Одни поставили на улице железобетонное ограждение и устанавливают шлагбаумы, другие не могут проехать к своим участкам ни по одной из нескольких дорог. Журналист «Гомельскай праўды» попыталась разобраться в ситуации и выяснить, на чьей стороне закон.
На встречу с журналистом Елена Цалко принесла внушительную папку с ответами из разных инстанций на обращения дачников
Кто виноват, что нет подъездного пути?
Весна – долгожданное время для дачников. Наконец-то можно выбраться из шумного и надоевшего за зиму города на природу. Но для обладателей земельных участков в садоводческом товариществе «Дружба-2» это время становится настоящим испытанием.
Раньше многие из них добирались на рейсовом автобусе по объездной дороге, частично проходящей через СТ «Озерное». В прошлом году работники автобусного парка № 2 ОАО «Гомельоблавтотранс» провели обследование дорожного полотна, по результатам которого оповестили: участок не соответствует допустимому нормативу по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому обслуживание СТ «Дружба-2» прекращается. Ровно до того времени, пока не будут выполнены работы по ремонту дороги.
Понятное дело, убивать технику на бесконечных ямах и ухабах никому не хочется. Дачники надеялись на скорый ремонт, после которого автобусный маршрут будет восстановлен. Однако оказалось, что дорога, проходящая от железнодорожного переезда до СТ «Озерное», не передана для содержания и обслуживания ответственным службам: у нее попросту нет хозяина.
Ранее проехать на личном автомобиле к своим земельным участкам со стороны Пхова люди могли и по другому, сокращенному пути: через улицы «Озерного», которые с недавнего времени перекрыты железобетонным ограждением и шлагбаумом.
– Председатель соседнего товарищества мотивировала свои действия тем, что они не желают, чтобы по их территории ездили члены других товариществ. А также напомнила, что за их счет в 2021–2022 годах выполнен ремонт дороги, в который они вложили 10 тысяч рублей собственных средств. С нас потребовали выплатить 3,5 тысячи рублей. Откуда взялась эта сумма и почему уже весной 2023 года после выполненного ремонта дорога стала непригодной для использования и осуществления автобусных рейсов по ней? Люди возмущены, – поясняет сложившуюся ситуацию председатель СТ «Дружба-2» Елена Цалко. – Тем более что до ремонта этот путь был в ужасном состоянии, в том числе и по вине дачников «Озерного», которые накануне проводили коммуникации на свою территорию. К слову, наше товарищество образовалось первым, и улицы «Озерного» строились уже на нашем подъездном пути. Кстати, среди дачников много людей преклонного возраста, а также тех, кто живет здесь круглогодично. В любой момент им может понадобиться скорая медицинская помощь, которой нужно обеспечить проезд.
По закону, если участков больше пятидесяти, а в случае с «Дружбой-2» их более двухсот, должно быть несколько въездов на территорию дачного поселка. И теоретически они есть. Имея три подъездные дороги, ни одна из которых не числится на балансе дорожных служб, люди вынуждены использовать еще две. Например, узкий путь с крутым спуском вдоль мелиоративного канала, предназначенный для обслуживающего его транспорта. А также дорогу через поле, которая разбита сельскохозяйственной техникой до плачевного состояния: колея здесь доходит до 50 сантиметров, легковой автомобиль сразу застревает.
Примечательно, что в рабочем проекте части землепользования застройки садоводческого товарищества «Дружба-2», датируемого 1985 годом, было оговорено строительство отдельной дороги вдоль железнодорожного переезда и даже были согласованы все должностные лица, ответственные за эту работу. Но по каким-то причинам отвод земель под строительство дороги не производился. Возможно, из-за наличия проезда через территорию соседнего садоводческого товарищества, который, напомним, в настоящее время перекрыт.
В таком плачевном состоянии находится основная дорога, по которой раньше ходил рейсовый автобус
Почему ездят все, а платим только мы?
Председатель СТ «Озерное» Евгения Штукарь не понимает претензий соседей в свой адрес. Объясняет причину конфликта по-своему: сегодня за комфорт и удобство нужно платить, а расставаться с кровно заработанными дачники «Дружбы-2» не спешат.
– Иначе как объяснить их отказ сложиться на ремонт дороги, по которой они же и ездят? Это имущество нашего товарищества, и мы всегда его обслуживали самостоятельно. Когда встал вопрос о том, что надо внести деньги на ремонт дороги, к слову, всего 30% от общей суммы, соседи подняли бучу, пошли жаловаться. На собрании наши люди приняли решение закрыть проезд, или, другими словами, огородить территорию товарищества, на что мы, согласно Указу Президента № 50, имеем полное право. Кстати, наши соседи несколько раз ломали шлагбаум, – отмечает Евгения Андреевна.
Глава СТ уверена, что возникшую проблему сложно назвать острой. Решается она просто: дачники из «Дружбы-2» погашают долг за ремонт дороги в 3,5 тысячи рублей, а затем каждую весну участвуют в ее ремонте наравне с членами «Озерного».
Пора сесть за стол переговоров
– Конфликтующим сторонам необходимо оперативно и четко проговорить совместные расходы на обслуживание дороги. Это самый действенный вариант решения проблемы, – предлагает начальник управления землеустройства Мозырского райисполкома Максим Киселев.
Примечательно, что для разрешения конфликтной ситуации специалисты райисполкома планировали организовать встречу председателей садоводческих товариществ. Но ввиду того, что одна из них была в длительном отъезде, задуманное не удалось осуществить. Мозырский райисполком направил в СТ «Дружба-2» письмо с рекомендацией пригласить на собрание членов кооператива всех заинтересованных лиц, в том числе представителей райисполкома.
К сожалению, пока продуктивный разговор между членами правления не состоялся. Конфликт только набирает обороты: обращения от дачников «Дружбы-2» отправлены в разные инстанции, в том числе в столицу.