Небольшой лесной массив к западу от деревни Марьино Добрушского района в минувшие выходные напоминал растревоженный муравейник. Десятки мужчин, преимущественно в камуфляжной форме, едва успев поставить палатки и центральный шатер, поспешили взять в руки металлоискатели и отправились «в поле». Слишком долго они ждали момента, когда обстоятельства сложатся благоприятно для организации Вахты памяти на месте, где в августе 1941 года подразделения 21-й армии пытались сдержать натиск фашистов.
Словами очевидцев
– Сохранилось достаточно много архивных документов и воспоминаний выживших бойцов о событиях на так называемых Марьинских высотах, – рассказывает председатель совета областного общественного объединения «Ніколі не забудзем» Николай Басенков. – Из них достоверно известно о гибели здесь сотен красноармейцев.
Командир саперной роты 1010-го стрелкового полка Иван Полищук после войны вспоминал, что в сражении за высоты полк потерял около 500 человек. От взрыва снаряда, попавшего в окоп, погибло целое отделение саперов. Их тела завалило землей. Выжившие при всем желании не могли похоронить их, как и сотни других погибших, в том числе и командира полка.
В 1971 году Иван Полищук посетил деревню Марьино. Узнал от местных жителей, что после боя немцы на сельской площади закопали более 200 своих солдат и офицеров. По приказу коменданта деревенские женщины собирали тела убитых советских воинов и многих хоронили на месте их гибели. Уже после войны, когда начали пахать и засевать бывшее поле боя, собирали трупы наших воинов и хоронили их в братской могиле безвестными.
К слову, Иван Полищук отличился как раз в том двухдневном бою. К вечеру 18 августа от группы саперов в строю остались лишь два человека – лейтенант Иван Полищук и сержант Николай Гуляев, житель города Холм-Жирковский на Смоленщине. Когда на их окоп, находящийся на высотке, пошли гитлеровцы, первым открыл огонь из винтовки лейтенант – в училище он считался одним из лучших стрелков. За ним начал стрелять Гуляев. Неравный бой закончился победой двух советских воинов – они уничтожили 18 гитлеровцев, остальные отошли. Командир полка объявил Полищуку и Гуляеву благодарность и представил их к награде. На следующий день остатки 1010-го полка стали отступать под натиском превосходящих сил противника, а 24 августа Иван Полищук был тяжело ранен и выбыл из своей части...
Поиск
Карта, датированная 1941 годом, отрывки воспоминаний бойцов, стенограмма телефонного разговора полковника Сандалова с представителем штаба генерал-майора Василевского полковником Орловым позволяют четко представить картину боя. В тот день на позиции красноармейцев наступал полк немецкой пехоты и полк конницы при поддержке танков. Значит, все поле должно быть усеяно воронками. На нем и начинаем поиск. Тем более, позиции красноармейцев, указанные на картах, давно заросли лесом.
Принятое решение оказывается верным. Уже спустя несколько минут прибор выдает пронзительную трель. Останки двух бойцов обнаруживаем на небольшой глубине.
– Воронка, – по характеру слоя земли определяет Николай Басенков. – Видно, женщинам и правду не под силу было собрать погибших в одном месте. Хоронили там, где нашли.
В другом раскопе – еще один красноармеец. Картина схожая: воронка, небольшая глубина. Поисковики обнаруживают перочинный нож и нечто, похожее на смертный медальон. Но надежды на восстановление имени героя вскоре исчезают, находка повреждена временем.
Поднятием бойцов руководит представитель 52-го отдельного специализированного поискового батальона Вооруженных Сил Беларуси. Это обычная и необходимая практика. На месте раскопок часто встречаются не только личные вещи бойцов, но и оружие, боеприпасы. Но не в этот раз.
До обеда в субботу успеваем найти еще четыре места захоронения. Подъем откладываем на несколько часов – в лагерь поисковиков приехала делегация учеников СШ № 1 Добруша. Необходимо провести с ними урок памяти, рассказать о событиях более чем 80-летней давности, деятельности объединения. Затем – совместное чаепитие и выход в поле.
Альтруисты
О членах поискового объединения можно писать книгу. Причем, о каждом из них. Рабочие и пенсионеры, офицеры в отставке, служащие – жители Добруша, Гомеля, Речицы, Жлобина, Светлогорска, Паричей. Они находят время не только для работы в архивах, но и для полевых выходов, участия в Вахтах памяти. У каждого – личные мотивы и личный список поднятых бойцов.
К примеру, один из самых молодых членов объединения Павел Безручко лично два года назад поднял бойца – уроженца Новозыбковского района. По бумажной записке было установлено его имя и найдена родственница в Российской Федерации, куда и передали останки воина.
Не менее интересны и приехавшие под Марьино представители Брянского регионального общественного движения военно-патриотических и поисковых организаций «Отечество» Андрей Жижин и Александр Фокин. Они частые гости добрушан и верные соратники. История, произошедшая в лагере поисковиков, как нельзя лучше характеризует российских гостей. Выходя из машины, Андрей Жижин подвернул ногу (позже врачи поставили диагноз «перелом»), но остался в строю. Из ствола молодого ореха сделал костыль и продолжил поиск.
– Занимаюсь этим делом более 10 лет, – поделился он. – В активе нашей организации – тысячи поднятых бойцов на Гомельщине, в Орловской, Калужской, Брянской областях России. Неважно, где лежат погибшие. Наша цель – найти каждого.
Уже в лагере работа кипит до поздней ночи. Споры, предположения, замечания, составление планов на следующий день. И, конечно, живое общение. Атмосфера более чем семейная: на огне что-то кипит в казанах, бесперерывно греется настоящий русский самовар. Утром одни отряды отправляются на поиск, другие закапывают ямы. Поле после завершения работ должно остаться практически нетронутым...
Международная вахта памяти – 2022 завершена. Отработано шесть неучтенных мест захоронения. Подняты останки семи бойцов. В скором времени их перезахоронят рядом с однополчанами. К сожалению, безымянными…