«Возьми кусочек, мни его. В общем, знакомься с глиной», – с этими словами керамист Анастасия Андреева начала знакомить журналиста «Гомельскай праўды» с азами гончарного ремесла.
Журналист "Гомельскай праўды" (слева) узнает тонкости гончарного дела от керамиста Анастасии Андреевой
КАК ПЛАСТИЛИН, ТОЛЬКО ЛУЧШЕ
Необходимость прийти в творческую мастерскую «Воздух» продиктована временем: скоро новогодние праздники, хотелось порадовать родных оригинальным изделием. А чашка или подставка для кулинарной лопатки – идеальный подарок.
Анастасия охотно согласилась научить меня гончарному мастерству. Первым делом дала познакомиться с глиной – серым кусочком мягко-твердой субстанции, чем-то напоминающей пластилин, только более приятной на ощупь. Специальную глину для керамики продают в магазинах, она уже очищена от органики (это для тех, кто думает, будто можно просто накопать на озере бесплатно).
Процесс работы за гончарным кругом поистине завораживает
– Главное правило работы с глиной – отсутствие маникюра. Мы все делаем без перчаток: так лучше чувствуется материал и просто удобнее. О состоянии рук можно не переживать – глина гипоаллергенна. Единственное, в зимнее время может немного подсушивать руки. Но с ощущением сухости кожи поможет справиться любой ваш любимый крем, – пояснила гомельчанка.
Пока я разминала глину, обратила внимание, что на кусочке стали появляться небольшие трещины. «В этом главное отличие от пластилина – чем больше мнешь, тем тверже она становится. Трещины появляются потому, что глина высыхает от тепла рук», – подчеркнула наставник.
– Как ты пришла к гончарному ремеслу?
– Это случилось пять лет назад, как раз в тот момент, когда нужно было в жизни что-то менять и чем-то себя вдохновлять. Кстати, я по образованию учитель иностранных языков, окончила ГГУ имени Ф. Скорины, но ни дня в профессии не проработала – поняла, это не мое. По счастливому стечению обстоятельств мама увидела в интернете информацию о мастерской и предложила позаниматься керамикой. Очень этому обрадовалась, ведь думала, что подобное занятие возможно только в деревнях, где есть специальные печи или что-то подобное. Мастер-класс впечатлил: мое первое блюдце в виде кленового листа получилось шикарным. Вскоре решила идти на курсы и изучать гончарное дело более углубленно. Преподаватель остался доволен моей посудой и предложил проводить детские мастер-классы. Потом взял меня на взрослые. Постепенно втянулась, и гончарство стало моей основной профессией. Рада, что так все в моей жизни сложилось, не представляю, чем бы занималась вместо керамики, – рассказывала Анастасия, пока не увидела, как кусочек глины в моих руках стал слишком сухим. – Думаю, пора приступить к изготовлению подставки.
СОЗДАЕМ КРАСОТУ
Я получила в руки другой кусочек глины и стала внимательно повторять за мастером: сильно ударила о стол, чтобы с одной стороны стал плоским, затем аккуратно нажала большим пальцем, сделав глубокую ямку, и медленными движениями изнутри расширяла ее – получилось что-то похожее на верхнюю часть пончика.
Дальше процесс пошел быстрее: нужно было крутить изделие и, будто щипая, делать его стенки тоньше. Еще важный момент – обязательно заглаживать микротрещины влажной губкой. Иначе в процессе сушки или при обжиге в печи может произойти неприятность – изделие лопнет, треснет или запузырится.
Кстати, Анастасия справилась с работой минут за пять, а вот у меня на это ушли все 15.
– Что дало тебе подобное занятие помимо очевидного умения делать красивую посуду?
– В детстве я была закрытым человеком и не могла первой заговорить с кем-то незнакомым. Мастер-классы всё изменили: стала кайфовать, находясь в большом кругу людей. Еще нравится, когда приходят заниматься, понимая, что не умеют взаимодействовать с глиной, но им важно просто хорошо провести время. Получается обмен положительной энергией.
