Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Вверх

Баннер на сайт 816х197.jpg


Шура, Шурочка и Т-34. Короткая героическая жизнь дочери полка и бесстрашной танкистки из Жлобинского района

1464 0 09:52 / 09.03.2024
С фронтового снимка искренне улыбается красивая молодая девушка в танковом шлемофоне рядом с огромной боевой машиной. Портрет сделал военный фотокорреспондент Анатолий Морозов в 1943 году, а гвардии старшему лейтенанту Саше Самусенко всего 21 год.

Портрет2.jpg
Военный фотокор говорил, что ему необыкновенно дороги фотографии погибших боевых друзей. Одна из них - отважной девушки Саши Самусенко

Девушка на броне

Александра родилась в 1922 году в деревне Святое (сейчас агрогородок Кирово Жлобинского района). Окончив Городецкую школу в Рогачевском районе, поступила в учительский институт, но после первого курса перешла в Гомельское речное училище – девушку интересовала техника.

В сухих строчках военных документов говорится, что с 1934 года Саша – воспитанница в час­тях Красной Армии. Первый боевой опыт получила в войне с белофиннами в 1939-м. С первого дня Великой Отечественной – доброволец на фронте, служила рядовым пехотинцем, но грезила стать танкисткой. Девушку направили в Магнитогорскую высшую офицерскую бронетанковую школу. Получив звание лейтенанта, воевала в составе 97-й танковой бригады. Характер закалила в схватках с ненавистным врагом.

– До того времени, пока в моих жилах течет кровь, пока бьется мое сердце, пока я живу и моя душа полная высоких искренних чувств, никто и ничто не пошатнет во мне преданность нашей Родине, за честь и независимость которой идут в бой сыновья нашей Родины, – сказала патриотка, когда ее принимали кандидатом в члены ВКП(б).

С 1941 года воевала на Западном и Брянском фронтах. С января 1943-го ее часть вела тяжелые бои на Воронежском фронте. В результате огромных потерь бригаду в апреле 1943 года вывели в тыл для пополнения техникой и людьми. Александру Самусенко назначили командиром танкового взвода. Лейтенант муштровала экипажи, доводя навыки бойцов до автоматизма, учила замечать опасность, отчитывала за грязь на машинах, плохую маскировку. После упорной подготовки часть вернулась на передовые позиции спустя три месяца, 16 июля вошла в состав Брянского фронта и приняла участие в Орловской наступательной операции.

Охотница на тигров

Командный состав нес большие потери, Александра Самусенко назначена адъютантом в штаб 97-й танковой бригады. Во время боев в марте 1943 года в районе деревни Шляховая, когда был убит командир батальона, она приняла командование на себя, четко и энергично руководила боевыми действиями танкистов.

Эпизод боя описан в книге «Советские женщины в Великой Отечественной войне» Веры Мурманцевой. Механик-водитель Т-34, командиром которого была Самусенко, встретив на пути три «тигра», растерялся. Лейтенант спокойно, но решительно заявила: «Назад для нас дороги нет. Бить врагов надо!» От прямого попадания головной «тигр» загорелся, но остальные продолжали идти на сближение. Ожесточенное сражение длилось несколько часов, экипаж отважной танкистки одержал победу.

При подготовке документов штабной писарь не поверил, что командиром грозной бое­вой машины была женщина, написав в приказе «старший лейтенант Александр Григорьевич Самусенко». Удивился, впервые увидев Сашу, и командир бригады генерал-майор танковых войск Николай Воейков: «Танкист, да вы девица! Женщина в такой должности – уникальный случай».

Отважная дочь белорусской земли отличилась летом 1943 года. Во время боев с 19 по 28 июля своевременно обеспечивала связь и информацию о положении частей и подразделений бригады. Несмотря на огонь противника и бомбежки, доставляла частям указания дальнейшего развития успеха в бою. За проявленные смелость и решительность гвардии старший лейтенант офицер связи награждена орденом Красной Звезды. Вручая его отважной девушке, генерал сказал: «Спасибо, дочка, умеешь ты любить свою родную землю».

