По Лельчицкому району курсируют 2 автомагазина Лельчицкого филиала Гомельского облпотребобщества. Они обслуживают 33 населённых пункта, в том числе 3 деревни Ельского района, а это порядка 3 672 жителя. Корреспондент районной газеты "Светлае жыцце" проехал по первому маршруту автолавки №1.
График следования магазинов на колёсах составляется ежегодно и таким образом, чтобы охватить деревни, которые не обслуживаются стационарными магазинами. В летний сезон количество населённых пунктов по маршруту добавляется.
— В среднем автолавка бывает в одной и той же деревне два раза в неделю. Существующих маршрутов вполне достаточно для обеспечения населения района товарами первой необходимости, — рассказывает заместитель директора Лельчицкого филиала Гомельского облпотребобщества Владимир Боровой.
Рабочий день начинается…
Знакомимся с экипажем автомагазина — водителем Сергеем Новицким и продавцом Надеждой Прокудой. Вместе они трудятся 5 лет. За это время хорошо сработались.
Рабочий день водителя начинается рано утром с медосмотра в Лельчицкой ЦРБ. Врач расспрашивает о самочувствии, измеряет давление и температуру, проверяет на алкотестере. В 8.00 утра водитель отправляется на склад догружаться необходимыми продуктами.
Ассортимент в магазине на колёсах — на любой вкус. Возят хлебобулочные изделия, крупы, чай, кофе, сахар, колбасы, сладости, овощи, фрукты, соки, напитки, а также некоторые базовые хозяйственные товары. Автомобиль оборудован холодильной камерой. Поэтому население может приобрести молочную продукцию, колбасы, полуфабрикаты, мороженое. Каждая позиция товара выверяется по списку. Но он может быть дополнен, если покупатели сделали заявку продавцу на дополнительный товар.
Ждут с нетерпением!
Автолавке нужно объехать 10 населённых пунктов. Чтобы оповестить о том, что она прибыла в населённый пункт, при подъезде к остановке водитель подаёт громкий сигнал.
Первая остановка — деревня Лохница, она немногочисленная.
— Неважно, сколько в деревне проживает человек. Даже если из 10 сельчан только три потенциальных покупателя, мы всё равно терпеливо ждём, чтобы люди смогли совершить покупки. В основном они приобретают стандартный продуктовый набор. Это «по литру» молока, сметана, хлеб «кирпичик», «полкило» колбасы. Пользуются спросом пельмени, — рассказывает продавец.
Затем автолавка направляется в деревню Жмурное. Там жители с нетерпением ждут магазин на колёсах, обмениваясь новостями.
Автолавка прибыла к сельчанам вовремя, по расписанию. Но бывают разные форс-мажорные ситуации, например, поломка либо плохие погодные условия. Интересуюсь у водителя, как тогда экипаж автолавки оповещает сельчан?
— У нас есть номер телефона старосты деревни либо одного из местных жителей. Если мы опаздываем, то заранее им об этом сообщаем. Тогда люди собираются на точке чуть позже.
Несколько секунд — и перед окошком выстроилась очередь. Покупателей много, чтобы не толпиться, многие ждут своей очереди на лавочках.
— По понедельникам и пятницам в начале 11 утра мы собираемся здесь. Хочу сказать, что обслуживание — замечательное. Ассортимент — широкий. Всё необходимое есть. Если кто-то хочет того, чего нет в наличии, делает заявку Надежде Васильевне. Удовлетворяется она во время следующего приезда атомагазина, — с теплом и улыбкой на лице отзывается пенсионерка деревни Антонина Хлопицкая.
Кто-то отоваривается по списку, чтобы ничего не упустить, кто-то — по памяти, если потребности в продуктах минимальные.
К магазину на колёсах пенсионеры подходили один за одним. И так на протяжении около получаса.
Когда все покупатели отоварились, автолавка двинулась дальше. Ей предстояло объехать ещё 8 деревень.
Вот так, изо дня в день, Надежда Прокуда и Сергей Новицкий проезжают не меньше 150 километров. Устают, но несмотря на это, всегда обслуживают сельчан аккуратно и вежливо, внимательно выслушают каждого и сами поделятся с жителями деревень чем-нибудь интересным. В малых сёлах они всегда желанные гости.