Порядок подачи и рассмотрения обращений граждан изменится в Беларуси с 2 января 2023 года. Именно с этого дня вступит в силу обновленный Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц». Его модернизировали с учетом практики работы государственных органов и организаций. О поправках и дополнениях документа рассказали в облисполкоме.
Только через личный кабинет
В первую очередь изменения коснутся порядка подачи электронных обращений в государственные органы и иные государственные организации. Заявители будут вносить такие обращения через единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета. Это значит, что действующие в настоящее время специальные рубрики на официальных сайтах организаций применяться не будут, полученные на адрес электронной почты обращения рассматривать тоже перестанут. С начала следующего года электронным обращением будет считаться только поданное через систему учета и обработки. Для нее создается отдельный сайт обращения.бел, где нужно пройти регистрацию с подтверждением подлинности используемых данных.
Предусматривается бесплатный доступ к системе учета и обработки обращений для заявителей, через личный кабинет можно обратиться в любой государственный орган или организацию. Ответ дадут туда же, а по требованию пришлют письменный.
Специалисты уверены, что подобная модернизация исключит возможность злоупотребления правом на обращение, ведь есть случаи, когда граждане направляли их под вымышленными именами или от других лиц.
Решение за уполномоченным
Обновленный закон дополнен статьей 25-1, которой определен порядок работы с обращениями, носящими массовый характер. Такими будут считаться как электронные, так и письменные аналогичного характера в количестве более десяти. Ответы на них могут размещаться на официальном сайте организации без направления ответов (уведомлений) заявителям. Решать это будет руководитель организации либо лицо, уполномоченное подписывать ответы.
Дайте жалобную книгу
Изменения коснулись и использования книги замечаний и предложений. С 2023 года вести ее будут не все – круг организаций существенно сужается. Книга будет обязательна только в организациях и у индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. Конкретный перечень сфер определит Совет Министров.
Изменения продиктовало время: практика показывает, что не везде подобная книга целесообразна. Более того, в отдельных случаях ее используют не по назначению, в том числе как инструмент подачи письменного обращения.
Прекратить переписку
Расширен перечень оснований, по которым обращения (как письменные, так и устные) могут быть оставлены без рассмотрения по существу: когда содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. Самая распространенная ситуация – когда гражданин направляет многочисленные обращения, несмотря на то, что их неоднократно всесторонне и в полном объеме рассмотрели, дан исчерпывающий ответ.
Требование обязательного уведомления заявителя об оставлении обращения без рассмотрения по существу остается в силе.
Некоторые изменения и дополнения внесены и в части оснований для отказа в личном приеме, записи на личный прием. Не станут записывать или принимать заявителей, применяющих технические средства (фото-, видеосъемку, аудиозапись) без согласия должностного лица, проводящего прием, и отказывающихся остановить их применение; в случае непредъявления документа, удостоверяющего личность заявителя, его представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.
Кроме того, отказ будет правомерным и в случае, когда заявителю уже дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы, и не только в ходе личного приема, как это определено в действующей редакции Закона об обращениях.
Пожалуйста, сделайте фото
Еще одно нововведение – право заявителей на выписку из материалов, непосредственно относящихся к рассмотрению обращений, а также их фотографирование. Исключение – материалы, содержащие информацию, распространение и предоставление которой ограничено. Отсутствие четкого регулирования таких вопросов ранее нередко вызывало проблемные ситуации при взаимодействии государственных органов с гражданами.
Есть в новом законе и изменения, связанные с развитием законодательства о персональных данных. Если ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не может быть дан без предоставления информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, заявителю направляется письменный ответ с сообщением о невозможности это сделать.
Внесены также дополнения, позволяющие не направлять ответ заявителю. Это будет возможно в случае соответствующей просьбы заявителя.