Сколько планет в Солнечной системе?

1373 0 23:14 / 24.01.2008
— Что за вопрос? — возмутятся наши читатели, недавно окончившие среднюю школу. — Всем известно, что их девять.
Последнюю, Плутон, открыл в 1930 году американский астроном Клайд Томбо. Хотя на обложке белорусского учебника “Астрономия”, которым пользуются сейчас учащиеся одиннадцатых классов, их почему-то восемь. А недавно средства массовой информации распространили сообщение об открытии десятой планеты, обращающейся вокруг Солнца.
Однако не торопитесь вносить поправки в ваши справочники или конспекты. Ведь официальное сообщение о десятой планете может сделать только Международный астрономический союз (МАС), а не какое-то “общество”. Судя же по публикациям, речь идет о так называемом планетоиде или объекте пояса Койпера. Это “внешние” астероиды или так называемые малые планеты, расположенные за орбитой Нептуна, существование которых предсказал американец Джеральд Койпер (1905 — 1973). Среди них могут быть достаточно крупные — диаметром более тысячи километров. Они представляют собой смесь камня, метанового и водяного льда. Как считают сегодня астрономы, такие планетоиды являются “отходами” строительного материала, из которого сформировались большие планеты Солнечной системы.
Судя по описанию “открытия”, речь идет о названной в честь эскимосской богини моря малой планете Седна, которую обнаружили американские ученые с помощью выведенного на околоземную орбиту телескопа “Спитцер” и ряда обсерваторий в Испании, Чили и США.
Астрономы установили, что Седна движется по эллиптической орбите, совершая один оборот вокруг Солнца за 10,5 — 12,5 тысячи лет.
Сейчас она находится на расстоянии около тринадцати миллиардов километров от нашего дневного светила, что в девяносто пять раз превышает расстояние от Земли до Солнца. По размерам Седна (диаметр около тысячи семисот километров) близка к Плутону, что дало возможность некоторым ученым выступить с заявлением о том, что девятая планета также является объектом пояса Койпера — типичным планетоидом. Однако МАС пока оставил все на своих местах. Поэтому в Солнечной системе не десять, но и не восемь планет, а девять, как было раньше.
Сенсация не состоялась. Но наблюдения и исследования Седны и других, уже известных, объектов пояса Койпера, в том числе с помощью орбитальных телескопов “Хаббл” и “SIRFT” (имени Спитцера) продолжаются. Будем ждать новых научных результатов их работы.
Общество