Миллион в мусорной корзине
1552 0 23:14 / 24.01.2008
в бытовом мусоре 25 процентов бумаги, 23 процента пищевых отходов,
5 — текстиля, 4,5 — стекла,
4 — резины и кожи, столько же пластика.
Но, чтобы все это богатство пошло во вторичную переработку, нужны немалые средства и усилия. В последнее время в этих целях стал практиковаться так называемый раздельный сбор мусора, но не так просто он приживается у горожан. В Польше, например, начали внедрять этот опыт раньше, а “сдвинуть воз” с места удалось только после вступления ее в Евросоюз, чтобы соответствовать его требованиям. А вот законопослушные и практичные германские поданные воспитывают своих непослушных граждан простым и традиционным для немцев путем — штрафами, для чего чуть ли не в каждом подъезде посадили контролеров, следящих за раздельным сбором мусора. Используют здесь и другой экономический рычаг. Плата за вывоз мусора тут напрямую зависит от его количества: уложился в лимит — плата одна, нет — плати по другим расценкам.
Это, наверное, самый реальный способ уменьшить количество мусора, ведь привыкаем же мы платить за использованные электроэнергию, газ, воду и тепло. В Речице, например, нормы накопления отходов для населения как в частном секторе, так и в многоэтажных домах, утвержденные райисполкомом, составляют 1,5 кубических метра в год. То есть именно за вывозку этого количества отходов платит каждый житель города.
— Но мусорим мы гораздо больше, — говорит директор КУП “Речицаблагоустройство” А. А. Остапенко, — особенно в летнее и осеннее время. Дело в том, что во многоэтажках стараются провести ремонт квартир, а это оборванные обои, старая штукатурка и так далее. По мере уборки огородов жители частных домов (а Речица единственный город в области, в котором на сто процентов обеспечен вывоз мусора из частного сектора) выносят со своих подворий все: ботву, траву, опавшие листья.
А ведь все это не относится к бытовым отходам. И уж конечно, не укладывается в те полтора кубометра, которые население оплачивает.
Только в прошлом году убытки, которые понесло предприятие по этой причине, составили 100 миллионов рублей, а ведь “Речицаблагоустройство” не бюджетное, а хозрасчетное предприятие. И главная его задача — транспортировка и складирование мусора, но никак не организация и надзор за соблюдением населением чистоты на закрепленных за ним территориях. У работников этого предприятия просто нет на это полномочий. Для этого есть надзорные органы: природоохранные и санитарные, наконец, участковые милиционеры. В других городах области существует такой опыт: мусоровозы собирают у частных домов только бытовые отходы, то есть бумагу, стекло, тряпье. А ботву и траву предлагают хозяевам или утилизировать у себя на участках, или вывезти за отдельную плату. Теми, кто не принимает ни одно, ни другое предложения и оставляет мусор на улице, уже занимаются санитарные службы, а в их арсенале есть действенные меры воздействия.
— Такая практика в других городах, — делится А. А. Остапенко, — а у нас санитарные врачи идут по более простому пути. Они наказывают не тех, кто не убирает территорию или складирует мусор в неположенных местах, а приходят ко мне в кабинет и пугают меня и моих подчиненных штрафами.
И все же культура в решении “мусорной проблемы” у населения повышается. Сегодня 70 процентов пунктов по сбору мусора в городе оборудованы контейнерами для раздельного сбора отходов. Население потихоньку привыкает к новшеству. Мусор стал чище и это особенно заметно, потому что его перебирают в КУП “Речицаблагоустройство” вручную.
В республике существуют жесткие нормативы: на полигонах твердых бытовых отходов не должно быть более 5 процентов вторичного сырья. Работники речицкого полигона следят за вывозом отходов предприятиями. Ведь именно на владельцах мусора лежит обязанность по его сортировке при доставке на свалку. Для этого существуют специальные паспорта на мусор, где расписаны все его характеристики. Металл и бумага на полигон не попадают: каждому предприятию расписаны нормативы по их сдаче. Да и “добровольные копальщики” из числа малоимущего населения, промышляющие на городских свалках, делают свое дело. Но вот куда, например, девать битое стекло? В прошлом году речицкие мусоропереработчики подготовили две машины стеклобоя. Отобрали, вымыли и потом дважды возили на стеклозавод пока сдали, а затем не могли дождаться расчета.
— Но все-таки наибольшие проблемы доставляет нам ПЭТ-сырье, — продолжает разговор директор КУП “Речицаблагоустройство” А. А. Остапенко. — Еще недавно его цена за тонну составляла 150 тысяч рублей. Для примера, тракторный прицеп, наполненный ПЭТ-бутылкой, весит... 100 килограммов и стоил, соответственно, 15 тысяч. Сейчас приемочная цена поднялась до 350 тысяч, но все равно она несоизмерима с теми затратами, которые несет предприятие по перевозке, подготовке этого сырья.
— Чтобы пластмассовая тара не засоряла наши города и места отдыха, — предлагает Александр Александрович, — надо организовать прием ее через соответствующие пункты. Нужно сделать залоговую цену такой, чтобы было выгодно не выкидывать бутылку, а сдавать ее или менять на наполненную. Для этого, конечно, необходимы затраты на дотацию торговли, особенно на первом этапе. Это уже сделано с приемкой бумаги, и ее стало значительно меньше в нашем бытовом мусоре.
Еще лет 25 — 30 назад пищевые отходы, листья, трава доходили в некоторых массах бытовых отходов до 60 процентов, что позволяло некоторым мусороперерабатывающим предприятиям того времени организовывать на этой основе выпуск органического компоста, не уступающего по своим качествам навозу крупного рогатого скота. Сейчас состав отходов радикально изменился. Применение в быту химических материалов, полимеров, развитие бытовой техники, использующей аккумуляторные батареи, в состав которых входят тяжелые металлы, усложняют переработку отходов жизнедеятельности людей. И еще неизвестно, как поведут себя мусорные свалки через несколько десятилетий.
Поэтому мусоропереработка у нас в республике все больше пользуется государственной поддержкой. В Минске появилась первая установка для глубокого прессования отходов в кубы. Согласно постановлению Совета Министров до 2008 года в стране будет построено 15 заводов по переработке отходов. Но это в крупных городах. В городах поменьше решено оснастить предприятия, занимающиеся уборкой и переработкой мусора, сортировочными станциями.
В нашей области эти станции выпускает один из гомельских заводов. Представляют они собой не что иное, как знакомый любому сельчанину картофельно-сортировочный пункт, с накопительным бункером и транспортером (нужны еще люди, разбирающие по сортам все, что по нему движется). Стоит это “чудо техники” 85 миллионов рублей. “Мы уже нашли для станции подходящий навес, — рассказывает А. А. Остапенко, — но для того, чтобы изготовить проектно-сметную документацию для ее монтажа, необходимо еще 47 миллионов. А где взять деньги на подвод электричества, коммуникаций, сам монтаж станции, организацию надлежащих бытовых условий для работающих?”
Конечно, мы должны приближаться к уровню развитых стран, в том числе и к уровню утилизации отходов своей жизнедеятельности. Тем более стоит ли тратить такие деньги сегодня на устаревшее оборудование и технологию, в основе которой ручной труд?
Александр ЧУРИЛОВ
Самое читаемое
Другие статьи раздела
0 Обсуждение Комментировать