Писатель-фронтовик Фабиан Гарин в книге «Цветы на танках» написал, что «Шура была изящна, с тонкой талией, а косы, уложенные на затылке, придавали ей женственность, но война наложила на нее свой отпечаток: то бранное слово сорвется с языка, и курила больно много... Она стояла с нами на борту танка, подставив лицо ветру и дождю». Полковник запаса Урмашкин говорил, что «Шуру Самусенко в 1-й гвардейской танковой бригаде знали все. Это была красивая, стройная, веселая, которая всегда улыбалась, и вместе с тем волевая, бесстрашная девушка. Она постоянно рвалась в бой».

На пропахшем порохом и гарью танке отважная и жизнерадостная Шура приближала долгожданную Победу, уничтожала противотанковые орудия врага, дважды горела, трижды была ранена, в том числе один – тяжело, но никогда не теряла самообладания и оставалась настоящим боевым товарищем. Ее смелость, патриотизм и оптимизм удивляли даже опытных бойцов. Фронтовик-артиллерист Петр Демидов вспоминал в книге «На службе у бога войны», что офицер связи капитан Саша Самусенко в армии была единственной женщиной-танкистом, о ней много рассказывала фронтовая печать.

В Жлобинском историко-крае­ведческом музее хранятся материалы и фотографии Александры. В каждой строчке ее писем с фронта ненависть к врагу: «Мамочка! Вы уже освобождены от коричневой чумы. Поздравляю с этим большим праздником. Хочется быстрее встретиться. Как ты, моя родная? У меня, мама, тоже праздник, исполнилось 22 года. Отпраздновала именины. На своем танке душила гадов. Ох, и здорово душила. Жалко мне свою униженную изуродованную немцами землю. А самое главное – поступаю по-партийному. Я ж коммунистка. До скорой встречи. Обнимаю, целую. Шура».

Ушла в бессмертие

Фронт двигался на запад. Из воспоминаний бывшего заместителя танкового батальона С. Воронина: «3 марта 1945 года. В этот день офицер связи Александра Самусенко выехала с приказом командования в первый танковый батальон. Его командир майор Жуков сообщил по радио, что офицер связи к нему не прибыл. В этот и следующий день в Восточной Померании шли жестокие бои. О Шуре так и ничего не было известно. И только командир взвода разведки лейтенант Тихонов, возвратившись из поиска, привез фотографию Шуры. Эту фотографию Тихонов снял со свежей могилы в селе Пульценфирц, а рядом чернел остов сгоревшего броневика».

Позже о случившемся рассказала жительница Агнесса Бауманс: «Два дня назад в село въехал броневик. Кто там сидел, я не знала. Фашисты уже ушли, остался один танк. Из него стреляли, броневик загорелся. Я видела, как выскочил парень, бросил в огонь свою сумку (офицерский планшет с секретной информацией – прим. автора) и выхватил револьвер. И тут же упал. Когда танк отъехал, я подошла к парню и по лицу догадалась, что это вовсе не парень, а девушка. Она была в брюках. В гимнастерке я нашла ее фотографию. Мои дети выкопали могилу, на ней укрепили фотографию девушки…»

В наградном листе от 13 марта написано, что с 15 января 1945 года, выполняя самые ответственные боевые задания, всегда своевременно, четко и правдиво докладывала командованию обстановку, что помогало принимать своевременные и правильные решения. За образцовое выполнение заданий командования, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, гвардии капитан Самусенко награждена орденом Отечественной войны I степени посмертно. До конца войны не дожила всего два месяца, не дошла 70 километров до Берлина, положив молодую жизнь на алтарь Великой Победы.

P.S. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала сотрудникам Жлобинского историко-краеведческого музея
Фото из открытых интернет-источников
Общество


Отор_сайт.jpg
морозовичи-агро11.jpg
0 Обсуждение Комментировать