Еще важный момент – благодаря керамике совершенствую дзен. В некоторых моментах я очень вспыльчивый человек, в порыве эмоций могу кричать и даже разбить свое творение. Как профессионалу мне важно, чтобы посуда была отражением моих умений, а керамика непредсказуема: брак возможен на любом этапе изготовления. Так что приходится выбирать: психовать из-за неудачи или спокойно принять ситуацию. Умиротворение, принятие себя и своего результата – все это мне дало гончарное дело.
Пока мы беседовали, я закончила формировать основу подставки и приступила к ручке. Здесь было важно ее правильно раскатать. Поскольку это не тесто, его нужно катать одной рукой от кончиков пальцев до основания запястья. Не стоит сильно прижимать к дощечке, все движения делаются легко и быстро. Далее Анастасия показала, как прикрепить ручку к основе: нанесла специальный клей (разведенную водой глину), соединила и аккуратно выровняла. Даже добавила пару кусочков глины, чтобы ручка получилась более надежной.
И вот она, подставка для ложек. Правда, это лишь первый этап создания шедевра: далее изделие будет три недели подсыхать, после обжигаться в печи и покрываться цветной глазурью (этим занимается сотрудник мастерской). Итого, к Новому году мое творение, возможно, будет красоваться на кухонном столе.
РЕЖИМ МЕДИТАЦИИ АКТИВИРОВАН
Следующим этапом мастер-класса стала работа за гончарным кругом. Здесь уже большую часть работы – подготовку круга, выравнивание глины, ее центровку и первое придание формы для будущей чашки – взяла на себя Анастасия. Журналисту разрешили кинуть в центр круга глину, чтобы она стала приплюснутой с одной стороны (как и в случае с подставкой). Звучит слишком просто, а на деле я чуть не промахнулась.
– Есть ли конкуренция среди керамистов?
– Знаю, что в Гомеле есть другие керамисты, но их стиль работы отличается от моего – у них изделия рассчитаны на определенную целевую аудиторию. Я же в основном ориентируюсь на создание посуды. К тому же, в свободное от мастер-классов время делаю чашки и тарелки для кофеен и ресторанов Гомеля, Минска и Гродно. Так что многие жители нашего областного центра вполне могли пить чай или есть вкусные блюда из моих изделий.
– Наверное, у тебя дома нет обычной магазинной посуды, только своя авторская…
– Я сапожник без сапог: ни одной тарелки или чашки нет. Вернее, некоторые экземпляры есть, но лишь те, которые не удались, а выбросить жалко. Если изготавливаю на заказ, то работаю по определенному эскизу. А для себя ничего подобрать не могу – все не подходит (смеется).
– Были случаи, когда у кого-то вообще не получилось подружиться с глиной?
– Всем людям глина поддается быстро: и детям от четырех лет, и людям серебряного возраста. Многие посетители очень требовательны к себе и, как следствие, к своему изделию – тут края неровные, тут недостаточно круглые стенки, тут форма не такая, как нарисовало воображение. Для себя отметила, что мужчины быстрее приспосабливаются к работе за гончарным кругом. В отличие от девушек они не прикладывают слишком много силы во время формирования, и чашки у них получаются с первого раза. Давай посмотрим, как у тебя получится.
И вот меня допустили до гончарного круга. Действительно, учитывая мягкость глины, было очень просто вместо чашки сделать гору или подсвечник. Так что следовало максимально сконцентрироваться и следить, чтобы движения рук были аккуратными, точными, но мягкими.
– Только резко пальцы не отпускай, иначе края болтаться будут и получатся неровными, – поправила меня Анастасия. – Самая правильная поза для работы за гончарным кругом – локти лежат на коленях, корпус подается вперед.
Процесс работы заворожил: я будто на несколько минут вышла в астрал – голова освободилась от мыслей, тело расслабилось и стало легким. С каждым новым оборотом круга стенки будущей чашки формировались все качественнее.
К сожалению, нирвана закончилась слишком быстро: спустя шесть минут чашка была сделана. Анастасия похвалила результат, достала горелку, обожгла изделие, чтобы его подсушить, и одним легким движением сняла с гончарного круга. Далее чашку ждет сушка, обжиг при температуре более тысячи градусов и покраска.
На этой огненной ноте закончилось мое знакомство с гончарным делом. Что можно добавить напоследок: впечатлений масса, однозначно стоит прийти на мастер-класс, чтобы еще раз пережить все эти потрясающие эмоции.