Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

ЦЗ_Гомельская правда_816х197рх.jpg

Непрожитые жизни маленьких узников

1776 0 23:14 / 24.01.2008
“У меня и сегодня перед глазами эта страшная картина. Плачущих детей немцы грузят в машины, крытые брезентом,
а конвоиры с остервенением отталкивают цепляющихся за эти машины матерей, на коленях умоляющих отпустить их деток. Этот крик, стоны и теперь в голове…”
Не знала в тот миг 11-летняя Нина Мигай, куда через несколько минут увезли ребятишек. Не догадывалась она, как, впрочем, и многие ее другие сверстники, что сами они стали очередной партией узников, которые должны занять место только что увезенных ребят.
Здесь, в деревне Красный Берег Жлобинского района, фашистские изуверы претворили в жизнь еще один план чудовищных злодеяний по отношению к мирным советским гражданам. Буквально за месяц до своего отступления они создали в этом населенном пункте концентрационный лагерь. Это был необычный лагерь. Он служил сборным пунктом для детей в возрасте от 8 до 14 лет, которых немцы насильно отнимали у матерей в Жлобинском, Стрешинском, Паричском, Добрушском, Рогачевском и других районах и свозили сюда.
— Фашисты в последние годы войны стали особо зверствовать и все чаще учинять расправы над мирными людьми. Спасаясь, мы с мамой, как и многие другие жители окрестных деревень, укрылись в лесу в болотистой местности, — вспоминает жительница деревни Чирковичи Светлогорского района А. У. Страхович. — Ютились под соснами, в примитивных шалашах из веток, словом, кто где мог. Но вскоре и здесь нас нашли немцы. Хорошо помню, что появились они утром, всех построили в колонну и погнали в сторону Паричей. Так мы оказались в деревне Панкратовичи Бобруйского района.
Сколько они там пробыли, Анна Ульяновна (а было ей тогда 13 лет) точно не помнит. Однако детская память навсегда запечатлела тот миг, когда в Панкратовичи пришли пять грузовиков, крытых брезентом. По громкоговорителю всем жителям приказали выйти на улицу и построиться. А потом фашисты, словно волки, набросились на несчастных и изможденных голодом и страданиями людей. Они вырывали детей из рук матерей и грузили их в машины. Вскоре все они очутились в Красном Береге.
— Хорошо помню столы, за которыми стояли немцы в белых халатах, — продолжает рассказ Анна Ульяновна. — Они проводили медицинский осмотр детей, у каждого из нас была взята кровь на анализ. Затем на шею повесили картонную бирку и отправили в какое-то помещение, где были солома и деревянные нары.
К удивлению детей, их здесь неплохо кормили. Но делали гитлеровцы это не из чувства сострадания к невинным жертвам войны, а чтобы осуществить свой чудовищный план по превращению детей в доноров. Практически ежедневно из лагеря партию за партией отобранных детей увозили на ближайшую железнодорожную станцию, где их грузили в вагоны и отправляли в Германию. Там в госпиталях у них брали кровь для лечения раненых немецких солдат и офицеров.
Лишь немногим ребятам удалось избежать этой участи и чудом выбраться из лагеря. Среди них и мои собеседницы — жительница Красного Берега Нина Николаевна Мигай и Анна Ульяновна Страхович из Светлогорского района. О таких обычно говорят: “В рубашке родились”. Для абсолютного же большинства привезенных сюда детей дорога в Красный Берег стала дорогой смерти.
В документах Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, в материалах о злодеяниях немецко-фа-
шистских захватчиков в Жлобин-ском районе Гомельской области имеются сведения, что из сборного пункта в Красном Береге в Германию тогда было отправлено 1990 детей. Куда они попали, где содержались и сколько их выжило в том аду, скольким посчастливилось вернуться домой сегодня точно никто не скажет. И все же были такие. Одна из них — З. Г. Казакевич, уроженка деревни Казимирова Жлобинского района. К сожалению, Зинаиды Григорьевны уже нет в живых, но в памяти земляков остались ее воспоминания о тех страшных днях.
Кровь у детей брали по нескольку раз, брали не щадя. От большой ее потери дети умирали десятками. Они уходили на тот свет, как будто проваливались в сон. Однажды в этот “сон” провалилась и девочка Зина. Что было дальше, она не знала и вряд ли бы узнала, если бы не помог случай. На свалке, куда она, как “отработанный материал”, была вывезена для дальнейшей “утилизации”, ее нашла какая-то немка и привезла к себе домой. Жизнь в теле девочки еле теплилась, но фрау смогла ее выходить.
Историю этой малолетней узницы рассказала мне Н. Н. Мигай, знавшая ее. К сожалению, архивных сведений об этом лагере в Красном Береге крайне мало, да и статус лагеря научно-квалификационной комиссией при Госкомитете по архивам и делопроизводству Республики Беларусь был установлен лишь в 1996 году. И как ни печально констатировать, но в этом месте до недавнего времени не было даже самого скромного обелиска в память о малолетних узниках, для которых отсюда начиналась дорога в ад.
Однако дело сдвинулось с мертвой точки. В 1994 году в Красном Береге началось строительство такого памятника. По задумке авторов проекта, он должен был выражать всенародную дань уважения светлой памяти детям — героям и жертвам борьбы с фашизмом. Это должен был быть монумент в честь всех тех, чье детство опалено войной.
К сожалению, до сего дня он таковым так и не стал, поэтому и приходится прибегать к сослагательному наклонению. Из-за отсутствия надлежащего финансирования в 1996 году работы на этом объекте прекратились. Лишь в прошлом году по инициативе Жлобинского районного исполнительного комитета они снова возобновились. Однако для завершения строительства мемориала требуется 1100 миллионов рублей. Естественно, такая сумма для районного бюджета не по силам и поэтому здесь надеются на добровольные пожертвования.
Памятник-мемориал спроектирован творческой группой заслуженного архитектора Беларуси, лауреата Ленинской премии А. М. Левина. Мемориал откроет скульптура незащищенной маленькой девочки, стоящей одиноко в целом мире. Центром композиции уникального памятника-ансамбля станет “Площадь Солнца”. Ее “лучи” (аллеи) будут расходиться по яблоневому саду. Один из этих лучей — “Луч Памяти” — будет иметь черный цвет. Он является главным входом в мемориал, и будет проходить через “мертвый школьный класс” из белых пустых парт и школьной доски. На “Площади Солнца”, по задумке авторов проекта, будут располагаться витражи с рисунками, выполненными детьми в концлагерях и после войны. А в центре — “Белый парусник” — мечта детства.
Да, у десятков тысяч советских детей во время войны не только не осуществилась детская мечта, но и оборвалась сама жизнь. И во имя их памяти должен быть построен этот мемориал в Красном Береге. От юридических лиц добровольные пожертвования на его строительство принимаются на расчетный счет 3732001780034 (для физических лиц р/с 3132001780025) КУП “УКС Жлобинского района”, в филиале
№ 312 АСБ “Беларусбанк”, код 673, г. Жлобина, УНН 400013474 с пометкой “На строительство памятника
в д. Красный Берег”.
Владимир КОХНО
Общество
Горин_сайт.jpg

изображение_2024-10-01_152202589.png
Мозырь.jpg

гранитснабсбыт_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать
Горин_сайт.jpg