Наряду с партизанами и подпольщиками во время Великой Отечественной войны в глубоком тылу противника действовали сотрудники органов государственной безопасности. Деятельность чекистов представляла собой комплекс специальных и боевых мер, которые были тесно связаны с тактикой партизанской борьбы, и наносила врагу ощутимый ущерб.
Николаю Зебницкому 1 января 1944-го «за геройские подвиги и особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии» Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза. Фото предоставлено УКГБ по Гомельской области
Двадцать месяцев отважно действовала в тылу фашистов спецгруппа «Вторые». Сформированная оперативно-чекистской группой НКВД БССР и Особым отделом Западного фронта группа в составе 50 человек в конце марта 1942 года выбыла для перехода на оккупированную территорию через линию Калининского фронта. И уже в апреле начала активно действовать на Полесье. Командовал спецгруппой 24-летний Павел Качуевский. Перед «Вторыми» стояли задачи по уничтожению воинских групп, гарнизонов и штабов противника, полицейских и жандармерии, ведение в их отношении диверсионной работы, сбор и передача в Центр разведывательных данных, а также активизация деятельности партизанских отрядов и организация новых из числа местного населения.
После гибели Павла Качуевского командование принял на себя младший лейтенант госбезопасности Николай Зебницкий, который до этого был комиссаром группы. Он родился в 1919 году в селе Новосухотино Кокчетавской области (ныне Казахстан). В 1941-м окончил Орловское пехотное училище. В сентябре – ноябре того же года – командир взвода отряда особого назначения Западного фронта. За проявленную смелость, умелое руководство оперативной группой в декабре 1941 года Николай Васильевич был награжден орденом Красного Знамени.
Из его воспоминаний: «17 сентября 1941 года созданная по заданию 4-го Управления НКВД диверсионно-разведывательная группа, в состав которой я входил, была заброшена в тыл оккупированной немцами Смоленской области. Почти три месяца группа выполняла специальное задание и по окончании вернулась в Москву.
В диверсионно-разведывательной группе насчитывалось 135 человек. Однако к моменту возвращения состав ее из-за потерь значительно убавился. Вернувшиеся бойцы были хорошо обстреляны, имели достаточный в той обстановке опыт диверсионной борьбы с врагами, знали его слабые стороны и уязвимые места. На базе этой группы организовали новый отряд, задача которого в связи с началом партизанского движения по существу оставалась прежней и вместе с тем усложнялась. Командовал отрядом Павел Качуевский. Я, Николай Зебницкий, был назначен к нему комиссаром. Апрельской ночью 1942 года отряд перебросили на временно оккупированную белорусскую землю в Кировский район. День за днем шли: переходы, разведка, засада, налеты на вражеские гарнизоны, стычки с полицаями, бои с карателями.
Многие партизанские подразделения в своем составе имели кадровых бойцов из числа оказавшихся в окружении частей. Они-то по существу и составили ядро отрядов, т. к. имели при себе сохранившееся при отступлении оружие. Скрывавшиеся в глухих лесах и отдаленных деревушках, потеряв надежду пробиться к своим, красноармейцы, а некоторые из них были ранены, каким-то чутьем находили действующие отряды и уже в их составе продолжали борьбу с врагом.
В июле 1942 года во время боя в селе Клянино погиб командир отряда П. Качуевский. Я заменил его».
О том, как действовала группа «Вторые» под командованием Зебницкого, рассказал в своих воспоминаниях бывший партизан В. Камнев: «Нас притягивали строгая дисциплина и находчивость, требовательность и внимательность командира, хоть он был среди нас самым молодым. Долгий боевой путь прошел отряд до соединения с частями Красной Армии. Он громил фашистско-полицейские гарнизоны на Могилевщине, севере Украины, Полесье. Нередко приходилось попадать в критические ситуации. Но каждый раз находчивость командира помогала нам выйти победителями. Обосновавшись весной 1943 года в лесах Брагинского и Хойникского районов, наш отряд оказал влияние на активизацию деятельности местных партизанских отрядов… Мы смело шли на самые, казалось бы, рискованные операции, т. к. знали, что каждая из них точно просчитана и детально продумана Н. В. Зебницким и начальником разведки П. И. Славниковым… Когда армии Батова и Белова вышли на штурм Днепра, гитлеровцы устроили полевой аэродром неподалеку от деревни Новый Путь. На аэродром прилетали до трех десятков тяжелых транспортных самолетов. Командир отряда поставил задачу: неотложно разгромить аэродром. Вражеские солдаты и офицеры квартировались в двух хатах по краям поселка. Использовав туманную октябрьскую ночь, мы двумя группами неприметно пробрались к местам размещения вражеской охраны. Одну группу вел Зебницкий, другую – Славников. Захваченные внезапно гитлеровцы в панике убегали в одном белье, подставляя себя под пули партизанских автоматов… До рассвета все было кончено. Мы захватили вещевой склад, мотоцикл, пистолеты, гранаты, заминировали поле аэродрома. Гитлеровцев из поселка и их аэродрома будто ветром сдуло».
Суровая зима несла с собой испытания, но Николай Зебницкий сумел подготовиться к ним. Нужны были лыжи для стремительных бросков по снегу – в отряде появилась лыжная мастерская. За лето и осень износилась обувь – начали сами катать удобные, легкие валенки из отбитой у фашистов овечьей шерсти. Во время налета на вражеский гарнизон захватили склад с льняным полотном, подготовленным для отправки в Германию, и партизанки шили из него белье для бойцов и маскировочные халаты. Не хватало хлеба – сумели походную пекарню организовать.
