, это первый признак доброты. У моих детей всегда были животные: собаки, коты, ежи, кролики. Ребята приносили их в дом, никого не выбрасывали на улицу. Считала, пусть нянчатся. Да, бывали в моей жизни тяжелые времена. Зато сейчас на все праздники к нам приезжают дети со своими семьями – и я самая счастливая.
– По благотворительным делам вы объездили, наверное, всю Беларусь?
– Да, дети говорят, что я лягушка-путешественница. Но это такое удовольствие! Какие в нашей стране удивительные места. Я очень люблю фотографировать. На телефоне множество снимков, не передать словами какой красоты. К тому же привыкла постоянно быть в движении. Когда есть какая-то цель, некогда стареть. Одна знакомая мне говорит: ты просто не сидела дома, вот занималась бы внуками. А я уверена, что внукам сейчас неинтересно с бабушками, уже время не то. Вот я и путешествую, поддерживаю нуждающихся.
– Знаю, что вы не только помогаете вещами, но и организовываете мероприятия. Что это дает?
– Ко Дню матери подготовили концерт для мам, чтобы они отвлеклись от повседневных дел. Отработала мама, пришла домой, а там стирка, готовка, глажка, уроки… И если она воспитывает ребенка-инвалида, это превращается в круглосуточную работу. А ведь есть многодетные семьи, где два ребенка болеют. Смотришь на этих деток и думаешь, почему же они не такие, как все? Хочется их видеть здоровыми, красивыми. И пусть у нас скромные подарки – но это же знак внимания! Календари-домики от спонсоров плюс пара женских колготок. Мелочь, а приятно. Еще хочу сказать важную вещь: людям не всегда нужна материальная помощь, сейчас как никогда важна моральная поддержка. Кто-то звонит, я сразу откладываю свои дела – поговорим, и на душе им легче.