Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Жизнь в ритме танца

4427 0 23:14 / 24.01.2008
Те, кто близко знал Александра Рыбальченко, говорят, что на парадном портрете он не такой, каким был в жизни. Ну, во-первых, он никогда не носил бабочку, тем более желтую. Даже галстуки надевал лишь по особо торжественным случаям… Александр Рыбальченко прожил долгую и очень яркую жизнь — чуть более 90 лет. А между датой рождения и датой смерти — игра в колхозно-совхозном театре, фронт, руководство одним из самых прославленных самодеятельных коллективов Беларуси, режиссура многих городских праздников… Александр Алексеевич оставил после себя значительный след в развитии хореографии в нашем городе, да и во всем регионе.
Адель ЯНКОВСКАЯ

В чем же уникальность Александра Рыбальченко? Народных артистов даже среди профессионалов “высшего пилотажа” единицы. А Рыбальченко получил в 1959 году звание “народный артист” за искусство самодеятельное. Аналогичных примеров не только в Беларуси нет, но и в бывшем Союзе сложно сыскать. За “самоделки” максимум давали заслуженного. Так что он был величиной союзного значения. При этом не имел специального образования, все постигал сам, путем долгой практики.
Александр Алексеевич родился в Киеве. До войны окончил театральную студию при Гомельском
ТРАМе под руководством Е. Мировича и К. Алексютовича. Был актером Гомельского колхозно-совхозного театра, руководителем танцевального коллектива Гомельского клуба железнодорожников. Потом была война, и будущий народный артист ушел на фронт…
В 1958 он стал балетмейстером и художественным руководителем Гомельского народного ансамбля песни и танца, который достиг под его руководством высокого исполнительского мастерства. Шутка ли — первыми в Беларуси стали народными! Одновременно Рыбальченко был художественным руководителем гомельского Дворца культуры и техники железнодорожников имени Ленина. В постановках танца широко использовал богатство народной хореографии. Его самые яркие постановки: вокально-хореографические композиции “Белоруссия в семье братских республик”, “Над миром голубь мира пролетает”, “Белоруссия — моя песня”, “Непобедимая и легендарная”, “С песней — в путь”, танцы “Лявонiха”, “Мяцелiца”, “Чарот”, “Вяночкі”, “Народы в дружбе”, “Встреча победителей”, “Весенний хоровод”. Их видели и оценили не только в Беларуси, но и во всем бывшем Союзе, включая Москву, а также в ГДР, ЧССР, Франции, куда коллектив выезжал с гастролями…
Но это лишь официальные строки. А сохранилось еще множество фотографий и кинопленок. Как вспоминает заведующая Домом гражданских обрядов г. Гомеля Лидия Сайкова, хорошо знавшая Рыбальченко, он надеялся создать музей, для которого собирал материалы. Их очень много и они систематизированы. “Если не музей, так хоть подраздел в музее, коль там создана галерея портретов почетных граждан, — поделилась Лидия Сайкова. — Ведь Александр Алексеевич хранил все афиши, пригласительные билеты, фотографии. Помню, когда город готовил его последний юбилей, брали в кинопрокате черно-белый фильм и смотрели. На экране Рыбальчен-
ко был таким молодым и краси-вым! Есть эпизоды с ВДНХ,
где он со своим коллективом был на фестивале народов СССР”.
А еще Александр Рыбальченко рисовал. Так что после него остались и картины: пейзажи Гомельщины и Крыма, букеты и натюрморты. Как вспоминает Лидия Сайкова, бывшая в то время заведующей отделом культуры горисполкома, уходя на пенсию, Александр Алексеевич подарил ей натюрморт, на котором была изображена ваза с огромным букетом. Этот подарок с подписью она хранит и сей-
час. Кстати, ушел балетмейстер на заслуженный отдых не по дости-жению пенсионного возраста,
а уже тогда, когда ему было далеко за 70.
Говорят, что Рыбальченко был ярким, но непростым человеком. Умел многое, но и цену себе знал. А когда работал, все знали, что его нельзя беспокоить.
— Он на “погоны” не смотрел, — говорит Лидия Климовна. — Иногда казалось, что не он в моем подчинении работает, а я — в его. Но, зная, какой он работник, мы выполняли то, что он говорил. Я начинала у Александра Алексеевича ведущей концерта. Он меня заметил на одном из конкурсов и пригласил. Рыбальченко обращал внимание на каждую мелочь, по десять раз интересовался у ведущих: “Покажите, в чем вы будете одеты”. Его работа была всегда грамотна”.
Когда-то Александр Рыбальченко боялся, что после смерти его забудут. Но на Гомельщине учрежден областной фестиваль хореографического искусства имени народного артиста БССР Александра Рыбальченко. Вскоре в Гомеле будет установлена мемориальная доска на здании Дворца культуры имени Ленина, где много лет работал этот уникальный человек. Решение горисполкома об увековечении памяти ветерана Великой Отечественной войны, народного артиста БССР Александра Рыбальченко уже есть. Его портрет висит в зале дворца Румянцевых и Паскевичей, среди выдающихся земляков, прославивших Гомельщину.
В зале хореографии спортивно-культурного комплекса Гомельского отделения Белорусской железной дороги создан памятный уголок с портретом балетмейстера. Ежегодно проходят вечера, посвященные памяти Александра Алексеевича. Здесь его помнят и уважают не только старожилы, но и молодежь.
P.S.
Сын Александра Рыбальченко, Игорь, тоже продолжает дело отца. Он работает в спортивно-культурном комплексе Гомельского отделения Белорусской железной дороги — руководит народным вокальным ансамблем “Гомельчанка”. По отзывам коллег, очень интеллигентный человек, который даже к самым маленьким кружковцам на “вы” обращается. Хороший аранжировщик, хоровик…
Коллектив, которым руководил Александр Рыбальченко, существует и сейчас. Хотя, конечно, за это время он изменился. Ведь время тоже не стоит на месте…


Общество
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg


морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
gsp_maket_434x764px Гомельская правда.jpg