На Гомельщине существует несколько образовательных инициатив по выращиванию лекарственных трав и чаев. Школьники и студенты учатся их сушить, сочетать и превращают в сувениры. Может ли подобный проект стать крупным стартапом, разбиралась журналист «Гомельскай праўды».
СНАЧАЛА О СУТИ
Музей ароматов действует в нашем регионе уже более десяти лет: открыли в 2012 году в Грабовском детском саду – средней школе Гомельского района. С тех пор экспозиция прирастает. Изначально учитель биологии Елена Боровикова задумала его как небольшую выставку лечебных и душистых трав, чтобы рассказывать школьникам о полезных свойствах мяты, укропа, шалфея. Однако инициатива превратилась в нечто большее – со временем вместе с учениками стали создавать аромасаше, открытки с пряностями, кухонные панно и букеты с гвоздикой, цитрусовыми и лавровым листом. Поначалу дарили их гостям, раздавали на образовательных форумах, позже новость о популярности музея разлетелась по области, и за ароматными подарками для друзей и близких люди стали приезжать сами.
Ребята из Грабовского детского сада – средней школы ответственно подходят к выбору трав для сувенирных чаев, восьмиклассница Богдана Никитина консультируется с учителями и медиками
Теперь здесь есть редкие фенхель и лаванда, гвоздика, душица, чабрец, пижма, корица и другие пряности. Основное сырье выращивают на школьном участке, часть трав – на огороде педагога, что-то покупают на рынке.
– Наша сувенирная продукция пользуется бешеным спросом – сезонные сувениры, которые создали за год, все распроданы. Остались только пара наборов и несколько новогодних боксов, – не скрывает гордости за свое дело Елена Боровикова.
Недавно участникам проекта пришла идея создавать травяные чаи. С начала учебного года заместитель по воспитательной работе Наталья Панькова организовала бизнес-клуб для учащихся:
– Мы увидели, что устойчиво интересны людям. Решили, что если даже на энтузиазме получается существовать, можем попробовать из нашего музея сделать бизнес-кампанию.
При поддержке ребят и преподавателей из медколледжа начали разрабатывать рецептуру чаев, у специалистов узнали все подробности финансовой стороны, оформили нужные документы и обязательное заключение санслужбы. Продукцию продают как сувенирную, к такому вида товара меньше требований. Девятиклассники выращивают травы, после их сдают на проверку в центр гигиены, получают заключение, а дальше сочетают в сборы. Чай вместе с медом от местного пасечника и саше кладут в специальные боксы. Обычно школьники делают тематические наборы – к Новому году, Дню святого Валентина, Рождеству, Дню матери. Сейчас в разработке липовый чай – рядом со школой растет прекрасная липовая аллея.
– Есть главное правило: не сочетать более семи трав. Мы обычно добавляем приятные по аромату и вкусу растения, чтобы сделать успокаивающий или расслабляющий чай. Это чистая наука, стараемся соблюдать рецептуру, пропорции, – делится секретами восьмиклассница Богдана Никитина. – Предупреждаем покупателей: корица и сушеные яблоки чистят желудок, а для укрепления иммунитета подойдет чай с липой. Есть сборы для стабилизации работы сердца.
От масштабирования проекта педагоги пока отказываются сами: во-первых, нужно пройти обязательную сертификацию, которая стоит больших денег. Во-вторых, придется увеличить площади посева трав – а такой возможности, к сожалению, у школы нет.
– Мы не сможем конкурировать с совхозами, которые выпускают продукцию в больших объемах. Нужно понимать, что трава в весе сильно теряет после сушки. И чем больше масштабы – тем меньше стоимость. А наш сувенир уникален. К тому же людей у нас этим делом занимается мало, всего 15 человек. Даже поливать все сотки иногда бывает сложно, не то что увеличивать площади посева, – объясняет суть проекта Елена Боровикова. – Теоретически, конечно, все возможно. Но пока мы к этому не готовы. Сейчас работаем в ноль, прибыли нет. Надеемся, что в следующем году благодаря бизнес-консультациям выйдем на небольшой плюс.
ЧИСТО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Не стремятся к расширению производства травяных растений и в Краснобережском аграрном колледже Жлобинского района. Педагоги полностью разделяют мнение коллег из Грабовки: нецелесообразно производить большие объемы травяных чаев и сборов для выхода на крупный рынок.
– У нас есть небольшой участок, можно назвать его экспериментальным. Используется он для проведения лабораторных работ по учебным дисциплинам, травы выращиваем исключительно в образовательных целях, никакой коммерческой составляющей, – объяснил заместитель директора колледжа по учебной работе Виктор Тереш.
На участке примерно 2,5 на 5 метров недалеко от главного корпуса учащиеся вместе с преподавателями выращивают типичные для наших широт травы, которые можно найти и в дикой природе. Но для удобства их высаживают здесь, чтобы занятия по ботанике и физиологии растений были более конкретными. Для наглядности ребята периодически делают гербарии или травяные сборы. Это только для изучения, не более. Здесь могут сделать сувенир для гостей или презент для встречи делегаций из других учреждений образования.