В донесениях Зебницкий регулярно информировал Центр о результатах деятельности «Вторых»: «27 февраля отряд совместно с другими отрядами участвовал в разгроме райцентра Крюковка. Уничтожено – городская и районная комендатуры, маслозавод, тюрьма, банк, 10 тонн зерна, 12 немцев. Из тюрьмы освобождено 90 человек населения, приговоренных к расстрелу. Взяты трофеи: 80 винтовок, 2 пишущих машинки, 1,5 тонны масла сливочного, 2 ящика патрон, воз разных документов. Убитых и раненых Зебницкий не имеет», «7.10.1943 года. Задержаны Ипатов Ф. Ф., Яковлев С. Н., Сержко И. К. – окончили школу гестапо. Яковлев окончил школу в Берлине, заброшен для диверсионной работы».
Командир докладывал об обстановке на оккупированной территории: «18.05.1943 года. Деревня Кобылево Василевичского района – 300 дворов – полностью сожжена немцами. Население этой деревни свыше 900 человек уничтожено, осталось 97 человек. Насилуют женщин, 12-летних девушек».
Регулярно направлялась в Центр развединформация. Из донесений Зебницкого: «В Речице на территории гвоздильного завода, на восточной окраине по улице Десятого Октября, справа в бывших складах «Заготзерно» размещены немецкие склады с боеприпасами и обмундированием. Пять складов деревянных, один каменный. Слева в каменной двухэтажной школе живет офицерский состав, сорок человек. На юг от него, в трехэтажном каменном общежитии, тоже обмундирование и боеприпасы». Можно ли требовать более точных ориентиров для бомбовых ударов советских самолетов? На рассвете вражеские склады, боеприпасы, не чуявшие беды гитлеровские офицеры вместе с общежитием взлетели на воздух.
Группа «Вторые» действовала на территории Черниговской, Гомельской, Полесской областей. В результате боевых операций пущено под откос 5 воинских эшелонов с техникой и живой силой противника, уничтожено 19 легковых и грузовых автомобилей, убиты 377 немецких солдат, разгромлено 13 волостных управлений, тюрьма в Василевичах. При этом освобождены 90 человек, которым угрожала смертная казнь.
В результате агитационной работы на сторону партизан перешел полицейский отряд в составе 27 человек с полным вооружением. Получены материалы военно-политического характера о противнике. Группа потеряла 25 человек убитыми. Однако за счет местного населения и военнопленных численность увеличилась до 219 человек.
Для наиболее эффективного использования в конце июля 1943 года Центр принял решение о разукрупнении «Вторых» на четыре самостоятельные группы. Были сформированы диверсионно-разведывательные группы «Вторые», «Вперед», «Днепр» и «Кровные».
Диверсионная группа «Вторые» (также известная как специальный партизанский отряд имени Ф. Э. Дзержинского) после выделения из ее состава трех групп должна была оставаться на месте прежнего расположения и действовать в Хойникском и Василевичском районах. Группа насчитывала 69 человек. Руководителем остался Зебницкий («Зимин»). Ему предписали установить связь с заместителем начальника УНКГБ по Полесской области товарищем Слеповым, получить от него списки агентуры, оставленной для работы в тылу противника, и информировать его о проводимой работе. Задачи остались прежними: организация диверсий на железнодорожных станциях Калинковичи, Василевичи, военно-промышленных объектах, базах, складах, аэродромах и прочих объектах противника, расположенных в районах деятельности группы, проведение разведки, выявление созданных оккупантами агентурных сетей и внедрение в них советской агентуры, ликвидация руководителей оккупантов и их ставленников.
Почти до конца 1943 года отряд Зебницкого бил врага сначала в Белоруссии, потом в Черниговской области. А позже перекочевал в Клетнянские леса Орловской области, где сражался с фашистами до соединения с частями Красной Армии зимой 1943-го. Многие бойцы «Вторых» удостоены правительственных наград.
Николаю Зебницкому 1 января 1944-го «за геройские подвиги и особые заслуги в развитии партизанского движения в Белоруссии» Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза. Но на этом его боевая биография не закончилась. С октября 1944 по апрель 1945 года Зебницкий выполнял задание наркома НКГБ БССР в Польше и Восточной Пруссии. После Великой Отечественной войны Николай Васильевич продолжил службу в органах госбезопасности: с января 1946 года – заместитель начальника Рогачевского отделения УНКГБ Гомельской области, начальник административного отделения административно-хозяйственного отдела, начальник отделения УМГБ. В 1951 году переведен в УМГБ Ростовской области. Закончил службу в органах государственной безопасности в 1955 году. Умер в 1975-м, похоронен в Гомеле.
В рамках мероприятий, посвященных 90-летию образования органов государственной безопасности, 18 декабря 2007 года в честь Героя Советского Союза, кавалера двух орденов Ленина, орденов Красной Звезды и Красного Знамени Николая Зебницкого на административном здании управления КГБ по Гомельской области открыта мемориальная доска.
В ближайшее время планируется открыть мемориальную доску на доме по проспекту Победы в Гомеле, где проживал Зебницкий. Также его именем назовут улицу в областном центре.