За полтора десятка лет работы на высоте Лариса Рожновская только раз рискнула сменить профессиональный курс и «спикировала» вниз, на землю. Выучилась на продавца, но через пару месяцев поняла: ее судьба — стройка. Единственная женщина-крановщица Гомельского завода металлоконструкций не представляет своей жизни без мощного крана, в управлении которым может дать фору любому мужчине, рассказали в sb.by.
Хочу на завод!
— К земле меня, конечно, тянет, но иначе: мы с мужем купили дачу, цветы выращиваем, а еще в лес за грибами-ягодами ходим, — отвечает на мой провокационный вопрос о своей неженской профессии Лариса. — Я уверена, что нет женских и неженских специальностей: если человек любит свое дело, увлечен им, то никогда не станет жалеть о своем выборе.
Собеседница рассказывает, что на домостроительный комбинат у себя на родине, в украинском Запорожье, пришла в 19 лет сразу после окончания училища. Сначала была контролером — все нравилось: и работа, и люди рядом, но потом начались 1990-е, былая стабильность рухнула, и молодой девушке пришлось искать заработок в соседней стране.
— Для работы в Москве набирали бригаду — нужны были отделочники, я и подумала: была не была — поеду! — вспоминает крановщица. — Ведь в юности все легко менять в жизни!
Поездка оказалась судьбоносной — на стройке Лариса познакомилась с будущим мужем Сергеем:
— Мы работали на одном объекте, сразу понравились друг другу. Нам было по 25 лет — какой чудесный возраст! Сейчас нашей дочке Ульяне столько же. Мы с Сергеем поженились и сначала жили в Москве, потом муж предложил переехать к нему в Гомель. Рада, что согласилась: с первого дня почувствовала, что в Беларуси я как дома.
Потом родилась дочка, а когда девочка пошла в детский сад, Ларисе нужно было искать работу.
— Пришла на биржу труда, посмотрела, на кого можно выучиться, и среди всех специальностей выбрала профессию крановщика, — говорит собеседница. — Она казалась мне очень романтичной — раньше видела, как девушки трудились на кранах. Мне хотелось, как они, но тогда не было спецобразования.
Поработав на двух гомельских заводах крановщицей, Лариса решила устроиться в более спокойное место — выучилась на продавца, стала за прилавок.
— Через пару месяцев поняла, что себя не обманешь. Мое дело — не торговля, а стройка. Пусть пыль, шум, но я хотела обратно на завод.
Дисциплина и порядок
Гомельчанка поделилась, как управляла башенным краном:
— Высота — метров 20, я загружала вагоны — знаете, такое ощущение фантастическое, когда ты сидишь в кабине махины и от тебя так много зависит! А сейчас работаю на кране высотой около 10 метров — нужно заливать бетон в формы, потом загружать готовые изделия в машины. Хотя опыта у меня достаточно, но всегда нужно быть предельно сконцентрированной: работа требует сноровки и большого внимания, но мне она по душе!
Лариса Рожновская — за четкое соблюдение производственной дисциплины. Она точно знает, сколько опасностей может быть на производстве, если игнорировать простые правила. Вспоминает такой случай:
— Работая на прежнем месте, с крана на ходу сорвалась небольшая деталь и упала человеку на голову — работника спасла каска, никакой травмы не было. А проигнорировал бы — и самому горе, и работодателю за ЧП отвечать.
— Вы везде такая дисциплинированная и ответственная? — интересуюсь.
— Да, и домашним достается — я в семье командир, но справедливый! — смеется собеседница. — Очень люблю людей, которые меня окружают. Считаю, что в жизни мне повезло: иду на работу, зная, что там меня ждут любимые коллеги, с которыми можно решить любые производственные задачи, а дома встречают родные — это ли не счастье?
Кстати, за пределами завода Лариса — не водитель, а пешеход, который с удовольствием гуляет по гомельским улицам:
— Смотрю на здания, которые были построены в том числе и из наших материалов, и думаю о том, сколько усилий и труда вложено в возведение каждого. Да, кому-то нужно трудиться в шумных цехах, чтобы в результате на улицах городов появлялись нужные людям объекты.