В колледже объяснили, что для организации производства по более масштабному сбору трав нужен серьезный подход: увеличение площадей засева, приобретение специальных сушилок, учет требований к лекарственным растениям, закупка упаковки. Основная же цель колледжа – образовательный процесс, поэтому о переходе на бизнес-проект и крупные поставки не может быть и речи.
ОПЫТ ПРОФЕССИОНАЛОВ
Одно из ведущих предприятий по выращиванию, сбору и заготовке лекарственного растительного сырья находится в Оршанском районе Витебской области. Именно здесь производят чаи и лечебные сборы, которые потом реализуют аптеки по всей стране.
Конечно, отличие от малых бизнес-проектов очевидное:
300 гектаров пашни, 15 гектаров сенокосов и 30 гектаров многолетних насаждений, машинно-тракторный парк, сельхозтехника, сушильный комплекс и современное оборудование, сертифицированный контроль качества. В год здесь собирают более 80 тонн трав. Всего же возделывают 20 гектаров шиповника, 3 гектара рябины, 2 гектара облепихи, 10 гектаров календулы, 55 гектаров ромашки, более 30 гектаров зверобоя, шалфея, душицы, подорожника, чистотела, пустырника, хвоща, тмина и других трав.
Имеется и специальное разрешение на производство 48 наименований растительных лекарственных средств. Постепенно предприятие расширяется и начинает производить сушеные фрукты и овощи, эфирные масла. Чтобы состав и компоненты были высокого качества, общество с ограниченной ответственностью сотрудничает с медуниверситетом.
К слову, к заготовке трав здесь подключают молодежь, студентов, школьников, за что они получают зарплату. Все делают вручную и с помощью приспособлений, не имеющих аналогов в Беларуси.
Школьным бизнес-инициативам непросто угнаться за подобными гигантами отрасли. А они и не пытаются, потому что уверены: это не главное. Гораздо важнее привить детям через полезный труд любовь к земле и окружающей среде.
МЕДИКИ НЕ ПРОТИВ
За мнением экспертов обратились в санаторий «Серебряные ключи». Главный врач Александр Светилов рассказал, что фиточаи и травяные сборы – это часть оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий. Поэтому подобную продукцию здесь закупают на год и крупными партиями. Травы нужны разные, так что заявку составляют по целому перечню, включающему пару десятков наименований: унифицированные сборы, отдельные растения. Приобретают исключительно у белорусских предприятий.
– Проводим конкурсные торги, обычно на них заявляются три или четыре производителя. Выигрывает тот, у кого соответствующее качество и немного ниже стоимость. Есть несколько обязательных пунктов, которые должны быть соблюдены этими организациями: конкретная технология сбора и сушки, а главное – обязательная сертификация. К нам ведь приезжают разные пациенты, в том числе дети. Мы должны быть уверены в поставщиках, поэтому к процедуре закупки относимся очень серьезно, – подчеркнул Александр Светилов.
При этом, замечает специалист, санаторий не против закупать продукцию у более мелких производителей, только они должны подойти ответственно к созданию сборов и соблюсти все документационные требования:
– Разницы нет, можем приобретать продукцию и у крупных, и у мелких поставщиков. Для нас во главе угла здоровье пациентов.
АПТЕКИ ОТКРЫТЫ
О том, как сборы закупают для реализации в государственных аптеках, узнали на гомельском предприятии «Фармация». Здесь рассказали, что требования к документам, подтверждающим качество данного вида продукции, зависит от того, к какой группе товаров он относится. Есть три вида: лекарственный препарат, биологически активная добавка к пище, пищевой продукт. Они должны соответствовать требованиям стандартов и иной нормативно-технической документации Республики Беларусь. Только после этого можно говорить о заключении договора на поставку.
Перед выкладкой на полки такого товара проверяют и его качество – каждая партия сопровождается документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством нашей страны и (или) стран ЕАЭС.
На основании сформированной потребности фиточаи и травяные сборы для госаптек закупают как у отечественных производителей, так и у зарубежных – в основном из России и Чехии. Чтобы попасть на витрины, предприятие должно представить коммерческое предложение. От населения лекарственное растительное сырье не приобретают.
Цены устанавливает «Фармация», стоимость формируется из цены предприятия-изготовителя или импортера, торговой надбавки, которая не должна превышать 30%, а также налога на добавленную стоимость.
ЧТО ГОВОРЯТ В ЦЕНТРЕ СЕРТИФИКАЦИИ
Для того чтобы травяной сбор или чай можно было продавать как пищевую продукцию в виде напитка, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо-производитель должны сдать образцы в специальную лабораторию, где проведут испытания. Когда лаборанты подтвердят соответствие стандартам качества, декларацию о пищевом продукте занесут в единый реестр. Это позволит участвовать предпринимателю в конкурсных торгах.
В одном из частных центров сертификации в Минске нам рассказали, что подобная процедура стоит в среднем тысячу белорусских рублей. Если же товар нужно оформить как биологически активную добавку или лекарственный препарат, набор документов будет немного больше, а услуги по их оформлению дороже, в пределах 1500 рублей.
Получается, что у чая от малых инициативных групп есть все шансы попасть на полки аптек и в стаканы отдыхающих в здравницах. Вопрос только в качестве продукта и соблюдении всех бумажных и сертификационных требований. Осталось увеличить масштабы и расширить объемы производства. Только вот надо ли?